Юрий Алябьев - о русском и не совсем русском языке.
"Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят себя сами". Отто фон Бисмарк, создатель Германской империи. Одной из таких лживых и ОПАСНЫХ "ценностей" наших дней, несомненно, является чрезмерное употребление иностранных, в основном английских терминов и разговорных слов. Михаил Васильевич Ломоносов, знавший 11 языков и понимавший ещё несколько, в "Русской грамматике" указывал, что русскому языку присущи "великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, богатство и краткость греческого и латинского языка". Александр Сергеевич Пушкин считал, что "язык славяно-русский имеет НЕОСПОРИМОЕ превосходство перед всеми европейскими". А его современник А.С. Шишков, бывший министром народного просвещения, а с 1813 года возглавлявший Академию наук, обоснованно утверждал: "Каждое вводимое в употребление чужеязычное слово не только отнимает у разума свободу и способность распространять и усиливать язык свой, но и приводит его в БЕССИЛИЕ и ОСКУДЕНИЕ". Cкажите, вам нравится, что в нашем городе, расположенном в середине евразийского материка, в тысячах километров от портовых городов России, где англо-говорящих туристов не бывает, а командированные англичане или американцы — чрезвычайная редкость, новая гостиница называется "ПАРК ИНН", а крупнейший торговый центр, неподалеку — СИТИ МОЛЛ? А в самом этом Сити — десятки торговых точек, и все — с иностранными названиями. Вам может нравиться, что в нормальной русской средней школе, в старших классах нет уроков труда, есть два урока русской литературы и аж четыре урока двух иностранных языков? Мы не можем не слышать и явного оскудения разговорного русского языка новых поколений наших соотечественников. И это касается не только детей и юношества, но и тех, кому около сорока или немногим больше или меньше. Они пришли к власти и управлению, но меня и моих сверстников (тех, кому за семьдесят и больше) часто не понимают или всерьёз не воспринимают, разговаривая с нами, выражаясь языком Михаила Булгакова, "в профиль", то есть как бы слушая, но не слыша. Прежде чем предоставить слово их ровеснику — талантливому русскому писателю — сибирскому самородку Андрею Антипину, проживающему в верховьях Лены, хочу с глубоким сожалением отметить, что большинству местной читающей публики он не известен. И это в немалой степени происходит оттого, что важнейший культурный центр нашего города — библиотека имени Гоголя — уже седьмой год подряд превращается в КНИЖНЫЙ СКЛАД, не получая от управления культуры ни копейки денег на полноценную подписку литературно-художественной, научно-популярной и публицистической периодики. А теперь — слово Антипину о том, что произошло с его поколением (из письма тридцатипятилетнего Андрея Антипина 87-летнему редактору "Нашего современника" Станиславу Юрьевичу Куняеву в ответ на присылку ему маститым литератором нескольких своих публицистических книг с просьбой прочесть и высказать замечания, если таковые возникнут). "Ваша публицистика к сожалению, по большей части недоступна пониманию моего поколения — поколению детей демократии, над которым ставился чудовищный эксперимент забвения отечественной истории, русской культуры, русского национального самосознания. Эксперимент удался? И тут не только и не столько наша вина. Всё на это беспамятство работало: и телевидение, и газеты, и школы, и зарубежные фонды вроде соросовского. Да и писатели известного вам околотка потрудились вволюшку, развенчивая "совок", а страницы истории, которыми должно гордиться, замалчивая или вымарывая. Всё, чего следовало бы стыдиться и опасаться, вознесли до небес, выставив на всеобщее обозрение, а то, с чем можно хоть сейчас к Богу отправиться всему русскому народу, не боясь быть непонятыми и непрощенными, низринули и засунули в такое место, которое и называть не хочется. Лишь сейчас, когда мне, моему поколению, жмёт под сорок, начинаешь с особой ясностью понимать, какую яму зияющую вырыли в нас годы перестройки, и в яме этой, как в дупле дуба, поселилась нечистая сила всего того, что противно русскому человеку. Пусть вас не смущает действительный залог. Поселилась! Убить, пожалуй, не убила, но выела до кишок? И всё-таки мне представляется, что пусть не во всех и не сразу, но прободалось в нашем поколении осознание чужеродности иных вещей и понятий, что повсеместно вошли в нашу жизнь с единственной целью — РАЗРУШИТЬ. И спасение уже грядёт, коль скоро вылупляется в голове страшная, но живящая мысль о том, что, возможно, и нам надо было пережить и время перестройщиков, схожее с нашествием жука-шелкопряда на сибирские кедрачи, и собственное увядание и помрачение, и развал Союза. И всё ради того, чтобы на выходе из долгой, мучительной болезни тем зримей, доступней в смысле общенародности и единства взгляда, открылась всем нам та самая засечная черта, за которой вот уж воистину — быть или не быть России и русскому миру". (Подробнее "Наш современник" № 8, 2019 г.) В одном только нельзя согласиться с Андреем Александровичем — то, что происходило и происходит с преподаванием русского языка, литературы и отечественной истории в современной школе — не эксперимент, а составная часть стратегического плана разрушения России и русского мира изнутри, важнейшее направление гибридной войны, которую ведёт против России коллективный Запад, которая началась не вчера и завершится не завтра. Наш выдающийся современник и патриот России, доктор филологических наук, академик Владислав Юрьевич Троицкий (отметивший 4 августа 2021 года своё 85-летие), действующий по сей день председатель комиссии по преподаванию русского языка и литературы в школе отделения русской литературы и языка Российской академии наук, главный научный сотрудник ИМЛ имени Максима Горького, уже в течение двух десятков лет ведёт открытую и бескомпромиссную борьбу за сохранение русского языка и литературы. Вот некоторые из его определений и мыслей. — Много лет публично и цинично разрушают наше образование, а мы ещё постыдно употребляем слово " реформы". — Совершено и продолжает совершаться грандиозное преступление государственного масштаба, содеянное по хорошо разработанному сценарию, которое реализуется по вине многочисленных предателей, а мы молчим. — На русскую словесность в старших классах отведено 204 часа, а на иностранный язык — 408. Это в чистом виде ЯЗЫКОВАЯ ОККУПАЦИЯ. (К этому добавлю от себя — если ученики, изучающие иностранный язык, не пользуются им в общении между собой вне уроков и не читают на нём книг, то эти уроки — потерянное время, тем более что с начавшегося учебного года за знание иностранного языка не будет оценок, а всего лишь зачёт.) — Современные школьные знания перестают быть образовательными, становятся инструктирующими, утилитарно-прагматическими. Школа меняется в сторону расчеловечения общения. Изгоняются произведения, в которых ясно ощутим народный идеал, русский дух. Давно пройден рубеж, за которым начинаются НЕВЕЖЕСТВО и ПРОФАНАЦИЯ. — Настоящий учитель по смыслу и значению своей деятельности — выше любого начальствующего чиновника педагогической администрации. — Наша задача — помочь словесникам в тяжелейших условиях организованного унижения учителей, препятствования их первостепенным обязанностям посредством загрузки их канцелярской работой и изощрёнными бюрократическими нагрузками, путём навязывания им вредоносных и безусловно — антинаучных подходов. — состояние речи — это состояние мысли; — состояние мысли — это состояние сознания; — состояние сознания — это предпосылки поступков; — поступки — сущность поведения людей; — поведение людей — ЭТО СУДЬБА НАРОДА. Если поколению Андрея Антипина "жмет под сорок", то моему "жмёт" за семьдесят. Для поколения Антипина приходит время прозрения (дай бог, чтобы не для него одного!). Для моего — возраст подведения некоторых итогов и время работы над ошибками. Я пишу эти строки в канун Дня пожилого человека и хочу сказать моим пожилым ровесникам, что мы не вправе обвинять сорокалетнюю "молодёжь" в том, что она другая, не похожая на нас. Катастрофу в образовании наших детей и внуков допустило именно наше, первое послевоенное поколение. Мы слишком долго не верили в Бога, а ныне наступила, по словам Николая Зиновьева, Ужасная эпоха — За храмом строим храм. Твердим, что верим в Бога, Но Бог не верит нам? Мы слишком долго верили плакатам с изображением великого вождя и политика Ленина в виде улыбающегося добренького дедушки и словам под изображением: "Верной дорогой идёте, товарищи!" Мы слишком долго голосовали на выборах за единых кандидатов несуществовавшего "блока коммунистов и беспартийных", и в итоге — советская власть в Стране Советов не состоялась. Мао Цзэдун оказался прав, сказав в далёком 1961-м о том, что те, кто пришёл к власти после смерти Сталина, через два десятка лет выбросят свои партбилеты и растащат Советский Союз. Мы не имеем права поучать, но обязаны делиться пережитым и говорить правду. Вот как выразила отношение к уродованию русской речи Лариса Сперанская: День выходной на "уикенд" сменив, Мы не сидим за книгами любимыми, И свой родной дар Коляды забыв, Живём меж "хэллоуинов" с "валентинами". Мы терпим "толерантно" подлецов, Меняем музыку на ритмы "клубных" танцев, Теряем речь, культуру и лицо, Сгребая грязь и хлам у иностранцев. Мы не заметили, как всё произошло? На что мы самоцветы променяли?! Родных традиций чистое лицо — Испачкали, забыли и предали? Есть повод задуматься. |
Комментарии читателей: