# #
Просмотров: 1178
Тема дня

"Захотим - отправим!"

Picture

Макрон: Запад может направить военных на территорию Украины без согласия России.

Просмотров: 4017
Тема недели

Мы - за. Но... (+3)

Picture

Президент РФ Владимир Путин подробно прокомментировал идею о 30-дневном перемирии на территории Украины, предложенном стороной США.

Просмотров: 9078
Тема месяца

Война, которая не должна была начаться

Picture

Сегодня Новокузнецк отметил 36-летие завершения войны в Афганистане.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Опросы на КузПресс
  Обманывали ли вас как потребителя?
  Пойдёт ли Москва на 30-дневное перемирие?
  Согласны ли вы на самозапрет кредитов и микрокредитов?
  ...
добавить на Яндекс
Половина заемщиков подписывают кредитные договоры не читая.

Подписал не читая…

Почти половина заемщиков подписывают кредитные договоры дистанционно, через приложения,

При этом люди часто даже не читают условия договоров.

Почему?

Из-за большого объема документа, необходимости пройти по ссылке, спешки, непонимания юридических терминов и доверия менеджеру.

В конце 2024 года регулятор провёл поведенческую экспертизу и выяснил, от чего зависит внимание потребителей финансовых услуг к условиям договора, какие его разделы они считают наиболее и наименее важными, что мешает восприятию значимой информации.

Респондентам предложили ответить на 35 вопросов.
Во время экспертизы была получена 1761 анкета, 42,2% опрошенных — женщины.

Большая часть участников опроса (64,56%) — в возрасте от 26 до 45 лет,

15,73% — до 25 лет,

15,56% — от 46 до 55 лет,

остальные — старше 55-ти.

Среди опрошенных потребителей 86,71% имеют высшее образование или ученую степень, 5,85% — только общее среднее образование.

Большинство потребителей (79,05%) не имеют специализированных знаний или опыта в области юриспруденции, но у 50,77% участников есть опыт получения кредита или займа не более трёх раз за последние пять лет. Ни разу не воспользовались кредитом или займом за последние пять лет 31,35% опрошенных потребителей. 17,89% потребителей использовали кредитные продукты за последние годы более трёх раз.

Потребительское кредитование — одна из наиболее популярных финансовых услуг.

"При этом заемщик не всегда достаточно мотивирован внимательно ознакомиться с условиями потребительского кредитования, прописанными в договоре, или не всегда понимает сложно написанный текст документа. Это может вести к недопониманию заемщиком важных условий договора и, следовательно, негативному опыту получения такой услуги", — отмечает в итоговом документе поведенческой экспертизы Банк России.

Задачей этого исследования был анализ причин, мешающих потребителям внимательно изучить условия договора кредита (займа) перед его заключением.

Почему же заёмщики отказываются от детального изучения документа?

Наиболее часто среди причин, почему заемщики отказываются читать общие или индивидуальные условия договора займа, сами они называют невозможность внести изменения (хотя Банк России утверждает, что право вносить корректировки у потребителя есть), сходство условий различных договоров и их большой объем.

Самым непонятным из пунктов индивидуальных условий кредитного договора является пункт «Указание на изменение суммы расходов заемщика при увеличении используемой в договоре переменной процентной ставки потребительского кредита (займа) на один процентный пункт, начиная со второго очередного платежа, на ближайшую дату после предполагаемой даты заключения договора». А наиболее понятным — пункт «Валюта, в которой предоставляется кредит (займ)».

При оценке пунктов индивидуальных условий договора важности наименее значимым для потребителей является пункт «Цели использования заемщиком потребительского кредита (займа)», а наиболее важным — пункт «Срок действия договора, срок возврата кредита (займа)».

Picture background

Большинство потребителей помнят о получении индивидуальных (69,73%) или общих (57,15%) условий по своему последнему договору кредита. При этом потребители чаще помнят о получении индивидуальных, чем о получении общих условий договора. Заёмщики чаще не читают общие условия (13,56%), чем индивидуальные (6,29%).

Индивидуальные условия потребители чаще читают и лучше понимают (58,73%) по сравнению с общими условиями (38,71%) договора кредита.

Доля потребителей, которые не понимают общие или индивидуальные условия договора кредита (займа) после прочтения, по результатам опроса не превышает 5% по тем и другим условиям. В то же время остается значительная часть потребителей, которые либо не получали, либо не помнят, получали или нет, общие (42,85%) или индивидуальные условия (30,27%) при заключении последнего договора. «Вероятно, в процессе ознакомления с договором кредита (займа) потребители не всегда идентифицируют и различают индивидуальные и общие условия», — отмечается в отчёте.

Возможно, получение общих условий договора в виде электронной ссылки на сайт является причиной того, что потребители реже читают их по сравнению с индивидуальными условиями: «Это предположение косвенно подтверждается тем, что по результатам оценки потребителями способов привлечь их внимание к ознакомлению с общими условиями договора кредита (займа) наименее популярным вариантом является «ссылка на документ (общие условия) в случае онлайн-оформления».

По данным опроса, свой последний договор кредита (займа) потребители чаще всего подписывали в личном кабинете соответствующего приложения кредитора (45,99%), реже — на бумаге (35,73%)».

Picture background

Для того, чтобы внимательно ознакомиться с условиями договора, нужно время.

По итогам опроса большинство потребителей отметили, что могут сосредоточиться на чтении договора, не отвлекаясь, в течение 5 — 20 минут (55,08%). Именно столько потребовалось 49,96% потребителей из числа опрошенных, имеющих опыт кредитования. В то же время есть потребители, которые, получив и прочитав общие (36,81%) и индивидуальные (42,11%) условия кредитного договора, затратили менее пяти минут на каждый из документов.

Наиболее частой причиной, по которой потребители невнимательно знакомятся с условиями договора кредита, оказалось воспринимаемое сходство условий в различных договорах. На втором месте — доверие к кредитору и менеджеру.

Часто на вопрос о причинах нежелания знакомиться с общими или индивидуальными условиями договора потребители также отвечали: «Они слишком объемные». Реже всего потребители, получившие общие или индивидуальные условия договора, не читали их, потому что менеджер не привлек внимания к этим условиям.

Что может заставить потребителей внимательно знакомиться с условиями кредитного договора?

«Потребители считают, что мотивация ознакомиться с общими условиями договора кредита (займа) повысится, если сократить объем текста до трёх страниц, объединить с индивидуальными условиями, ввести обязательную отдельную «галочку» или подпись как подтверждение ознакомления с общими условиями, а также обязать менеджера привлекать внимание к ним», — поясняют аналитики.

А вот предоставление ссылки на общие условия или предупреждение о необходимости ознакомления с ними, которое прописано в индивидуальных условиях, мало поможет исправить ситуацию.

Ольга Осипова
Фото: dzen.ru
16.03.2025
Просмотров: 773 | Комментариев: 4
Ruthenium 16.03.2025 10:19
Сейчас инструкцию к антибиотикам фиг прочитаешь, целая простынь мелким шрифтом вместо прежней бумажки. То ли торгаши фармой так обезумели, то ли государство их на это подталкивает, во всяком случае, не мешает. Банковские торгаши тоже безумными по объёму договорами грузят.
1
2
=
-1
григорий 17.03.2025 01:47
Смейтесь не смейтесь, а прочитать это всё хрен получится!
0
0
=
0
григорий 17.03.2025 01:48
Я как то договор оформлял какой то уж не помню, там 13 страниц мелким шрифтом
0
0
=
0
григорий 17.03.2025 01:48
Тут главное вычленять самое существенное - ставки, проценты, штрафные санкции
0
0
=
0

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь