Денег нет... Держитесь... Хорошего вам настроения!
В Кузбассе из-за дефицита бюджета перенесли финансирование девяти строек.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
"Маленький подмастерье" и большой человек
К 100-летию со дня рождения писателя Александра Солженицына.
Чего в юности боялся Солженицын?
Сто лет назад, 11 декабря 1918 года в Кисловодске у образованных и весьма состоятельных родителей родился мальчик Александр.
Его отец, Исаакий Семёнович Солженицын, был казаком, участвовал в Первой мировой – отправился на войну добровольцем, позже стал белым офицером.
Мать – Таисия Захаровна Щербак, была дочерью хозяина богатейшей на Кубани экономии.
Исаакий Солженицын погиб за полгода до рождения сына, 15 июня 1918 года, по несчастному случаю на охоте.
Родители – Исаакий Семёнович и Таисия Захаровна «В юности, – вспоминал много позже Александр Исаевич, – надо мной реяла ранняя смерть моего отца (в 27 лет) – и я боялся умереть прежде, чем осуществлю свои литературные замыслы. Но уже между моими 30 и 40 годами я обрел самое спокойное отношение к смерти. Ощущаю ее как естественную, но вовсе не конечную веху существования личности».
Был ли Александр Солженицын коммунистом?
После революции семья была разорена и жила в бедности.
В 1924 году вынуждены были переехать в Ростов-на-Дону, где Саша закончил школу и поступил в университет.
В школе его не принимали и часто посмеивались – за то, что носил крест, ходил в церковь, не хотел вступать в пионеры – в общем, за то, что был другим, иным, чего дети не любят и часто не могут принять. В 1936 году Александр Солженицын пересмотрел свои взгляды, на время даже почувствовал себя ортодоксальным коммунистом, вступил в комсомол, увлекся историей и общественной жизнью. Несмотря на то, что еще со школы он увлекся литературой, писал эссе и статьи, в Ростовский государственный университет поступил на физико-математический факультет.
В университете, как и в школе, учился на отлично. В 1937 году Солженицын задумал большой роман о революции 1917 года, который впоследствии перерос в огромное произведение «Красное колесо» – многотомный труд с мельчайшими подробностями и массой фактической информации.
Почему Солженицын не сразу был призван на фронт?
27 апреля 1940 года Александр женился на Наталье Решетовской, с которой вместе учился.
В 1941 году блестяще окончил университет с квалификацией научного работника II разряда в области математики и преподавателя. Спокойное течение жизни прервала война. Солженицын был признан «ограниченно годным» по здоровью, поэтому сразу мобилизован не был и в сентябре 1941 года вместе с женой получил распределение школьным учителем в Морозовск Ростовской области. Но его активные попытки добиться призыва на фронт вскоре увенчались успехом и уже 18 октября Александр Исаевич был призван Морозовским районным военным комиссариатом и определен ездовым в 74-й транспортно-гужевой батальон.
На фронте столкнулся со всеми тяготами и лишениями военной жизни, дослужился до капитана и был награжден орденом Красной Звезды.
Комбат А. Солженицын и командир артиллерийского разведдивизиона Е. Пшеченко. Февраль 1943 года.
За что арестовали писателя?
Но война заставила его взглянуть на многие вещи по-другому.
Что-то переломилось в его восприятии действительности, и в его дневнике, который он вел на протяжении всей военной жизни, появились скептические оценки. В одном из писем другу он позволил себе рассуждать о послевоенном будущем страны в довольно нелестных выражениях. Такой дерзости соответствующие инстанции стерпеть не могли. 2 февраля 1945 года последовало телеграфное распоряжение заместителя начальника Главного управления контрразведки «Смерш» НКО СССР о немедленном аресте Солженицына и доставке его в Москву.
Так писатель попал на Лубянку. 7 июля он был заочно приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и вечной ссылке по окончании срока заключения.
Москва, Рыбинск, Загорск, Марфино, Бутырка, Казахстан…
Чтобы не сойти с ума, он стал сочинять стихотворения – и заучивать огромные отрывки наизусть.
О многом пришлось передумать, многое пересмотреть. В марксизме Солженицын разочаровался окончательно, и, возможно, именно в самые тяжелые минуты лагерной жизни он пообещал себе непременно выжить – выжить, чтобы ужасы пройденного не были погребены вместе со страдальцами, а стали известны всем. И обещание это Солженицын сдержал.
Почему он мечтал о Нобелевской премии?
И уже тогда появилась убежденность в необходимости получения Нобелевской премии – не только для себя, но и для всех невинно заключенных, скитавшихся по всей необъятной родине из лагеря в лагерь, от унижения к унижению. «Тем ясней я понимал, задумывал, вырывал у будущего: мне эту премию надо! Как ступень в позиции, в битве! И чем раньше получу, тверже стану, тем крепче ударю! Вот уж, поступлю тогда во всем обратно Пастернаку: твердо приму, твердо поеду, произнесу твердейшую речь. Значит, обратную дорогу закроют. Зато все напечатаю. Все выговорю! Весь заряд, накопленный от лубянских боксов через степлаговские зимние разводы, за всех удушенных, расстрелянных, изголоданных и замерзших! Дотянуть до нобелевской трибуны и грянуть! За все доля изгнанника – не слишком дорогая цена…»
В июне 1956 года решением Верховного Суда СССР Солженицын был освобожден без реабилитации «за отсутствием в его действиях состава преступления».
Спустя восемь месяцев, 6 февраля 1957 года, Солженицын был реабилитирован.
1956–1957 «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию, – автобиографически начинается «Матренин двор». – Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России – если такая где-то была, жила. (…)
За год до того по сю сторону Уральского хребта я мог наняться разве таскать носилки. Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли. А меня тянуло – учительствовать. Говорили мне знающие люди, что нечего и на билет тратиться, впустую проезжу». Почему Хрущев распорядился напечатать “Один день Ивана Денисовича”?
С июля 1957 года Солженицын жил в Рязани, работал учителем физики и астрономии средней школы № 2, а в свободное время – писал. Именно здесь он начал «Один день Ивана Денисовича», повесть, которой суждено было стать первой опубликованной прозой, приоткрывшей тайну о системе исправительно-трудовых лагерей в стране Советов.
Когда «Щ-854» (именно так поначалу озаглавил Солженицын «Один день Ивана Денисовича») попал в руки Александра Твардовского, редактора «Нового мира», тот не ждал от повести ровным счетом ничего особенного. Но, погрузившись в первые страницы рукописи, он уже не смог от нее оторваться.
Просидев с чтением всю ночь, Твардовский понял, что должен приложить все усилия, чтобы это произведение было напечатано. А для этого оно должно было попасть на самый верх – ведь без санкции Первого Секретаря издать такой текст было просто невозможно.
Школьный учитель. 1956-1957
Так через множество рук «Один день…» попал к Хрущеву.
В 1956 году состоялся XX съезд КПСС, культ личности Сталина был осужден и разоблачен, но очередной оглушительный удар по памяти вождя был кстати.
Никита Сергеевич, почувствовавший логику момента, дал команду повесть Солженицына напечатать.
Нам, живущим в эпоху всемирного Интернета, привыкшим потреблять самую разнообразную информацию, просто невозможно себе представить, чем для миллионов людей стало издание «Одного дня…». Потрясение, удивление, обжигающий ужас. Кусок чистейшей правды. Анна Ахматова, привыкшая, что к ней приходят в основном поклоняться, после визита Солженицына воскликнула: «Све-то-но-сец!.. Мы и забыли, что такие люди бывают… Поразительный человек… Огромный человек…»
«Один день…» с первого абзаца погружает читателя в тысячи подробностей лагерного быта, которые показывают всю несвободу, абсолютную зависимость человека от совершенно второстепенных вещей. «В «Старике и море» Хемингуэя подробности меня раздражают, – говорила Ахматова. – Нога затекла, одна акула сдохла, вдел крюк, не вдел крюк и т. д. И все ни к чему. А тут каждая подробность нужна и дорога…»
«Один день Ивана Денисовича» Солженицын написал в 42 года.
Эта повесть стала его ключевым произведением, цель которого – не только приоткрыть лагерную тему, начать о ней открыто говорить, но и проговорить вопрос о русском народе, о его главных чертах и назначении. Почему Хрущев позволил опубликовать эту повесть? Потому что главной ее идеей считал простую мысль: «Настоящий герой смог не только пройти ужасы лагерей, но и не озлобился, не ожесточился, а все так же готов трудиться на благо родине и партии».
Прочитав эту повесть, Никита Сергеевич говорил: «Как это прекрасно, что мы не озлобились после сталинизма, что мы сохранили в народе чистую душу!»
Кто для Солженицына – Иван Денисович?
Но если вчитаться в страницы «Одного дня…», становится очевидно: Иван Денисович для Солженицына – вовсе не положительный герой. Он «терпила», приспособленец. Он всю жизнь подстраивается, искореняет из себя всякую способность мыслить критически, действовать наперекор обстоятельствам. «Не верь, не бойся, не проси» – гласит тюремная мудрость. А гибнут – прежде всего духовно – именно те, кто верит (земному и временному), боится и просит.
Солженицын сам был несгибаемым человеком с железной силой воли и твердыми убеждениями.
Многие, кому посчастливилось быть с ним знакомыми, вспоминали, как он буквально излучал бескомпромиссность и уверенность в себе. Именно такие люди и интересуют его больше всего – те, которые не дают вытереть об себя ноги, которые не сломаются.
Ключевая сцена «Одного дня…» – диалог Ивана и Алеши, который словно повторяет беседу другого Ивана и другого Алеши – братьев Карамазовых у Достоевского. Внутренним стержнем, источником несгибаемости по Солженицыну может быть глубокая вера. Поэтому сектант Алеша в его повествовании выглядит гораздо предпочтительнее простого крестьянина, не готового к внутреннему протесту.
«У Солженицына есть замечательная мысль, – считает Дмитрий Быков, – что если бы, выходя на свои арестные дела, сотрудники НКВД не были бы уверены, что вернутся, допускали возможность, что их убьют при аресте, как пытался, скажем, сопротивляться Буденный и тем спас жизнь: он начал расстрельную команду косить из пулемета с чердака своей дачи, такова, по крайней мере, легенда. Если бы они допускали, что их убьют, другая была бы история России».
Но, к сожалению, все дело в том, что Иван Денисович типичный представитель большинства, который все свои силы тратит не на изменения, а на приспособление. «Один день…» вызвал огромное количество откликов, со всей страны к Солженицыну стали приходить письма, которые легли в основу нового произведения – «Архипелаг ГУЛАГ».
Почему писатель снова стал врагом?
На короткое время Солженицын оказался в фаворе: был принят в Союз писателей, его произведения печатались, по ним ставились спектакли.
Но очень быстро все изменилось. С приходом к власти Л.И.Брежнева Солженицын практически потерял возможность легально печататься и выступать.
В сентябре 1965 года КГБ конфисковал архив Солженицына с его антисоветскими произведениями. Александр Исаевич тем временем начал активную общественную деятельность (встречи, выступления, интервью иностранным журналистам). В конце концов для властей Солженицын стал не просто неугодным – он стал восприниматься как враг.
Усугубила дело невероятная популярность его книг, которые издали в США и во Франции. Против него были направлены все возможные методы борьбы. Советская пресса начала пропагандистскую кампанию против автора. Надо ли говорить, что из Союза писателей СССР он был немедленно исключен.
Как Солженицын был выслан из СССР?
В 1970 году Солженицын получил Нобелевскую премию.
Гонения предсказуемо усилились. Ему было предложено уехать из страны, но он отказался.
Последовали четыре года беспрецедентной травли писателя. 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован, обвинен в измене Родине и лишен советского гражданства. 13 февраля писатель был выслан из СССР.
Ему предстояло 20 лет изгнания.
Александр Исаевич жил в Германии, Швейцарии, США. На литературные гонорары он основал «Русский общественный фонд помощи преследуемым и их семьям», выступал в Западной Европе и Северной Америке с многочисленными лекциями о несостоятельности коммунистического строя, но постепенно разочаровался и в американском режиме, поэтому стал критиковать также и демократию.
О чем Солженицын попросил Патриарха?
С началом перестройки Солженицын вернулся в Россию.
Это было возвращение в совсем другую страну, его ждало признание, внимание первых лиц государства, множество публичных выступлений и интервью, награждение всеми возможными медалями и премиями. Начинает выходить 30-томное собрание сочинений Солженицына.
Умер Александр Солженицын от острой сердечной недостаточности 3 августа 2008 года, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия.
Наталия Дмитриевна, вторая жена Александра Исаевича, прожившая с писателем сорок лет, вспоминала: «Очень близко от Донского монастыря, в лагере на Калужской заставе, Александр Исаевич отбывал часть своего срока в 1945–46 годах. И он высоко чтил память Патриарха Тихона, который был заключен в Донском монастыре, а после смерти при загадочных обстоятельствах – похоронен там. (…)
В некрополе монастыря похоронено немало людей, причастных русской культуре. И вот Александр Исаевич обратился к Святейшему Патриарху с поклонным прошением, нельзя ли ему быть там похороненным: «По сердцу мне – духовная, благоговейная – и так неразрывно связанная с Патриархом Тихоном – обстановка Донского монастыря…» Просьба Солженицына была исполнена.
Именно таким «маленьким подмастерьем под небом Бога» он и был.
Отрыл в личном архиве нескольколетней давности статейко, написанное по поводу очередного издания "Архипелага ГУЛАГа". Самой спорной книги Солженицына. Некоторые её никоим боком не приемлют. Некоторые наборот - приемлют категорически. Примиряющей середины нет и вряд ли скоро будет...
Но вот, собственно, заметка.
В моей библиотеке три издания «ГУЛага». Вот уникальная самоделка, исполненная на копировальной машине в конце 1980-х годов. А этот трёхтомник вышел в Кемеровском книжном издательстве в 1990 году, его готовил к печати мой друг Володя Соколов.
Помнится, на возможность этого издания испрашивали через «новомирца» Вадима Борисова разрешения у автора. И он горячо откликнулся – Солженицыну было важно, чтобы с его трудом познакомился читатель не только из столиц, но и – предпочтительно – провинциальной «глубинки». Я маленько поучаствовал в работе Соколова – летал в Москву в командировку и попутно отвёз корректуру в «Новый мир», к доверенному лицу писателя, публицисту Вадиму Борисову.
И ещё одно издание есть, карманное, оно из Парижа, датировано 1987 годом, издано «YMCA-PRESS», это подарок покойного Александра Гинзбурга. Бывший распорядитель солженицынского фонда, в 1980-90 годы он работал в газете «Русская мысль» и мы были заочно знакомы - Гинзбург интересовался рабочим движением Кузбасса и "Нашей газетой", которую мы затеяли декабрём 1989 года.
Со дня последнего официального российского издания «Архипелага…» в 1992 году прошло шестнадцать лет. Символическая цифра. От дня парижского первоиздания в 1973 году до легальной публикации книги в России тоже прошло шестнадцать лет. Итого два возраста совершеннолетия…
Солженицын вошёл в русскую литературу сложившимся писателем. Первая же опубликованная повесть («Один день Ивана Денисовича»,11-й номер журнала «Новый мир» за 1961 год) принесла ему мировую известность.
Всё последующее десятилетие он будоражил общественную совесть непохожестью на добропорядочных советских писателей, «инженеров человеческих душ», работников идеологического фронта. Его открытые письма партийным и литературным руководителям были адресованы не столько им, сколько – через нелегальный «Самиздат», через личную переписку – нарождающемуся гражданскому обществу. Эта невероятная, неслыханная публицистика резонирует в обществе по сей день.
Параллельно публицистике Солженицын писал романы и повести, подступал к «узлам» своего гигантского исторического повествования «Красное колесо». И всё это время продолжал работу над «Архипелагом ГУЛаг». В 1973 году, повторюсь, первые главы вышли в Париже. И ему присудили Нобелевскую премию. А в 1974 году он замолчал для всех нас – Солженицына выслали из страны. Отрывочные сведения проступали лишь сквозь глушилки западных радиостанций.
Казалось, Солженицын замолчал навсегда. Ему сулилась судьба других великих русских эмигрантов 20 века – Ивана Бунина и Владимира Набокова, так и не дождавшихся издания своих книг на Родине.
И вот случилось. Всё тот же «Новый мир» миллионным тиражом начал печатать «Архипелаг…». А через двадцать лет после высылки, в 1994-м, писатель вернулся в Россию и неспешным, апостольским ходом проследовал через всю страну – от Владивостока до столиц в ранге национального героя.
Кстати, ещё в 1962 году, сгоряча Солженицыну чуть не присудили Ленинскую премию за «Один день Ивана Денисовича». Едва не канонизировали в СССР. Подумать только, какой силы была эта вещь: главный редактор лучшего литературного журнала «Новый мир», член ЦК КПСС Александр Твардовский «подсовывает» рукопись самому Никите Хрущёву, главному руководителю КПСС, и тот, никогда не производивший впечатление книгочея, проводит наедине с повестью целую ночь и утром даёт санкцию: «Печатать!».
Вслед за «Новым миром» повесть появляется в «Роман-газете», самом массовом на то время литературном издании, тираж сотни тысяч экземпляров.
Напомню: именно Хрущёв первым во всеуслышанье поведал о массовых репрессиях сталинского времени и отмежевался от них. Так что его разрешительный шаг был естествен – как для лидера советской компартии, так и для человека. Из сегодняшнего дня, однако, видится другое: в анализе причин репрессий Хрущёв сотоварищи не пошли до конца. Возможно, потому, что к установлению сталинского тоталитаризма были причастны лично.
Ленинскую премию Солженицыну не дали. А коли б дали, то, может быть, вся наша духовная жизнь стала б иной. Или нет?
Солженицын, однако, был чужд послесталинской номенклатуре. Бывший студент (физмат Ростовского госуниверситета и два курса филфака МИФЛИ, ныне МГУ, заочно), бывший офицер Советской армии (командир разведывательной звукобатареи с 1942 по 1945 год), бывший «зэк» (восемь лет лагерей), бывший ссыльный (три года в Кок-Тереке, Казахстан, потом разрешение жить в средней полосе России) – не был связан с режимом ничем. Его бытие это бытие интеллектуально независимого человека.
И в позднейшие времена, будучи Нобелевским лауреатом, он оставался свободным человеком. Личностью независимой, не ангажированной, не озабоченной политической дисциплиной и внутрипартийной вознёй, какой бы красивой риторикой та возня ни прикрывалась. Остаётся и сейчас, живя в Подмосковье, в простом деревянном доме, где скрипят половицы.
Во времена горбачёвских реформ, когда начались «ускорение» и «перестройка», общество стало обуреваемо «гласностью». «Почему молчит Солженицын?» – горячились новые властители дум. Через несколько лет, в очередных главах мемуаров «Попало зёрнышко меж двух жерновов» он откроет причину своего молчания. В 1980-е годы Солженицын приступал к очередному «узлу» своей эпопеи, связанному с событиями Февральской революции. В 1917 году происходило саморазрушение России. Похожий процесс шёл в 1980-е годы и в начале 1990-х – горбачёвские реформы очаровали интеллигенцию, «гласность» опьянила. Но реформы не дали народу экономической свободы, а эпоха Ельцина закабалила Россию вновь.
Прервал шестнадцатилетнее молчание Солженицын в 1992 году, выступив со своего рода апостольским посланием «Как нам обустроить Россию». Опубликованное в качестве приложения к самой массовой тогдашней газете «Комсомольской правде», это послание мгновенно стало достоянием всех мыслящих русских людей.
Но не власти. Ей Солженицын был нужен лишь в качестве свадебного генерала – для легитимизации «шоковой терапии».
Многие положения статьи сохраняют свою актуальность по сей день. И, видимо, сохранят надолго. Потому что не реализованы. Потому что тут же были объявлены фантазиями оторвавшегося от реальной жизни человека. И потому, что терпеливую, доверчивую, привыкшую к покорности Россию, как бычка на верёвочке, опять повели не к свободе, а в другой хлев, к другому хозяину.
В 1992 году «обнулили» все накопления советских времён. Расстрелом парламента в 1993-м году покончили с романтическим периодом демократии. Ваучерная приватизация последующих лет, спекуляция национальным достоянием, «реструктуризация» целых отраслей промышленности, «бандитский капитализм» окончательно разрушили экономику и превратили народ в быдло.
Писатель проехал Россию с востока на запад, повстречавшись с сотнями и тысячами людей. Побывал на родине – на Кубани и Северном Кавказе. Солженицын ужаснулся, увидев современную деревню. Он, сельский учитель, автор одного из самых жёстких в русской литературе рассказов о деревне «Матрёнин двор», никогда не питал иллюзий по поводу российского села, но действительность оказалась просто удручающей.
Брошюра «Россия в обвале» стала обвинением в адрес «олигархической демократии». Вскоре он отказался от высшей награды России – ордена Святого апостола Андрея Первозванного: «От верховной власти, доведшей Россию до нынешнего гибельного состояния, я принять награду не могу».
Разумеется, Солженицын тотчас впал в немилость – «демократическая» бюрократия досадовала, что его не удалось приручить. Разом прекратились выступления Солженицына на Первом телевизионном канале, но возобновились как бы нечаянные («свобода слова» и на каждый роток не накинешь платок) публикации о его якобы тёмном прошлом – перепечатки изделий КГБ прошлых лет. Солженицыну пришлось выступить с отповедью «Потёмщики света не ищут».
Первой от писателя открестилась «демшиза», та самая, бредившая либеральной фразой. Нобелевский лауреат оказался не её поля ягодой. Потом стали чураться другие. Автор «Приключений Ивана Чонкина» Владимир Войнович написал целую книгу о Солженицыне. Книгу-памфлет. Батальный писатель Григорий Бакланов распространил статью-прощание.
Очередная прибойная волна диффамаций сопроводила исследование «Двести лет вместе» об истории русско-еврейских отношений, опубликованное в серии «Исследования новейшей русской истории». Тут Солженицын выступил в необычной ипостаси, в роли скрупулёзного учёного-историка – каждая цитата помечена, каждая ссылка задокументирована. Однако, как скоро выяснилось, не те цитаты подобраны, не на те документы ссылки. Работа насчитывает добрую тысячу страниц, а объём резонансного материала в несколько раз превысил объём самой работы.
Солженицын и в преклонном возрасте не устал быть раздражителем умов. После труда «Двести лет вместе» великого гуманиста обвинили – абсурдно и огульно – в антисемитизме, причём заодно припомнили старую статью в «самиздатском» сборнике «Из-под глыб», где Солженицын спорил с утверждениями типа «Русская идея есть главное содержание большевизма», в его аргументации узрели «оголтелый» русский национализм.
«Мелкие люди», – со спокойным презрением отозвался о критиках писатель.
Мелкие люди кружились вокруг писателя всегда. Они неизменно присутствуют и во всём обществе. Они круглосуточно находятся в циничной готовности переписать любую правду в ложь, лишь бы угодить победителям. К сожалению, любая перемена в системе государственной власти у нас влечёт за собою пересмотр прошлого. Флюгерная готовность – последовательная суть современных идеографов. А Солженицын верен себе и потому кажется непоследовательным.
Александр Исаевич встречался с президентом Путиным и откровенно с ним говорил. Кажется они – бывший политзэк и бывший полковник разведки – нашли понимание друг у друга. Благие перемены последних лет, думается, не лишены подсказок, навеянных писательским видением настоящего и будущего России.
Последнее его интервью (и по поводу дня рождения и в связи с новым изданием «Архипелага…»), однако, не вселяет большого оптимизма. На вопрос телепрограммы «Вести», насколько нынешняя Россия близка к той, о которой он мечтал, писатель отвечает предельно откровенно:
«Весьма и весьма далека. И по государственному устройству, и по общественному состоянию, и по экономическому состоянию… Главное в международном отношении достигнуто – возвращено влияние России и место России в мире. Но на внутреннем плане мы далеки по нравственному состоянию от того, как хотелось бы, как нам органически нужно. Органического родства с тем, что нужно, еще нет. Это трудное духовное развитие, которого одними государственными приемами, стандартными приемами парламентаризма не выполнишь, – перешагнуть их нельзя. Это очень сложный духовный процесс».
Какими глазами, как читать и перечитывать новое издание «Архипелага ГУЛаг»? По Солженицыну. С осознанием, что мы не слишком изменились внутренне за годы внешних перемен. Возможно, мы «прогрессивнее» и «продвинутее». Но не нравственнее. На прошлой трагедии народа нынче делаются деньги: возникают «мыльные оперы» на революционные сюжеты и разглагольствуют псевдоисторики, зарабатывающие фальсификациями былого.
…После первой публикации «Архипелага…» многое из ранее неизвестного раскрылось – ещё не все историки поддались конъюнктуре. Известно почти всё, вплоть до точного количества жертв. Сделан полный счёт патронов, истраченных расстрельными командами. Но абсолютной исторической ясности, однако, нет. И никто не может ответственно заявить: с прошлым покончено.
Вряд ли скоро появится эта ясность. Анатоль Франс некогда сказал устами своего персонажа, историка Бержере: «Потомство беспристрастно, только когда оно равнодушно». Но разве можно быть равнодушным к Родине?
Василий ПОПОК.
Тебя бы туда на пару лет, может совесть бы проснулась.
Тебя бы туда на пару лет, может совесть бы проснулась.
Не проснется, не боись!
Васисуалий, не примазывайтесь, вас тут рядом не стояло
:)
Васисуалий, не примазывайтесь, вас тут рядом не стояло
:)
Васисуалий, не примазывайтесь, вас тут рядом не стояло
:)
А как же быть с Уссом, уважаемый Василий Борисович?:
ВБП 01.08.2019 20:31
Согласен с Уссом. Если таёжные пожары не угрожают населённым пунктам, то пусть их тушит сама природа.
http://kuzpress.ru/ecology/01-08-2019/69180.html
Усс уже "переобулся" и ноет, что не хватает финансов на тушение пожаров:
СИБИРЬ и МАСТЕРА ПЕРЕОБУВАНИЯ.
https://www.youtube.com/watch?v=aTQWsVuIwdk
А Вы "переобулись"?
Я никому не служу. Нащот таёжных пожаров придерживаюсь одного мнения с Матерью-Природой: пожары были, есть и будут.
Я никому не служу. Нащот таёжных пожаров придерживаюсь одного мнения с Матерью-Природой: пожары были, есть и будут.
Продолжу логическую цепочку.
Войны были, есть и будут.
Эпидемии были, есть и будут.
(Кроме чумы, холеры, оспы, полиомиелита - побеждено человечеством).
Люди тонули, тонут и будут тонуть.
("Спасение утопающих - дело рук самих утопающих", "Полундра!Спасайся, кто может").
И т.д.
А минимизировать?
Вот о чём речь. А не махать рукой, пока из Москвы (а ранее из Вашингтона) пинка получить
Везде действуют по одной схеме: можно людям помочь - помогают.
Я никому не служу. Нащот таёжных пожаров придерживаюсь одного мнения с Матерью-Природой: пожары были, есть и будут.
Вот же налим, тебя что спросили?
Я никому не служу. Нащот таёжных пожаров придерживаюсь одного мнения с Матерью-Природой: пожары были, есть и будут.
Вот же налим, тебя что спросили?
Нет, не переобулся. Если Усс способен менять своё мнение под давлением вышестоящего мнения, то я нет.
Какой-то ты совсем глупый стал, ПАПА.
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою
Боль поражений и обид».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернялся скорбный дух."
А. Ахматова.
Другое дело - КАКИМ бы он стал литератором. Фронт и ГУЛАГ определили его отношения к жизни, а жизнь вне литературы он не мыслил и писал даже без надежд на опубликование.
Не то, что Вы...довольно быстро ставший выдающимся журналюгой!
В чём секрет, проф. успеха?
Струя Бобра?
Вера в добро?
Другое дело - КАКИМ бы он стал литератором. Фронт и ГУЛАГ определили его отношения к жизни, а жизнь вне литературы он не мыслил и писал даже без надежд на опубликование.
Да, есть что то у тебя от него. Например склонность к предательству. Вот правда по лизоблюдству в отношении Солженицына ничего не могу сказать, по тебе, легко. Это твой хлеб.
Мне интересно, твои дети живут хуже?
Пошёл на""" извращенец
Антипатриотизм Солженицына
В мае 1974 года Солженицын говорил:
Поеду в США, буду говорить в сенате, буду беседовать с президентом, хочу уничтожить Фулбрайта и всех сенаторов, которые намереваются идти на соглашения с коммунистами. Я должен добиться, чтобы американцы усилили давление во Вьетнаме.
И вот Солженицын предлагает «усилить давление». Убить ещё пару миллионов вьетнамцев или развязать термоядерную войну? Не будем забывать, что во Вьетнаме сражалось свыше 60 тыс. советских военных и несколько сот гражданских специалистов.
А Александр Исаакович кричал: «Давай! Давай!»
Кстати, он несколько раз призывал Штаты уничтожить коммунизм с помощью ядерной войны. Солженицын публично заявил:
Ход истории возложил на США руководство миром.
Солженицын поздравил генерала Пиночета, совершившего государственный переворот в Чили и тысячами убивавшего без суда и следствия людей на стадионах в Сантьяго. Александр Исаакович искренне скорбел по поводу кончины фашистского диктатора Франко и призывал новые испанские власти не спешить с демократизацией страны.
Солженицын гневно обличал американских президентов Никсона и Форда за потакание и уступки СССР. Они де «недостаточно активно вмешиваются во внутренние дела СССР», и в том, что «советский народ брошен на произвол судьбы».
Вмешивайтесь, — призывал Солженицын, — Вмешивайтесь снова и снова настолько, насколько можете.
Антипатриотизм Солженицына....
Кстати, он несколько раз призывал Штаты уничтожить коммунизм с помощью ядерной войны. ...
А теперь цитируй эти призывы или звание лживой мрази будешь достоин сам.
Антипатриотизм Солженицына
В мае 1974 года Солженицын говорил:
Поеду в США, буду говорить в сенате, буду беседовать с президентом, хочу уничтожить Фулбрайта и всех сенаторов, которые намереваются идти на соглашения с коммунистами. Я должен добиться, чтобы американцы усилили давление во Вьетнаме.
И вот Солженицын предлагает «усилить давление». Убить ещё пару миллионов вьетнамцев или развязать термоядерную войну? Не будем забывать, что во Вьетнаме сражалось свыше 60 тыс. советских военных и несколько сот гражданских специалистов.
А Александр Исаакович кричал: «Давай! Давай!.
Вот такие "немрази" - быстрые на оценки и служили по Галагам вертухаями, гнобя тысячими не таких известных, как Солженицин, но не менее ценных от того.
Фейкомёт, ты зачем так позоришься тупо?
Ты ещё забыл написать, что Солженицин стрелял в Ленина, сволочь.
Или у тебя все мрази, кто не носит на аватарке красную звезду?
Ты то что полезного стране принёс, кроме того что тут словесно испражняешься, фейкомётчик?
как-то знакомый еврей процитировал Солженицына в надежде,чт мы такие недоразвитые и ничего о нем не слышали...в ответ я процитировал слова своего товарища по работе в джунглях приангарской тайги, который все свои 10 лет отпахал в ГУЛАГе как враг народа...все мы сидели за дело!!! а не за слова!!!
- Салям алейкум! - кричат ему трудящиеся.
- Алейкум салям! - отвечает натасканный по такому случаю вождь.
- Салям алейкум! - кричат ему.
- Алейкум салям! - отвечает он.
- Архипелаг Гулаг! - кричит подскочивший диссидент.
- Гулаг Архипелаг! - отвечает Леонид Ильич.
накати ещё парочку ... будет ещё более смеХно..
Гуга! За что тебя снова замели, пока я отсутствовал?
Есливчё, передай горячий...горячий привет Самому уптткину!
Как свидетельствовал Костиков, мнение писателя оказалось неожиданным и для многих шокирующим:
Я изучил всю историю островов с XII века. Не наши это, Борис Николаевич, острова. Нужно отдать. Но дорого…
Неважно, кому исконно принадлежали Курилы. Курилы - наш боевой приз. СССР победил Японию и взял острова в качестве трофея.
На противоположном конце страны СССР победил Германию и взял в качестве трофея исконно немецкий город Кёнигсберг.
Трофеи не отдают. Трофеями гордятся.
А Россия не вернёт ей сии трофеи.
Просто не хотели обижать союзников - американцев. А то бы пришлось и их заодно с японцами отлупить.
Неважно, кому исконно принадлежали Курилы. Курилы - наш боевой приз. СССР победил Японию и взял острова в качестве трофея.
На противоположном конце страны СССР победил Германию и взял в качестве трофея исконно немецкий город Кёнигсберг.
Трофеи не отдают. Трофеями гордятся.
А как же победы Израиля в войнах и захват "трофеев"? Почему же он должен их отдавать? :)))
Да.
Путин и Тулеев исторические личности.
Путина вообще будут помнить как Петра Великого...за одно только возвращение Крыма в Россию.
Да и Тулеева не забудут...во всяком случае в Кузбассе...
Да.
Путин и Тулеев исторические личности.
Путина вообще будут помнить как Петра Великого...за одно только возвращение Крыма в Россию.
Да и Тулеева не забудут...во всяком случае в Кузбассе...
Эти исторические личности известны только своими пакостями
За то, что отобрал пенсии, он будет проклят на веки, всем народом России.
Да.
Путин и Тулеев исторические личности.
Путина вообще будут помнить как Петра Великого...за одно только возвращение Крыма в Россию.
Да и Тулеева не забудут...во всяком случае в Кузбассе...
Ты до этого Крыма, который путин кагбэ вернул в Россию, на свою пенсию в отпуск доехать можешь? Это не говоря про путинских дружков-воров, что тоже незабываемо.
Как и про дружков Тулеева, гробившего Кузбасс по мере сил и возможностей.
уже все мобильные бомжи туда свалили...Крым же их!
Приветствую вас, уттткин!
пернатые, особенно чайки ....с сыновьями, её любят, однако?
А вот, вы уттккин, зачем гадите в свою же ,,уттку,,...судя по комментам, Вы комми или где?
Так вы не геолог?
Так вы не геолог?
Да отстанте от него"совковый коммунизм" это сексуальная ориентация,вариант садо-мазо и копрофагии, тока с навозом ипод интернационал. .
Вчера опять, от имени народа,
был осуждён товарищ Пастернак.
Его стихов мы не читали сроду,
Но и без них понятно, что он враг!
Смешно сейчас читать
http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1598616.
О Солженицыне
https://schoolofcreativewriting.wordpress.com/2011/11/14/о-солженицыне/
Солженицын — «великий» писатель, но не патриот
http://www.pravda.ru/society/fashion/10-01-2014/1187845-writer-0/
Очень интересный материал о том, как зеки оценивают «труды» Солженицына
http://kalmius-info.ru/avtori/anton-blagin/kak-aleksandr-solzhenitsyn-pomog-mihailu-gorbachyovu-svoim-hudozhestvennym-proizvedeniem-razvalit-sssr.html
какая эпоха- такие и герои, лжец на знаменах у лжецов
Вся беда с произведениями Солженицына в их невероятной двойственности. То он вроде просоветский, а потом вдруг антисоветский. Тут он за евреев, а там он против евреев. То он вроде монархист, а следом совсем наоборот. То он вроде церковник, но исподтишка расхваливает масонов. Поэтому из его произведений можно надёргать любых совершенно противоположных цитат. Это свойственно шизофреникам, которые сами не замечают своей двойственности.
Профессор Чезаре Ломброзо, пишет следующее:
Сумасшедшие в сумасшедших домах часто выдумывают несуществующий язык, азбуку, письменность.
И некоторые из них потом называют себя модернистами или футуристами.
Как наглядный пример, посмотрите-ка на язык нобелевского Солженицына: «солдяга», «кобелировать», «засмурженная» гимнастерка, «обопнулся» (понимай — упёрся), травы «сочают» после дождя, «свинеть», «навенуло», «на раскрыве», «рожеть» (от слова «рог»), смысл «простичь» (то есть постигнуть), арест состоит из мелких «околичностей» (угадайте — что это?), тараканов «менело» (понимай — становилось меньше), «сумутится», «ухайдакался», «укрывище», «изгаляется» (догадайтесь — что это?), «чушкался», «юрили», «обоспел» и так далее и тому подобное.
Немного психоанализа…
В рассказе «Матрёнин двор» (1963 год) принципиальные извращения истины у Солженицына повсюду. Замученную и больную Матрену расхвалюкивая и гавкукая, народ остальной весь охаюкивает и гадючит он яко сплошное кодло-падло: пьянюги, самогонюги, жаднюги, стяжелюги, вонюги, лентюги, жратюги, хапуги, паразитюги. И только один Солженицын хороший. Ах, полюбуйтесь, какой я хороший на этом тёмном фоне. А все остальные, в общем, унтерменши, жлобы, злыдни.
Если у Максимова люди хромоногие, то у Солженицына, у его Матрены, даже кошка колченогая, о трёх ногах. А кругом только пьяницы, мыши, клопы да тараканы.
А теперь займемся немножко психоанализом. Рассказ этот автобиографический. Солженицын приезжает из ссылки в посёлок, где живёт Матрена. Вспомним то послевоенное время: мужиков мало, баб-молодок много, и они рвут мужиков на части.
И то же самое повторяется и в других его писаниях: и в «Случае на станции Кречетовка», и «В круге первом», и в «Раковом корпусе». О женщинах только разговорчики.
Папеле Фрейд здесь скажет: «Хм, тут что-то не так…» А профессор Ломброзо скажет: «Да, типичный случай».
Профессор Ломброзо пишет, что для душевнобольных в литературе характерна склонность к придумыванию новых слов, непонятных для других, что объясняется якобы оригинальностью. Вот вам конкретный пример из такой литературы: «Разблуживаются мозги…, Я нанахалился… Положение перепрокинутости… Баб обохачивал… Надмевало презрение… С метёлкой шушкался… Мельтешить… Вычуивали глаза… Выложиться до инезмоги… Подходней приходили чем раньше… Отволгнув от боя… Мелких околичностей».
теперь по архипелагу ... нынче тренд пошел что Солженицын в архипелаге привирает ... Он ведь как назвал "Архипелаг ..." ? Литературный опыт ... счас гляну ... глянул ... Опыт художественного исследования ... какие претензии к художнику? Может привирает, а может того, не договаривает ... и гражданства штатов не взял, а ведь предлагали ... в этом его отличие от иных диссидентов ...
https://justpaste.it/16y55
Евгений Спицын об А.Солженицыне
https://www.youtube.com/watch?v=fv1ND1mHbik
Евгений Спицын. «Чучело предателя Солженицына — выражение праведного гнева»
https://www.youtube.com/watch?v=aUtmwjGtg9w
Историк, публицист, автор четырёхтомника по истории России Евгений Спицын комментирует акцию красной молодёжи у музея ГУЛАГа. Приобрести книги Е. Спицына без торговой наценки http://bit.ly/2wRwaaw
А. Флегон "Вокруг Солженицина" 1981г издания
с появлением И. А. Альберти в вермонтском доме А. И. Солженицына он был поставлен под полный и тотальный контроль ЦРУ...
посмотри на символ с папки, свой аватар и мой ник ... и найди истинный ...
чето некудышный , как я здесь посмотрю, с тебя миссионер...со знаком минус
чето некудышный , как я здесь посмотрю, с тебя миссионер...со знаком минус
это всё арбуз виноват и ковальский ... создали секту почитателей ортодокса в апм. Вздорно стили считать что ортодокс это апм ... вы то понимаете что это не так, и жужа-полупчелка это проповедует ... аот и минусят за Правосланого ... хотя прихожу к выводу, что минусят так ... просто ... несостоявшиеся ...
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь