Турция неожиданно ограничила транзит санкционных товаров в Россию.
Первой из крупных «дружественных» торговых партнеров РФ. Официальных разъяснений от властей страны не поступало, но турецкие участники рынка объясняют ситуацию давлением со стороны ЕС. Логисты давно ожидали закрытия транзитной схемы, при этом полагали, что полностью ввоз санкционных товаров закрыт не будет — он лишь подорожает, поскольку теперь груз придется растаможивать с уплатой всех налогов и сборов, оформлять как турецкий и перевозить в Россию. «Турецкие таможенные органы в ночь с 6 на 7 марта начали отклонять транзитные декларации на грузы, которые входят в санкционный список ЕС и транспортируются на территорию России и Республики Беларусь, ссылаясь при этом на распоряжение правительства,— рассказывает, в частности, руководитель отдела продаж компании Novelco Юрий Давар.— Но, по нашим данным, распоряжения официальных органов анонсировано не было». Турецкий контрагент предполагает, что ситуация «возникла как результат давления ЕС на Турцию в отношении транзита европейских товаров, и она носит временный характер». Часть собеседников “Ъ” считает, что проблема может быть решена через какое-то время и носит технический характер — они говорят об обновлении ПО и проблемах исключительно на уровне турецкой информационной системы NCTS. Однако большинство полагает, что закрытие транзитной схемы станет перманентным. Выход пока один — растаможивать груз в Турции, делать турецкий сертификат происхождения и отправлять груз на Россию, говорит Игорь Ребельский. «Все проходит как обычная растаможка, ничего дополнительно пока не просили,— говорит он. — Времени три-четыре дня, не больше, плюс НДС (18%)». Известно, что Турция выступает важным логистическим хабом для российских импортеров автозапчастей, добавляет Александр Носко, директор по сервису сети автосалонов Fresh Auto. «Однако основным поставщиком запасных частей в РФ остается Китай, из Турции завозились в основном пластиковые бамперы, бачки, емкости, а по объемам импорта комплектующих страна занимала 10-е место в 2021 году с показателем в $1,32 млрд, — говорит он. — Безусловно, ситуация негативно влияет на рынок, где до сих пор ощущается некоторый дефицит расходных материалов, однако необратимых последствий от решения Турции возникнуть не должно, так как есть альтернативные каналы поставок». «На текущий момент мы не сталкиваемся с проблемами в поставках запчастей,— уточняет директор департамента запасных частей и корпоративных закупок "Рольфа" Екатерина Невская. — Несмотря на некоторые задержки в связи с перераспределением логистических путей из-за недавней катастрофы в стране, у нас есть в наличии необходимый объем запчастей для полноценного обслуживания клиентов». Одним из путей решения вопроса, в частности, с запчастями, может стать продолжение локализации производств в Турции, Китае и других странах, полагает Санджар Ашуралиев. В качестве альтернативы Турции, говорит Юрий Давар, можно рассматривать страны Ближнего Востока, например, ОАЭ, а также Казахстан и Армению. Напомним, 24 февраля 2022 года президент России Владимир Путин объявил о проведении "специальной военной операции" в Донбассе. Российский лидер также заявил о "денацификации и демилитаризации" Украины. |
Комментарии читателей: