Команда не хуже прочих
Сборная России представила финальную заявку на ЧМ-2018.
Сегодня Российский футбольный союз (РФС) обнародовал список из 23 футболистов отечественной сборной, которые примут участие в открывающемся 14 июня домашнем для нее чемпионате мира. Эта заявка с точки зрения некоторых основных параметров очень похожа на ее заявки перед предыдущими топовыми турнирами.
А главная особенность заявки нынешней, возможно, в том, что для нее вполне можно было бы составить почти равноценную альтернативу.
Сегодня, за день до дедлайна, Российский футбольный союз обнародовал список из 23 футболистов, которые включены в окончательную заявку сборной России на домашний для нее чемпионат мира, открывающийся 14 июня матчем хозяев против команды Саудовской Аравии.
Он был сформирован в два этапа. В начале мая главный тренер сборной Станислав Черчесов определил расширенный список кандидатов, состоящий из 28 фамилий, а также список резервный — из семи. Теперь, перед заключительным товарищеским матчем россиян перед чемпионатом мира против турецкой команды (он пройдет во вторник), лонг-лист сократился до предусмотренного регламентом турнира размера.
В этой заявке легко заметить один любопытный нюанс.
Ее можно интерпретировать как многократно продекларированное отечественными футбольными властями намерение влить перед первым в истории чемпионатом мира в России свежую кровь в сборную, которая уже приучила к тому, что на топовых турнирах выглядит крайне неубедительно, а ее потолком является просто попадание на них.
В сегодняшнем списке совсем немного пересечений и с чемпионатом мира 2014-го, и даже с чемпионатом Европы 2016 года. И в Бразилию, и во Францию ездили всего по семь человек, включенных в него. Но при этом нельзя сказать, будто бы с точки зрения данных, которыми обычно оценивают такой важный для расклада фактор, как опыт, сегодняшняя сборная заметно уступает предшественницам. Ее средний возраст — очень хороший, фактически идеальный, кстати, средний возраст примерно соответствует среднему возрасту команд 2014 и 2016 годов, как и среднее количество матчей за сборную у игроков. А бросается в глаза разве что большее, чем прежде, разнообразие клубов, делегировавших в нее футболистов.
Состав сборной России:
Вратари: Игорь Акинфеев (ЦСКА), Владимир Габулов («Брюгге», Бельгия), Андрей Лунев («Зенит»).
Защитники: Владимир Гранат, Федор Кудряшов (оба — «Рубин»), Илья Кутепов («Спартак»), Андрей Семенов («Ахмат»), Игорь Смольников («Зенит»), Марио Фернандес, Сергей Игнашевич (оба — ЦСКА).
Полузащитники: Юрий Газинский («Краснодар»), Александр Головин, Алан Дзагоев (оба — ЦСКА), Александр Ерохин, Юрий Жирков, Далер Кузяев (все — «Зенит»), Роман Зобнин, Александр Самедов (оба — «Спартак»), Антон Миранчук («Локомотив»), Денис Черышев («Вильярреал», Испания).
Нападающие: Артем Дзюба («Зенит»), Алексей Миранчук («Локомотив»), Федор Смолов («Краснодар»).
Более или менее существенное отличие скорее на уровне ощущений и выражается в особенной остроте споров по ходу формирования Станиславом Черчесовым и предварительного, и финального списков, а также комментариев по поводу некоторых его кадровых решений.
Руководившего в 2014 году сборной России Фабио Капелло упрекали за что угодно — за скучный стиль, за закрытость, за гигантскую зарплату, но к его жалобам на скудный выбор футболистов, на дефицит альтернатив для основных кандидатов относились с пониманием. И для преемника Капелло Леонида Слуцкого именно это обстоятельство превратилось в одно из смягчающих после провала.
Вот для Станислава Черчесова, если сформированная им сборная потерпит неудачу, смягчающим оно станет едва ли.
Дело в том, что у него как раз формально был довольно широкий выбор из футболистов, не просто обладающих российским паспортом, а играющих достаточно заметные роли в своих клубах. А из тех, кто по разным причинам — не только никак не зависящим от тренера, вроде травм и желания дать дорогу молодежи, но и зависящим от него напрямую — очутился вне заявки, можно было бы сформировать настоящую альтернативную сборную России. Причем не факт, что не найдется специалистов, которые бы не постарались доказать, что даже без тех, кто травмирован, команда «отказников» была бы эффективнее команды счастливчиков, получивших шанс поиграть на чемпионате мира.
Впрочем, никуда не денешься и от ощущения несколько преувеличенной актуальности споров вокруг заявки. Ведь как ни тасуй кандидатов, она все равно представляла бы собой список игроков, может, и не имеющих проблем с игровой практикой, находящихся в расцвете сил, но все-таки не настолько классных, не настолько востребованных в сильнейших лигах, чтобы всерьез рассуждать о том, что потеря кого-то из них — колоссальная трагедия, а обретение кого-то из них — грандиозное счастье.
В общем, обычная российская сборная.