Денег нет... Держитесь... Хорошего вам настроения!
В Кузбассе из-за дефицита бюджета перенесли финансирование девяти строек.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
По Горной Шории 66 лет тому назад
Вспоминаю свой первый организованный туристский поход, совершенный в июне - июле 1953 года.
Он был смешанным: водно-пешеходным, закольцованным по маршруту - г. Сталинск (ныне Новокузнецк) - г. Темир-Тау - пос. Каз - гора Мустаг - улус Анзас на реке Мрассу - г. Мыски - г. Сталинск.
Пеший переход от Темир-Тау до улуса Анзас
Много чего интересного мы повстречали, испытали и прочувствовали в пути. Например, на горе Мустаг, на которую мы поднялись по берегам реки Тельбес и по курумникам, под которыми журчал Тельбес, нам удалось в середине лета покататься по снежникам на её вершине на своих ботинках из сыромятной свиной кожи, выпускаемых для рабочих (о кедах и кроссовках мы тогда не ведали). Палаток мы тоже не имели, а сооружали на ночь шалаш.
С Мустага мы не спустились в Шерегеш, а по хребтам направились в сторону Мрассу, благо что по хребтам были тропы. Однако они были настолько заросшими, что мы их часто теряли. Трава выше нашего роста. Особенно это было неприятно по утрам, когда из-за росы мы промокали с головы до ног, как будто при дожде. Всего до Мрассу мы одолели три перевала.
В одной низине на грязнейшей, с колеёй от тележных колёс, дороге от Шерегеша на деревню Кедровка нас ходко обогнали две шориянки с рюкзаками. При этом у одной из них был ребёнок. Руки у обеих были свободны, и они лихо махали ими в одну и другую стороны в такт ходьбе, что обеспечивало им равновесие и придавало скорость. Ну, чисто гироскоп на автопилоте.
Между вторым и третьим перевалами встретилась довольно большая, даже с сельским магазином, деревня с названием Суета.
В пути нас заинтересовали оригинальные самоловы кротов, располагавшиеся попарно по одну и другую стороны от тропы. Они устанавливались над кротовым проходом, и, откуда бы ни передвигался крот, на его пути стояла та или другая ловушка. Конструкция самолова была проста до гениальности. Кротовый ход перегораживали щепочкой сверху. На неё поперечно ходу накладывали другую щепочку, на которую опирался деревянный сучок в виде рогатульки, причём рогами вниз. И наконец последняя нагружалась тяжёлой валежиной. Стоило кроту сбить нижнюю щепочку, как на него резко опускалась рогатулька и прижимала его к земле до прихода охотника. Шкурки кротов у них принимали.
Однако наиболее интересным и эксклюзивным на маршруте был участок с Хомутовскими порогами на реке Мрассу.
Преодоление врукопашную Хомутовских порогов на Мрассу
Сплав от Анзаса по Мрассу и Томи до Сталинска осуществили на деревянных плотах. Лес для плотов (а их изготовили два) пилили, валили, обрубали сучья и превращали их в брёвна длиной по пять метров. На это приобрели лицензию в Анзасе, уплатив 16 рублей за 4 кубометра.
Вязку плотов осуществляли по всем правилам: с помощью только пилы и топора. Поперёк брёвен выпиливали и вырубали пазы, через которые пропускали деревянные прожилины - связи. В каждом плоту - по семь брёвен. В передней и задней частях плота вырубалась в виде соединения “ласточкин хвост” бабка, на которую надевалась гребь (весло) длиною в три метра.
Так как все в группе были почти ровесники, то друг друга звали по именам запросто дружелюбно на ребячьем разговорном языке.
Флагманский плот нёс на себе руководителя группы Витьку Ожегова, политрука (а как же без этого в то время!), Володьку Кашинского, Мишку Фролова, Витьку Храмцова, Веронику Юшкову и Лиду. На другом плоту плыли Юрка Милованов, Валерка Ларин, Генка Рябов, Вовка Лозбин, Дина Николаенко и Нина. К сожалению, фамилии двух девушек забыл, хотя у них фамилии сейчас всё равно другие.
От Анзаса до деревни Хомутовка плыли без особых приключений, дружно сталкивая плоты с мелей на перекатах или с какого-нибудь одинокого камня и споря между собой, по какой протоке нужно плыть, когда река разделялась. Но как там ни спорили, а всё равно частенько приходилось выполнять команду: “Раз-два, взяли!” и быстро заскакивать на подхваченный течением плот.
Позднее я припомнил этот случай в разговоре с поэтессой-шориянкой Таяной Тудегешевой, которая отчаянно защищала Мрассу от утверждения, что вода в ней мутная. Кстати, она родилась в УстьАнзасе. Интересно, читала ли она книгу Олега Павловского “Мрассу - жёлтая река” (Кемеровское книжное издательство, 1977 год). Он в книге поведал, что таков перевод на русский язык именно с шорского. Возможно, Мрассу, как женщина, меняет свою окраску в зависимости от времени года, погоды и настроения. Может быть, виноваты в этом золотодобытчики со своими драгами...
Мой отец, Иван Матвеевич, ещё до моего рождения (это более восьмидесяти лет назад) поднимался по Томи из Кузнецка деревянной лодкой “на шестах” со товарищи. Он был так восхищён рекой Мрассу и её окрестностями, что предлагал дать имя Мрасс своему первенцу, то есть мне. И быть бы мне Мрассом Ивановичем, если бы маме не понравилось имя героя-лётчика Валерия Чкалова.
Перед абордажем Хомутовских порогов переночевали в деревне Хомутовка, причалив к берегу. Понимали, что на таких “бегемотах” пороги не одолеть. В старом двухэтажном доме на первом этаже одну половину занимали шорцы. Вдоль стен другой, пустой, комнаты устроены нары. Сюда мы притащили свои рюкзаки. Двери забиты, попадаем в комнату и вылезаем из неё через окно по приставной лестнице. Окна верхнего этажа без стёкол. В доме стоит русская печь. Мы умудрились даже в печи хлеб испечь, предварительно всю ночь поддерживая в ней огонь. Этим руководила Вероника, жившая ранее в деревне.
Ещё в Темир-Тау мы предусмотрительно запаслись железными скобами, с помощью которых сделали маленькие плоты-сплотки их двух-трёх брёвен разобранных плотов.
Хомутовские пороги отхватили у Мрассу около пяти километров её русла. Над рекой по правому берегу пробита хорошая широкая дорога для обхода-объезда порогов, превращающаяся в тропинку выше и ниже порогов по течению.
Множество леса и обломков раскидано по порогам. То тут, то там торчат поставленные “на попа” брёвна. А вот торчит из воды нос затопленной лодки. А вот ещё - большой карбас, как рыба камбала, распластался на валуне. Его нос и корма свисают к воде по обе стороны валуна, а середина сплющена и растрескалась вдоль по швам. Это мы наблюдали, перетаскивая свои рюкзаки от начала до конца порогов.
На следующий день, чуть солнце встало, мы начали спасательные работы по вырыванию у порога своих законных брёвен. Напомню, что нам было по 17 лет, и мы были полны смелости, отваги и некоторой бесшабашности. Из снаряжения на нас были только трусы и ботинки, ни спасательных жилетов, ни касок. Ботинки - чтобы не отбить ноги.
“Мужички” разбились на группы по два человека, и - в воду.
Накуряли нас пороги порядочно. Ребята плавали по бурунам, водоворотам и волнам до застрявших сплоток. Некоторые даже нахлебались воды. Как не нахлебаешься, если тебя прижало к валуну, как лягушку, вода окатывает тебя с головой, а ты медленно сдвигаешь своё тело в сторону, и, наконец, тебя срывает мощная струя и ты стремишься выбраться из порогов между камнями до берега, до которого можно рукой достать, а не так-то это просто! Вода крутит тобой, швыряет тебя, куда захочет. А вода ещё и холоднющая, залазим на какой-нибудь камень, чтобы согреться.
Одна из сплоток села на камень примерно до половины её длины. Вторая половина отклонилась по течению. Я с Генкой Рябовым нацелились на неё, плывя по течению. Я плыл первым и, подплывая к сплотке, гребанул руками сверху вниз. Моё тело несколько выскочило из воды, но перегнуло пополам: до пояса - на сплотке, где я зацепился руками за скобы, а вторая половина - под сплоткой. Я смог выбраться на сплотку. Генка же не сделал гребка руками сверху вниз, и его всего затянуло под сплотку. Он только успел захватиться руками за крайнее бревно, и я помог ему выбраться из-под сплотки. У него были поцарапаны грудь и живот. Отдышавшись, мы стали гадать, как нам быть, когда мы столкнём сплотку с камня. Вниз по течению мы видим несколько рядов высоких волн.
К месту сбора брёвен вдруг сплывает с порогов Вовка Лозбин, стоя на сплотке и держа в руках гребь, надетую на бабку. Вот удача! Мы отобрали у порогов крохи - всего несколько брёвен. Пришлось вновь валить дополнительно лес. И связали мы всего один большой плот на двенадцать человек, на котором благополучно доплыли до Сталинска, по пути купаясь и загорая. Туризм ведь - это лучший отдых! Все участники этого похода получили значки “Турист СССР”.
В конце замечу, как полезно писать путевой дневник и делать фотографии, даже таким фотоаппаратом, как “Смена”. Они помогли мне написать эту статью.
сейчас у меня ловит канал по телевизору - (69 номер), называется "Наша тема", там всё про туризм, снасти, приёмы, рыбалка , охота, туризм, люди, ремёсла, по Сибири и не только...
так вот я прям смотрю не отрываясь. путешествия по миру на машинах (Алексей Камерзанов, из Новосиба).
Купальники системы рейтузы "Мечта Арбуза"!"
тоже прочитал с удовольствием. Чёт Уважаемый Ю.Буланов давно ничего не выкладывал такого-этакого....
В стародавние времена в Хомутах был слив водопадного типа высотой метра полтора. Он очень мешал лесосплаву. Потом его взорвали.
Когда - не знаю. Наверное, позже описанного. Но всё равно порог довольно опасен, его номинация - 3-я категория сложности из 6 возможных, 6-я - самая сложная.
Хомутовский порог, вернее, каскад порогов оброс легендами и былями. Здесь, по шорскому сказанию, погибли местные витязи, пытавшие счастья в путешествиях, их лодки разбил поток. "Все лучшие погибли", - так о них вещает предание.
Здесь утонул золотоискатель Красилин с двумя пудами намытого металла. В его честь самый опасный слив назвали "Красилинское бучило".
В изголовье порога стоит монумент - память об осинниковских школьниках, их деревянный плот разбило, все погибли. Раньше монумент представлял из себя скорбящую фигуру женщины, слепленную из бетона, со временем скульптура развалилась, сейчас там просто металлическая стелла.
В окончание порога - захоронение, могила семьи Першиных (отец и сын с женой), они жили тут и их погубили лихие люди, бежавшие из какого-то ИТУ, их было немало - лес шибко рубили в окрестностях Мрассу до 90-х годов.
На притоке (кажется, Кезес), которым начинается порог, в былые времена лагерное начальство держало турбазу для своих. Специально к той базе была пробита дорога, туда и сейчас можно проехать из Междуры.
Что касается реки, то исконно она чистая. Мутили её лесорубы и золотари. Сейчас лес не рубят и золотодобычи нет, но в сильные дожди вода мутнеет из-за того, что порушена галечная защита ручьёв, по которым когда-то ходили лесовозы - из ручьёв гонит глиняные взвеси.
Название Мрассу или Мрасс\Прасс, как её зовут шорцы, происходит от кетского корня "пра", то есть "кедр", плюс тюркский формант "су" - "вода" или "река". То есть Мрассу это Кедровая река.
Тоже хорошее повествование-даже как то сранно...
Исконно русские названия следуют фонетическим законам русского языка.
Исконно русские названия следуют фонетическим законам русского языка.
ага. а еще Шашлык-Машлык, чисто армянское чередование.
Так и о Тулее вообще ничего....красава а не то что знаменитый в узких кругах лизов журнашлюх....
ГЫ-ГЫ.
ГЫ-ГЫ.
Эффект горящей шапки...ГЫ-ГЫ!
Почему так?
Да потому что вам хочется самоутвердиться, а не на чем.
Так и о Тулее вообще ничего....красава а не то что знаменитый в узких кругах лизов журнашлюх....
Если не было Тулеева, значит не было сплава. Сплав должен быть по инициативе губернатора А Г Тулеева.
Так и о Тулее вообще ничего....красава а не то что знаменитый в узких кругах лизов журнашлюх....
Если не было Тулеева, значит не было сплава. Сплав должен быть по инициативе губернатора А Г Тулеева.
Обычно идут либо Верхнюю Мрассу, от пос. Мрассу, либо Нижнюю - от Усть-Кабырзы.
Таштагольская администрация прокатывает всех старшеклассников по маршруту Усть-Кабырза - Усть-Анзас. Оттуда их вывозят вахтовкой домой по специально пробьитой для этих целей дороге от Шерегеша.
На Мрассу сейчас устроено несколько приютов в особо примечательных местах. Например, у Медной скалы.
В Усть-Кабырзе промышляют лодочники - катают желающих. Есть там и вполне приличных дом отдыха, и даже сувенирная лавка.
Ниже Усть-Анзаса несколько брошенных прибрежных деревень. Запустение вплоть до порога.
Снизу, от Мысков, Хомутовский порог вполне достижим на моторках, так что острова изрядно захезаны.
Рыбы много. Имею в виду рыбную мелочь - чебака и пескаря. Хариус становится редкостью. А за вылов ленка и тайменя штрафуют.
Тут в середине позапрошлого века миссионер Василий Вербицкий крестил шорцев в Православие. В Усть-Анзасе была построена церковь. От всего миссионерского стана остался "дом псаломщика" на берегу реки.
Восстановлена усадьба зажиточного шорца. Есть несколько новодельных объектов, включая шорскую домницу - сотворённую по чертежам и рисункам этнографа Василия Радлова.
Имеется гостевой дом. Телефонная связь раньше была по радио. Сейчас, возможно, построили вышку, вроде планировал МТС.
В Усть-Анзасе пара вполне приличных магазинов. Товары завозят лодками из Усть-Кабырзы либо машинами из Шерегеша. У частных торговцев можно разжиться кедровым орехом и мёдом.
Есть ТВ - на несколько вечерних часов. Электричество от дизельного движка.
Работы никакой нет, кроме личной скотины, огорода и леса.
А вот на притоке Абакана р.Она мы были аж 5 раз и я бы еще раз там побывал. Передаю привет автору Валерию Ивановичу Ларину, с которым имею честь быть лично знакомым :)
А вот на притоке Абакана р.Она мы были аж 5 раз и я бы еще раз там побывал. Передаю привет автору Валерию Ивановичу Ларину, с которым имею честь быть лично знакомым :)
Пещера "Кузбасская" - вход прямо с берега. Пещера "Грандиозная" - к ней надо проползти по крутому берегу метров полста, но будешь вознаграждён замечательным "предбанником" (на фото), а из него несколько входов в локальные пещеры.
Лично я бывал на Мрассу что-тот около десяти раз. В том числе трижды заходил с самого верха. Однажды в составе группы мы прошли речку от верху до Крестовой. Остальные разы от Усть-Кабырзы до Мысков либо Чувашки.
Хомутовский порог проходил всяким. Всегда на катамаранах. В малую воду порог смирный. В большую довольно опасный, нужен определённый опыт сплавов по бурной воде.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь