#
#
Просмотров: 1314
Тема дня

Что нам несёт 2025 год

Picture

Гость портала КузПресс me1 предлагает обсудить новый 2025-й год.

Просмотров: 3264
Тема недели

Вертикальное замыкание

Picture

Стало известно местонахождение власти в России.

Просмотров: 11929
Тема месяца

"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)

Picture

"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Опросы на КузПресс
  Как вы относитесь к многожёнству?
  Нравятся ли вам провокационные названия?
  Что бы вы спросили у В. Путина?
  ...
добавить на Яндекс
85 лет со дня рождения новокузнецкого борца, чемпиона мира В.Оленика

Классик борьбы из "Нью-Бунгура"

18 июля 2024 года исполняется 85 лет со дня рождения выдающегося новокузнецкого борца, чемпиона мира Валентина Григорьевича Оленика.

 Неординарная личность. Выдающийся спортсмен. Успешный тренер и организатор. Учёный, внёсший большой вклад в развитие спортивной науки. Таким он был. Таким и остаётся в сердцах борцов греко-римского стиля России.

На окраине поселка Бунгур Новокузнецкого района и по сей день стоит обветшалый рубленый дом, в котором когда-то жила семья больших сельских тружеников местного колхоза Григория Никитовича и Марии Леонтьевны Оленик.

Дом многие годы пользовался известностью местных жителей. Старожилы советского периода с гордостью говорили: наша деревня дала миру самого сильного человека в мире — Валика Оленика. И непременно рассказывали историю, когда в 1966 году, после чемпионата мира в американском Толедо, их односельчанин приехал домой на черной «Волге», за рулем которой был Владимир Манеев, к родителям, чтобы показать отцу и маме золотую медаль.

Никто не знал об их приезде заранее.

Но весть, что к ним едет какая-то «правительственная» делегация, быстро разлетелась по домам. И когда автомобиль только показался на въезде, люди стали выходить из своих домов, как во время празднования 1 Мая, Дня Победы, 7 Ноября.

В народе пошел слушок: кто такие? Любопытство переполняло всех собравшихся.

Кто говорил, что приехали из областного комитета коммунистической партии. Посмотреть, как живут сельчане? Как готовятся к уборке урожая? Но когда трое мужчин, одетые в черные костюмы, вышли из «кадиллака» — Дмитрий Посуконько (тренер), Владимир Манеев и Валентин Оленик с золотой медалью на груди, — один из старожилов — дед Егор, чем-то напоминавший сельчанам деда Щукаря из «Поднятой целины» — его так и звали «Бунгурский щукарь», — выскочил из своей калитки… и бегом прямо к гостям.

— Мужики и бабы! Внимание! — громко кричал он, подбегая к Валентину. Затем взял его руку, пытаясь поднять ее выше своей головы, продолжил: — Это самый сильный человек на свете. Чё, не слыхали, как он американца лопатками припечатал на их земле. За что их президент даровал ему золотую медаль. Вон она блестит на пиджаке. Теперь наша деревня стала известна на весь мир. И нарекли ее «Нью-Бунгур»…

…Даже по спортивным меркам прошлого столетия, Валентин Оленик довольно поздно пришел в спортивную секцию борьбы. Ему было 14 лет.

Был высоким по меркам борцов — 179 сантиметров. И худым, несмотря на отменное родительское питание. Про таких говорят: «не в коня овес». Весил 63 килограмма.

И когда он появился со спортивной сумкой в зале борьбы городского ремесленного училища № 1, в которое поступил учиться на металлурга, то тренер Дмитрий Посуконько на вопрос пришельца: «Можно мне заниматься в вашей секции?» ответил с язвительной улыбкой: «Да, баскетболистов у нас еще не было». И чуть было не отправил его восвояси. Но эмоции педагога несколько остудил твердый голос новичка: «Хочу заниматься борьбой!»

Посуконько попросил его надеть спортивное трико, затем подвел к Ивану Гуляеву, двукратному победителю юношеского первенства РСФСР, и попросил местную знаменитость показать «баскетболисту» элементарные приемы в партере: «подрыв руками», «переворот через голову».

Месяц наставник не замечал новичка.

Да, приходит на тренировки, анятия не пропускает. Наставник иногда мельком посмотрит в его сторону и видит, что усердно работает на ковре с Гуляевым. Потом стал приглядываться к этой паре, и видит, что у новичка сильный характер — деревенский, приобретенный в работе на родном подворье и местных разборках на звание «короля Бунгура».

Про себя же тренер уже подумал: к его характеру и жилистому строению тела от природы ему только надо набрать силу и поставить технику. Если борец думающий, то успех к нему обязательно придет.

И Посуконько не ошибся в нем.

Первый серьезный успех к нему пришел через два года — на первенстве Кузбасса среди юношей, где он занял второе место. Но на следующий год на подобном же турнире «серебро» перековал на «золото», победив Ивана Гуляева.

Правда, этот должок от своего первого спарринг-партнера Гуляев вернул в 1966 году на чемпионате Кузбасса. Они встретились в финале в весовой категории до 79 килограммов.

— Конечно, это была случайная осечка чемпиона СССР. Оленик даже и не мог подумать, что я ему окажу серьезное сопротивление, — говорит Иван Гуляев.

…Особую роль в спортивном становлении новокузнечанина сыграли годы учебы в Кемеровском индустриально-педагогическом техникуме, где тренером работал Владимир Игнатцев.

В этом учебном заведении была сильная команда борцов классического стиля, в которую входили будущие мастера спорта СССР Юрий Ненашев, Вениамин Волков, Александр Денисов, Геннадий Морозов. Команда техникума на первенстве Центрального совета ДСО «Трудовые резервы» в 1960 году стала победителем в клубном зачете. Оленик тогда в своем весе одолел олимпийского чемпиона 1952 года Шазама Сафина. Большой успех. Эта победная схватка с именитым классиком придала ему такой эмоциональный настрой, что весь год Валентин усердно тренировался с одной целью — в предстоящем сезоне завоевать золотую медаль на чемпионате РСФСР. И он стал чемпионом.

Вот тогда наставники сборной страны и положили на него глаз.

Тренерам главной команды Советского Союза нравился новокузнечанин, обладавший большим разнообразием приемов, которые включал в комбинацию. Всё это выделяло в нем борца с неординарным мышлением. Сразу после свистка арбитра Оленик стремительно двигался на противника: швунгуя, захватывал его руку, сильно прижимал тело противника к груди и пружинистым подбивом грудью и ногами завершал бросок. И соперник по высокой амплитуде летел лопатками на ковер. Это было красивое зрелище.

Первая весомая победа в составе сборной страны к нему пришла в матчевой встрече СССР — Италия.

Затем он отличился на международном турнире памяти Ивана Поддубного. Эти победы позволили наставникам главной сборной включить его в олимпийскую команду 1964 года.

Но Игры в Токио для него оказались, как он сам считал, неудачными. Хотя Валентин и не проиграл ни одной схватки, но стал только четвертым в весовой категории до 87 килограммов. Этому способствовали нововведения в правилах: штрафные баллы присуждались за ничью и победу, в которой борец не смог добиться ощутимого преимущества — положить соперника на лопатки.

Выиграв четыре схватки по очкам, при одном ничейном поединке, он оказался за пьедесталом почета Олимпиады.

Тренеры сборной особо не упрекали его за это. Но вот личные переживания Оленика по этому поводу долго сверлили душу.

И все же он вышел из этой непростой психологической ситуации. Кузбассовец отчетливо понимал, что в 25 лет рано ставить крест на борьбе. Ведь наступал возраст спортивного расцвета. Есть большой опыт. Осталось поправить технику, накачать силу, поработать над психологической устойчивостью перед схваткой и во время нее.

Его сильно поддержал не только тренер Дмитрий Посуконько, но и прославленный новокузнецкий борец Владимир Манеев.

«Петрович» (а так звали первого заслуженного мастера спорта СССР в Сибири Манеева друзья по ковру) стал по-отечески опекать его. Хотя у них не было большой разницы в годах — всего семь лет, но опыта ветерану кузбасской борьбы было не занимать.

На ковре ты должен быть абсолютно уверен в себе! — часто повторял Манеев. Рассказывал чемпион мира 1955 года и о различных уловках не только на ковре, но и в жизни. А его слова «надо качать не только силу, но и мозги» стали отправной точкой для поступления в Сибирский металлургический институт на горный факультет.

Уроки заслуженного мастера спорта СССР Владимира Манеева как нельзя кстати пришлись на чемпионате мира 1966 года в американском Толедо, где он повторил результат своего старшего товарища по ковру, завоевав золотую медаль.

В финале Оленик встретился с турецким спортсменом Тефиком Кисом. Изнурительный поединок, в котором трудно было отдать предпочтение кому-то, завершился вничью. Оба спортсмена набрали одинаковое количество баллов. Пришлось прибегнуть к взвешиванию. Такие были правила. Валентин оказался на несколько граммов легче противника.

На верхней ступени пьедестала почёта чемпионата мира-1966

В этой встрече как-то прослеживается история финальной схватки на Олимпиаде в Мельбурне, когда Манеев встречался с турком Митхатом Байраком. Тогда победу по баллам присудили «потомку янычаров». Многие зарубежные борцы и тренеры были огорошены таким решением судей. И вот долг десятилетней давности кузбассовец вернул своей Родине.

В следующем году новокузнечанин становится победителем IV летней Спартакиады народов СССР.

Этот успех предопределил его поездку в Мехико на XIX Олимпийские игры 1968 года.

Соревнования на «высокогорном» ковре складывались для него удачно. Предварительные поединки прошел без срывов. И вот финал. Перед ним опытный боец из ГДР Лотар Метц. Поединок завершился вничью. Но этот результат дал преимущество немецкому борцу. У Оленика — «серебро». А вот олимпийский чемпион 1964 года югослав Бранислав Симич в этот раз стал только третьим.

Второе место в Мехико Валентина Оленика и второе место в Мельбурне Владимира Манеева стали «занозами» в их карьере. Но если Владимир после Игр еще выступал на ковре, и не без успеха, до 36 лет, то Оленик решил оставить профессиональную карьеру борца в возрасте Иисуса Христа. Манеев, имея диплом горного инженера, перешел работать в шахту. Валентин же из спорта не ушел, хотя и получил высшее горное образование в Сибирском металлургическом институте. Спорт перетянул одеяло на себя.

Он возглавил отдел спортивной борьбы Спорткомитета СССР.

Его интересовала и спортивная наука. Последнее было не хаотичным избранием. В бытность действующим борцом он вел не только спортивный дневник, но и проводил разного рода эксперименты. Для этого брал на сборы и соревнования медицинские датчики для определения своей функциональной готовности.

Потом он переключился со своей наукой и на других борцов сборной. Его исследования помогали тренерам. Они корректировали подготовку спортсменов. Научные эксперименты стали основой кандидатской диссертации, которую он успешно защитил во Всесоюзном научно-исследовательском институте физической культуры и спорта.

Руководство института молодому ученому предложило возглавить отдел комплексных научных групп сборных команд страны по олимпийским видам спорта.

Теперь Валентин Григорьевич Оленик решил продвигаться в научном направлении и дальше. Переехал в Москву. Стал работать над докторской диссертацией. А Государственный комитет по физической культуре и спорту назначает его государственным тренером сборной СССР по греко-римской борьбе.

Вместе с одним из его научных руководителей — пятикратным чемпионом мира, заслуженным мастером спорта СССР Виктором Михайловичем Игуменовым, который являлся старшим тренером сборной команды Советского Союза, они создали такой боеспособный коллектив, который на Олимпийских играх 1976 года в Монреале из десяти золотых медалей завоевал семь.

Кроме наград высшей пробы медальную копилку команды классиков пополнили два «серебра» и «бронза». Выдающийся олимпийский результат. Этот неофициальный олимпийский рекорд не побит и по сей день.
За это достижение Валентину Григорьевич Оленику было присвоено звание «Заслуженный тренер СССР», а правительство наградило его орденом «Знак Почета».

После этого успеха Валентина Григорьевича назначают начальником управления спортивных резервов Государственного комитета спорта Советского Союза.

Организационная работа ему нравилась. На первых порах пришлось много сил приложить, чтобы искоренить в управлении бюрократизм, карьеризм, придать плановость действиям подчиненных. Не всем работникам нравилась твердость руководителя. Московский коллектив оказался распотрошенным ульем с пчёлами и начал «кусаться».

Но и это пережил Валентин Григорьевич. Кто не справлялся со своими обязанностями и игнорировал их, оказывался за стенами управления.
В окружающих его людях он отдавал предпочтение профессионалам своего дела, их порядочности и верности. За требовательностью в нем скрывались добродушие и притяжение.

 

Валентин Оленик (сверху) проводит приём в схватке с югославом Браниславом Симичем, который и стал чемпионом Олимпиады-1964

В то же время он был, как сегодня можно сказать, простым сибирским мужиком с привлекательной улыбкой и добрым сердцем. Все было хорошо. Денежные средства, стипендии, сборы, соревнования, экипировка в равной составляющей шли на подготовку резервистов по всем видам спорта. Обособленно же поощрялись те, кто представлял олимпийские виды.

И вот сменился председатель Госкомспорта.

На эту должность Центральный комитет КПСС назначил заместителем заведующего отделом пропаганды ЦК партии Марата Грамова. По большому счету этот чиновник — бывший комсомольский и партийный работник, к спорту не имел никакого отношения. Впоследствии это и подтвердилось. А тогда главный руководитель начал придирчиво относиться к начальнику управления спортивных резервов: лишили командировок и служебного автомобиля, с сарказмом относились к его идеям.

И Валентин Григорьевич стал изгоем.

В это трудное для него время Вячеслав Васильевич Петин проездом находился в Москве. Было лето. Погода солнечная. Они встретились на ВДНХ. Взяли по кружке пива с сосисками. Встали за стойку.

Настроение у Оленика было скверное. О своих делах и работе он говорить не желал. Петин сразу это понял и сам завел разговор: «Не грусти, Валя! Не бери близко к сердцу! Береги себя. Не дают работать? И не дадут! Подчиненные могут неправильно тебя понять: мол, не за государственное дело бьешься, а за теплое место держишься. Столичный народ непростой. Без сожаления уходи. Пусть новая работа будет проще. На любом рабочем месте можно творить добрые дела. Ты же прекрасно знаешь, что не место красит человека, а человек место».

После этого Валентин Григорьевич Оленик ушел работать заведующим кафедрой физического воспитания в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Видный институт. Большое внимание в вузе уделялось спорту и физкультуре. Для этого имелись хорошие спортсооружения, были два спортивно-оздоровительных лагеря. Так что спортивное хозяйство было огромным. И новый заведующий кафедрой с большим энтузиазмом продолжил начатое дело предшественника на создание современной спортивной инфраструктуры вуза. Благо начинания поддерживал и ректорат.

Он быстро завоевал авторитет среди преподавателей и студентов. Они любили его за человечность. В нем не было чванства, пренебрежения, которые приобретаются многолетней услужливой работой в органах власти.

Оленик был прост в общении. Но не только спортивно-хозяйственные дела занимали его. Он продолжал работать над докторской диссертацией. Научная работа была уже написана.

Валентин Григорьевич готовился к защите. Но этому не суждено было сбыться…

В пасмурный легкий морозный день 12 февраля 1987 года, когда еще снежное покрывало застилало землю Востряковского кладбища в столице, с ним пришли попрощаться не только родные.

У гроба вице-президент Международной федерации борьбы, доктор педагогических наук, известный наставник — заслуженный тренер СССР Николай Пархоменко, заслуженные мастера спорта СССР Геннадий Сапунов, Борис Гуревич, Николай Балбошин, Николай Шмаков и другие знаменитые борцы и руководители.

Так и расстались навсегда…
Виктор Малышев. Фото из архива Вячеслава Петина.
18.07.2024
Просмотров: 1016 | Комментариев: 1
так - то 18.07.2024 08:29
Спасибо за интересный рассказ.
1
0
=
1
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь