"Позвоните "реформаторам" и спросите у них, что они по поводу всего этого думают!".
Вот такой возмущенный наказ дала на минувшей неделе наша читательница Татьяна Васильевна, не дождавшаяся на остановке вожделенной "пятерки" и вынужденная, отказавшись от намерения проехать на автобусе, вызвать такси, чтобы не опоздать на работу. По ее мнению, городские власти просто экономят, ведь пассажиров сейчас значительно меньше, чем в холодное время года: кто-то переехал на дачи, многие по городу перемещаются или пешком, или на самокатах, или на личном транспорте. Ну, а большие синие автобусы, которые пришли на смену прежним экономичным ПАЗикам, рассчитаны на то, чтобы ездить заполненными, в ином случае это бьёт по бюджету. "Крайними" же в этой ситуации остаются простые граждане, которые "за реформу не голосовали, но пожинают ее плоды", - делает горестный вывод Татьяна Васильевна. О проблемах с пассажирским автотранспортом свидетельствуют и другие источники.
Бесспорно, "транспортная реформа", запущенная в ноябре 2020 года в конкретно взятом Новокузнецке, изменила ситуацию на рынке пассажироперевозок. Наиболее зримым ее результатом стало "выдавливание" с рынка представителей частного бизнеса (малое исключение составляют отдельные отщепенцы, к которым у чиновников удивительный пиетет, но о них ниже). Также существенно изменен подход к денежному обороту: система "брутто-контракт" предусматривает безусловную оплату услуг транспортникам (читай, ООО "Питеравто", победившему практически на всех конкурсах) из муниципального бюджета, с контролем над исполнением рейсов в соответствии с утвержденными графиками. Транспортники таким образом теряют заинтересованность в перевозке пассажиров (да пусть вообще никто не ездит - так еще спокойнее, и расход горючего меньше!), а разница между обозначенными суммами контрактных обязательств и сборов с пассажиров падает на городской бюджет. Который, между прочим, "не резиновый". Принятая три года назад без должной проработки, в атмосфере закрытости и при игнорировании мнения транспортников-"частников", эта самая "транспортная реформа" резко снизила число маршрутов и количество автобусов, переложила ответственность за сбор оплаты за проезд на муниципальные структуры. Но даже два уже состоявшихся повышения стоимости проезда не привели систему к самоокупаемости (о прибыльности речи не идет), разница "зашкаливает за миллиард". При том, что до 2020-го автобусникам-муниципалам хватало 300 миллионов рублей в год, а частники вообще не получали из бюджета ни копейки... Впрочем, о результатах текущего года можно будет судить после его завершения.
Как известно, рвется там, где тонко.Тридцатипятиградусная жара первой декады июня показала, кто есть "ху": отключенные в автобусах кондиционеры превратили салоны в раскаленные духовки, в которых пассажиры постепенно доходили до консистенции "цыпленка-гриль". Конфуз прокомментировал глава Новокузнецка Сергей Кузнецов в передаче "Утро с мэром" в эфире Ново-ТВ 8 июня: "Все автобусы едут с открытыми дверцами на двигателях. За вчерашний и позавчерашний день у нас переклиненных двигателей - каждый день по 10 штук. Мы разбираемся, в чём проблема: либо это плохие смазочные материалы, либо это проблемы с охлаждением. Когда включают кондиционер, двигатель получает дополнительную нагрузку. При дополнительной нагрузке двигатель не справляется, и есть такое понятие "двигатель стукнул" - прогорает поршневая, изменяет деформацию головка блока двигателя и начинается просто "убийство" двигателя, всё. Эти двигатели надо менять. Учитывая, что у нас большинство двигателей китайские либо с европейскими комплектующими, действительно, большая проблема. Всё это повторяется уже третий год - они не справляются в пик жары... Нужно улучшать систему охлаждения двигателя. Либо ставить дополнительные радиаторы, либо предусматривать другую систему... Приношу свои извинения ото всех "реформаторов" всем горожанам, которые попали в эту ситуацию. Мы над ней работаем". По заверению Сергея Кузнецова, на этой неделе он "соберёт технический рапорт" и продолжит "разбираться с проблемой" при участии директора компании-перевозчика.
Сейчас "аномальная" жара спала, но всё лето еще впереди.
На следующей неделе, в частности, прогнозы сулят Новокузнецку до плюс 32-х по Цельсию. Пожаримся?.. Впрочем, и до пиковых температур на городских маршрутах наблюдались массовые сбои. "Транспортному коллапсу", напомню, была посвящена пресс-конференция в апреле текущего года. Выяснилось, в частности, что в связи с изрядным числом ДТП, нехваткой запчастей и персонала "съеден" резерв ООО "Питеравто" в 44 автобуса, а сверх того нехватка подвижного состава составляет около сорока единиц. К слову, та пресс-конференция совпала с оглашением решения РЭКа об очередном, на 2 рубля, повышении стоимости проезда в общественном транспорте Новокузнецка. Двухрублевый рост тарифов на проезд убытки от внедрения "реформы", конечно, подсократит, но незначительно.Сегодня "отбивается" (возвращается в бюджет в виде платы за проезд) лишь один рубль из трех затраченных (уплаченных по контракту). Чтобы "выйти в ноль", тарифы следует утроить - это не предложение, а констатация, оговорюсь на всякий пожарный. Но и в этом случае будет "просадка по доходам", ибо тогда мало кому по карману будет оплата проезда. Люди будут или стараться "прикинуться зайчиком" и не платить вообще ничего, или вовсе обходиться без таких услуг. Отмечу, что и сегодня поездка протяженностью в несколько остановок на арендованном электросамокате (желтые "вушбайки", расставленные по всему центру города - бери не хочу!) обходится примерно во столько же, во сколько пассажиру обойдется проезд на автобусе. Ну, а при значительном росте тарифа - тем более.
А еще можно спрогнозировать рост "теневого рынка" автоперевозчиков. Которые будут возить пассажиров нелегально, но извлекать из этого максимальную прибыль, обрекая городской бюджет на убытки. Так, как это делают сегодня, не таясь, "пиратские" автобусы под номерами "3.4.5".
"Поприжать" обнаглевших "нелегалов", конечно, можно. Предусмотренный законодательством штраф в 300 тысяч рублей - сильный, причем, не единственный, аргумент.
Но он почему-то не применяется.А чиновники, когда им задаешь прямой вопрос, обычно стыдливо отводят глаза и бормочут, что вопрос не к ним. Но глава города Сергей Кузнецов, выслушав такой вопрос в последнем телеэфире, вынужден был ответить.Присоединившись к возмущению дозвонившейся до него новокузнечанки: "Ездят нелегально, вырабатывают наличку. Рискуют жизнью людей... Не захотели, не подчинились правилам реформы. Я обращался к правоохранительным органам. Временами ставят автобусы на штрафостоянку. Но потом те их забирают. Проблемой должен заниматься Росавтонадзор. Но они не имеют ресурса. Я жду, что те, кто обладает компетенцией, применят власть...". Содержательно? Убедительно?..Во всяком случае, дает представление о том, "куда дрейфует реформа", не так ли? А что с нее "вырулится" со временем, покажет только время. |
Комментарии читателей: