В ряде местных СМИ в конце прошлой недели появилось интригующе-заманчивое сообщение: "Проезд в новокузнецких автобусах снизился до 11 рублей для части горожан", со ссылкой на "градоначальника Сергея Кузнецова".
Во-вторых, не для части жителей Новокузнецка, а для кого-то одного из опробовавших в апреле проездной билет "в пилотном режиме"; для остальных же проезд обошелся дороже. В-третьих, Сергей Николаевич в воскресенье в своем Телеграм-канале, по сути, повторил то, что еще в пятницу сообщили на пресс-конференции его подчиненные - руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий и директор МБУ "Единый Центр организации пассажирских перевозок" Римма Ковынева. Впрочем, обо всём по порядку. ...Утро понедельника, 23 мая.
Жду в районе Левого берега возможности добраться до остановки "Универбыт". В кармане пластиковая "Единая транспортная карта", баланс проверен, деньги на счету. Жду минут десять. Ни "пятерки", ни 88-го, ни 345-го автобусов - не то, что в славные "дореформенные" времена... Третьего троллейбуса тоже нет. Троллейбус 6а показался, но голосом водителя раздраженно предупредил, что едет в парк, и захлопнул дверцы...Так и на работу опоздать можно, провожая взглядом большие синие автобусы с троллейбусами, практически пустые внутри, но идущие не туда. А может, уже не пиратский, питаю надежду? Ведь городское руководство во главе с самим Сергеем Николаевичем такую, понимаешь, бескомпромиссную войну объявило "пиратству" - мама, не горюй!.. В салоне тесно - не я один заждался... Кондукторша с первой площадки призывает предавать за проезд. Предлагаю ей расплатиться "Единой", она сурово заявляет, что терминала нет и платить следует "живыми деньгами". Пардон, мадам, но пособничать "пиратству" - это уж ни в какие ворота. Ставьте терминалы и "разойдемся красиво". Нет, говорит, или давайте деньги, или можете сделать перевод по телефону с карты на карту. Но ведь это карта физического лица? Само собой. Значит, то же воровство, но "в профиль"... В общем, после оживленной беседы выхожу, малость не доехав до своей остановки. Размышляя, случайно ли образовалось "окно" перед этим автобусом или, может, маршруты осознанно "зачищены" перед рейсом "пирата", чтобы дать ему возможность получить добычу пожирнее... В то время, как городской транспорт, переведенный полтора года назад на "брутто-контракт", значительную часть времени в буквальном смысле "возит воздух", а городской бюджет, несмотря на повышение стоимости проезда, несет миллиардные убытки.
Тремя днями ранее, в пятницу, я принимал участие в пресс-конференции с Денисом Новохацким и Риммой Ковыневой, на тему введения в Новокузнецке проездных. Про возможность активирования проездного говорилось еще в январе текущего года, когда нас "порадовали" резким повышением стоимости проезда в городском транспорте, с 20-ти рублей до 25 и 30 рублей (при оплате безналичным и наличным способами соответственно).
Однако до сих пор проездных не было. Теперь - есть.Правда, лично мне активировать проездной сходу не удалось. Ранее установленное на смартфон приложение "Мой транспорт" такой возможности не дает - раздел "Купить проездной" неактивен, да и текущий баланс не отображается. Показал Денису Новохацкому, тот посоветовал скачать обновленное приложение. Скачал. Обновленное баланс показывает, но раздела "Купить проездной" обнаружить не удалось. Зато оно требует ввода всех персональных данных, вплоть до информации о паспорте и ИНН (ранее действовавшее приложение такой информации не запрашивало). А что же делать пожилым людям, которым сложны все эти технические премудрости, да и смартфоны, прямо скажем, есть далеко не у всех? "Пенсионеры зачастую оформляют проездные в Сбербанке, поскольку там есть консультанты, которые всегда помогают", - сообщила Римма Ковынева, отметив, что значительная часть тех, кто принял участие в апрельском эксперименте по апробированию проездных, как раз пенсионеры. Что дает проездной его обладателю?Возможность ездить на всех видах транспорта - автобусах, трамваях и троллейбусах - без дополнительной оплаты. Можно кататься целыми днями и ничего, как заверили журналистов, списываться не будет. Месячный проездной пенсионерам обойдется в 600 рублей, учащимся - в 700, остальным категориям пассажиров - в 1250 рублей. Месячный действует в течение календарного месяца, с первого по последнее число. Есть еще недельные (216, 252 или 450 рублей для каждой из вышеперечисленных категорий соответственно) и суточные (72, 84 или 150 рублей соответственно) проездные. Несложные математические действия подсказывают, что суточный проездной окупится, если человек сделает 6 поездок в этот день; недельный - при 18-ти поездках за семь ближайших суток, ну, а месячный билет окупается при 50-ти поездках в месяц. Каждая последующая, выходит, бесплатна. Ну, или, если по-другому, снижается стоимость каждой из совершенных поездок, и чем их больше, тем выгоднее кататься. Тот новокузнечанин, что добился стоимости в 11 рублей 30 копеек, как свидетельствует калькулятор, совершил в течение апреля 110 поездок. Это менее четырех поездок в сутки, вполне посильная задача. А если бы он ездил 6 раз в день, то каждая поездка обошлась бы ему... всего в семь рублей. Хотя, с другой стороны, если бы новокузнечанин, приобретя месячный проездной и проехав по нему 1 раз, потом перешел бы на спортивную ходьбу, то эта одна поездка обошлась бы ему в 1250 рублей. Так что, принимая решение о приобретении проездного, нужно понимать, насколько часто он будет применяться.
А также иметь в виду, что "пиратские" 3.4.5-ПАЗики, с которыми как бы борются и как бы никак не могут справиться муниципальные чиновники, проездные принимать не будут. И платить придется "сверху". Или идти пешком. Ну, а муниципальный транспорт тем временем продолжает нести убытки.И от 3.4.5-х "флибустьеров", перехватывающих денежный поток. И от ушлых "зайцев", навострившихся не платить и не попадаться контролерам. И от "транспортной реформы" в целом. За перевозимый длинномерами воздух кто-то должен платить, не так ли? Почему бы не заплатить за это бюджету Новокузнецка? На вопрос о финансовых результатах работы транспорта в Новокузнецке за 2021 год Денис Новохацкий не ответил, объяснив это тем, что тема пресс-конференции другая. Но упомянул, что "расчетная величина стоимости проезда" составляет 60 рублей. Денис Владимирович не исключил того, что в будущем "пересадочный тариф" (когда при пересадке с одного автобуса на другой дополнительная оплата не взимается) может быть отменен - если удастся охватить проездными значительную часть пассажиров. Но пока он действует. "Пиратов" такой тариф, конечно, тоже не касается. Зато касается всех прочих автобусов. В какой мере будут востребованы проездные, покажет будущее. Вряд ли стоит ожидать впечатляющих результатов от трех ближайших месяцев - летом люди, как правило, ездят значительно меньше, чем в холодное время года. Но к концу года результат должен быть. |
Комментарии читателей: