#
#
Просмотров: 785
Тема дня

Денег нет... Держитесь... Хорошего вам настроения!

Picture

В Кузбассе из-за дефицита бюджета перенесли финансирование девяти строек.

Просмотров: 3465
Тема недели

Вертикальное замыкание

Picture

Стало известно местонахождение власти в России.

Просмотров: 12139
Тема месяца

"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)

Picture

"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.

Обсуждения

СоваВоЗлеОлимпа 23-12-2024 20:32

Ruthenium 23-12-2024 20:22

valicova 23-12-2024 19:58

эксперт 23-12-2024 19:29

ЖЖЖ 23-12-2024 19:21

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Опросы на КузПресс
  Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
  Как вы относитесь к многожёнству?
  Нравятся ли вам провокационные названия?
  ...
добавить на Яндекс
36 лет назад СССР запустил многоразовый космический  "Буран"

Первый полёт "Бурана", Он же - последний...

36 лет назад уже шедшая к распаду страна осуществила амбициозный масштабный космопроект, ставший для нее финальной точкой.

Тогда СССР запустил многоразовый космический корабль   "Буран", к пуску котрого Советский Союз готовился около десяти лет.

В связи с дерзкими планами Илона Маска организовать сверхбыстрые пассажирские перевозки посредством космических ракет есть смысл вспомнить советский опыт.

РБК: 15 ноября 1988 года состоялся первый и единственный полет советского многоразового космического корабля «Буран». 

Идея создания самолетоподобных кораблей для регулярного посещения земной орбиты возникла в СССР практически сразу после первых успешных полетов в космос в середине XX века.

Намечавшееся противостояние с США в освоении межпланетного пространства привело к рождению самых смелых и амбициозных проектов. В 1960-х в ответ на американскую программу создания космического перехватчика-разведчика-бомбардировщика X-20 Dyna Soar в СССР начали разрабатывать собственную систему орбитального самолета «Спираль».

Оба проекта в итоге были закрыты, однако ученые обеих стран получили ценнейший опыт для дальнейшего развития концепции вывода на орбиту ракетопланов при помощи ракеты-носителя или гиперзвукового самолета-разгонщика. 

Вход в атмосферу американского космического аппарата X-20 Dyna Soar в представлении художника

Фото: NASA

Вход в атмосферу американского космического аппарата X-20 Dyna Soar в представлении художника

В 1972 году президент США Ричард Никсон объявил о запуске национальной программы разработки многоразовых космических челноков Space Shuttle, которые в том числе могли регулярно поднимать и спускать с орбиты значительные грузы. В эпоху разговоров о создании принципиально новых видов оружия, в том числе и лазерного, советское руководство увидело в американском проекте угрозу.

Предполагалось, что многоразовый челнок создается не только ради последующего снижения расходов на запуск космических аппаратов, но и для военного применения.

Скажем, характеристики Space Shuttle позволяли доставлять на орбиту ядерные боеголовки и прочие грузы, несущие потенциальную угрозу безопасности Советского Союза. Поэтому руководством СССР было принято решение о подготовке собственного ответа США, тем более что благодаря работе разведки в 1975 году на столе у советских инженеров уже лежали подробные чертежи «Шаттла».

Американский космический челнок Challenger во время старта 28 января 1986 года, закончившегося катастрофой через полторы минуты после запуска

Фото: imago-images.de / Global Look Press

Американский космический челнок Challenger во время старта 28 января 1986 года, закончившегося катастрофой через полторы минуты после запуска

Для военных и мирных целей

Вскоре впервые были сформулированы основные цели создания орбитального корабля «Буран», который в первую очередь предназначался для «комплексного противодействия мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях».

Предполагалось применение различных боевых аппаратов, в том числе с ракетным и лазерным вооружением.

Плюс ко всему конструкция даже предусматривала возможность похищения с орбиты вражеского спутника для доставки на Землю — при помощи механической руки-манипулятора на борту, управляемой одним из членов экипажа.

Кроме того, согласно концепции, многоразовый космический челнок предназначался для ремонта и дозаправки других советских космических аппаратов, доставки людей на орбиту, а также развертывания и сборки различных больших конструкций, в том числе космических антенн и солнечных энергоустановок.Вывоз на старт ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре в октябре 1988 года

Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

Вывоз на старт ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре в октябре 1988 года

Более 10 лет разработки и уникальная конструкция

Проект многоразовой космической системы «Энергия» — «Буран» стал самой масштабной подобной программой в истории государства. В процесс разработки и испытаний, занявший более десяти лет, было вовлечено 86 различных министерств и ведомств, а также около 1300 предприятий со всего СССР.

В общей сложности над «Бураном» работали около 2,5 млн специалистов, а общие расходы на программу составили 16,4 млрд руб.

Первый полноразмерный макет был изготовлен в 1984 году. Корабль создавали по схеме планера — по мотивам американского аналога, но с учетом улучшенных характеристик. Так, «Буран» с кабиной для десяти человек мог выводить на орбиту до 30 т и спускать обратно до 20 т груза — в полтора раза больше по сравнения со Space Shuttle. Плюс ко всему одним из главных отличий советского аппарата стала система полностью автоматического управления, позволявшая осуществлять взлет, полет и посадку без какого-либо вмешательства человека.

Подготовка к запуску «Бурана», совершившего орбитальный полет и посадку без экипажа в полностью автоматическом режиме

Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

Подготовка к запуску «Бурана», совершившего орбитальный полет и посадку без экипажа в полностью автоматическом режиме

В объединенную силовую установку «Бурана» входило два двигателя орбитального маневрирования, а также 46 агрегатов газодинамического управления. За работу и поддержку электроники отвечало более 50 различных бортовых систем с четырехкратным дублированием в случае выхода из строя. Совокупный объем программного обеспечения составлял около 100 Мб — фантастический показатель для тех времен.

Одним из главных вызовов для инженеров стало создание специальной защиты, которая бы позволила кораблю выходить с орбиты через плотные слои атмосферы на гиперзвуковых скоростях. Для этого разработали уникальную термозащиту, представлявшую собой сверхлегкие плитки из тонких кварцевых волокон со стекловидным покрытием, способные выдерживать температуры в диапазоне от минус 150 до плюс 1250 градусов Цельсия.

Всего потребовалось свыше 38 тысяч гибких плиток, которые чешуей обволакивали «Буран», в точности повторяя контуры фюзеляжа и крыла.

Транспортная система «Энергия» — «Буран» в монтажно-заправочном корпусе космодрома Байконур во время подготовки к запуску

Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

Транспортная система «Энергия» — «Буран» в монтажно-заправочном корпусе космодрома Байконур во время подготовки к запуску

За вывод «Бурана» на орбиту отвечала сверхтяжелая ракета «Энергия», которая выполняла широкий спектр задач и могла использоваться как в качестве носителя, так и для автономных полетов для освоения космоса.

Первый и единственный полет «Бурана»

Для посадки корабля пришлось существенно модернизировать полосу аэродрома Юбилейный на Байконуре. Чтобы устранить все шероховатости, специально выпустили четыре шлифующие установки с алмазными дисками, которые на протяжении двух месяцев беспрерывно полировали взлетно-посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной около 100 м.

Значительной доработке подверглись и два запасных аэродрома в Крыму и Приморье. Кроме того, было предусмотрено еще более 14 резервных площадок для посадки, в том числе и за пределами СССР, в Ливии и на Кубе.

Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран» на стартовой площадке космодрома Байконур

Фото: Альберт Пушкарев / ТАСС

Универсальная ракетно-космическая транспортная система «Энергия» с кораблем многоразового использования «Буран» на стартовой площадке космодрома Байконур

За отслеживание полета и передачу информации отвечал сложнейший комплекс, в том числе спутники, корабли, наземные контрольно-измерительные станции, центр управления полетами в Королеве и даже Останкинский телецентр.

Изначально запуск «Бурана» назначили на 29 октября 1988 года, однако всего за 51 секунду до старта испытания отменили в связи с неполадкой, связанной с отстыковкой приборов прицеливания. На устранение проблемы ушло 17 дней, и рано утром 15 ноября «Энергия» вместе с «Бураном» успешно стартовала с площадки, несмотря на приближающийся к Байконуру циклон.

Запуск ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре. Корабль за 205 минут совершил два витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся 

Фото: Валентин Кузьмин, Альберт Пушкарев / ТАСС

Запуск ракетно-космической транспортной системы «Энергия» — «Буран» на Байконуре. Корабль за 205 минут совершил два витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся

Ракета-носитель с точностью вывела космоплан на орбиту, где он совершил два полноценных витка вокруг Земли, а затем успешно вернулся на Байконур. Весь полет «Бурана» длился 205 минут. Во время взлета и посадки челнок сопровождал сверхзвуковой самолет МиГ-25 под управлением летчика-испытателя Магомеда Толбоева, который вел съемку для передачи данных о внешнем состоянии «Бурана».

Впрочем, не обошлось и без серьезных эксцессов.

Уже во время посадки управляющая электроника корабля, получавшая данные о погоде в районе посадки, неожиданно для всех заставила «Буран» совершить резкий маневр. Вероятность выбора компьютером такой траектории, как потом показал анализ, составляла всего 3%.

Более того, на какое-то время связь с челноком была утрачена.

Орбитальный корабль многоразового использования «Буран» и самолет оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) МиГ-25 во время посадки на взлетно-посадочную полосу аэродрома Юбилейный на космодроме Байконур

Фото: Валентин Кузьмин, Альберт Пушкарев / ТАСС

Орбитальный корабль многоразового использования «Буран» и самолет оптико-телевизионного наблюдения (СОТН) МиГ-25 во время посадки на взлетно-посадочную полосу аэродрома Юбилейный на космодроме Байконур

В этот момент руководство полетом, заподозрившее отказ систем управления, даже подготовилось к дистанционному уничтожению корабля, на борту которого специально для экстренных случаев был предусмотрен тротиловый заряд. Более того, началась подготовка специального сообщения для прессы о неудачном завершении полета. На деле же автоматика приняла верное решение зайти на посадку с другой стороны, учитывая сильный ветер и другие метеоусловия, после чего «Буран» вывалился из облаков и совершил мягкую посадку.

Дальнейшая судьба

«Буран» попал в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой космический корабль, который побывал на орбите без экипажа и успешно вернулся на Землю.

Вскоре после успешных испытаний был сформирован экипаж для пилотируемых околоземных полетов на прототипе БТС-002, совершивший более десяти вылетов, в том числе для отработки заходов на посадку.

Сборка макета космического корабля «Буран» на ВДНХ в Москве

Фото: Артем Геодакян / ИТАР-ТАСС

Сборка макета космического корабля «Буран» на ВДНХ в Москве

Однако в 1990 году работы по проекту «Бурана» приостановили, а в 1993 году его закрыли окончательно. Всего в рамках программы было создано несколько рабочих прототипов и полноразмерных макетов космического корабля, один из которых был установлен в московском Парке Горького, откуда в 2014 году его перевезли на ВДНХ.

Судьба настоящего «Бурана», побывавшего в космосе, сложилась трагически.

В мае 2002 года космоплан сильно пострадал в результате обрушения крыши монтажно-испытательного комплекса на Байконуре.

В результате сотрудники космодрома распилили челнок на части и распродали их в качестве металлолома.

rbc.ru

19.11.2024
Просмотров: 1787 | Комментариев: 23
Ruthenium 19.11.2024 10:24
А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

"Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html
7
2
=
5
Kotafey 19.11.2024 11:18
Так хохлы говорят Короленко хохол,значит космос открыли хохлы! И вообще афроамериканцы не правы что Иисус был черным, он был украинцем,но его умучали кацапi.
3
19
=
-16
Ruthenium 19.11.2024 12:58
Уже Короленко? О как.........
9
2
=
7
Айл Би Бэк 19.11.2024 13:07
Ruthenium: Уже Короленко? О как.........

Арена Короленко значит уже территория Украины?

Как много интересного в мире!
3
5
=
-2
Ruthenium 19.11.2024 21:15
Айл Би Бэк:
Ruthenium: Уже Короленко? О как.........

Арена Короленко значит уже территория Украины?
Чего?
Как много интересного в мире!

4
2
=
2
Kotafey 19.11.2024 13:32
Ну по ихнему королев-это кроленко.
Владимир-Володимир
Елена - Олена,
Николай-Микола
Петр-Петро
Пушкин-Гарматов
Толстой-Жирнючий

и так далее.
1
17
=
-16
Ruthenium 19.11.2024 14:54
Kotafey: Ну по ихнему королев-это кроленко.
Владимир-Володимир
Елена - Олена,
Николай-Микола
Петр-Петро
Пушкин-Гарматов
Толстой-Жирнючий

и так далее.

Вот смотри, в экипаже "Бурана" было 4 хохла и 3 кацапа. Значит, кому партия и правительство оказали больше доверия?
6
4
=
2
Клещ 19.11.2024 20:56
Ruthenium:
Kotafey: Ну по ихнему королев-это кроленко.
Владимир-Володимир
Елена - Олена,
Николай-Микола
Петр-Петро
Пушкин-Гарматов
Толстой-Жирнючий

и так далее.

Вот смотри, в экипаже "Бурана" было 4 хохла и 3 кацапа. Значит, кому партия и правительство оказали больше доверия?

Хохмишь ? Экипаж 2 человека был . И то на тренировке .
0
14
=
-14
Ruthenium 19.11.2024 21:17
Клещ:
Ruthenium:
Kotafey: Ну по ихнему королев-это кроленко.
Владимир-Володимир
Елена - Олена,
Николай-Микола
Петр-Петро
Пушкин-Гарматов
Толстой-Жирнючий

и так далее.

Вот смотри, в экипаже "Бурана" было 4 хохла и 3 кацапа. Значит, кому партия и правительство оказали больше доверия?

Хохмишь ? Экипаж 2 человека был . И то на тренировке .

Хохлю.
5
2
=
3
Клещ 19.11.2024 20:54
Ruthenium: А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

"Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

Буран летал без экипажа .
Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..
0
13
=
-13
Ruthenium 19.11.2024 21:29
Клещ:
Ruthenium: А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

"Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

Буран летал без экипажа .
Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..

Ты хочешь умолить братскую дружбу русских и украинцев, пиндосский агент?
6
2
=
4
Клещ 20.11.2024 10:53
Ruthenium:
Клещ:
Ruthenium: А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

"Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

Буран летал без экипажа .
Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..

Ты хочешь умолить братскую дружбу русских и украинцев, пиндосский агент?

О как ! Кепочка со звездой не жмёт ?
0
12
=
-12
Клещ 20.11.2024 11:52
Клещ:
Ruthenium: А пилотировали "Буран" в основном хохлы!

"Отбор летчиков-испытателей начался в 1978-м. Заявление подали 500 человек, однако медкомиссию прошли лишь девять. В итоге командиром группы назначили опытного пилота Игоря Волка, принимавшего участие в запуске крылатого космоплана "Спираль". Его заместителем стал летчик Анатолий Левченко. В группу также вошли: вертолетчик Олег Кононенко, боевой летчик Римантас Станкявичюс, летчики Анатолий Левченко, Александр Щукин, Николай Садовников, Виктор Букреев и Александр Лысенко."
https://ria.ru/20230206/proisshestvie-1849515253.html

Буран летал без экипажа .
Тренировочный полёт осуществляли всего двое ..

И на небольшую высоту .
0
12
=
-12
Джентльмен 19.11.2024 12:53
Познавательно
3
2
=
1
Джентльмен 19.11.2024 12:54
Тоже вспоминал, где ж такой чудо-аппарат Буран был, что с ним стало
3
2
=
1
Джентльмен 19.11.2024 12:56
Сама по себе идея очень интересная и позитивная - сохранять космический аппарат, слетавший на орбиту, без разрушения
2
1
=
1
Джентльмен 19.11.2024 12:57
В любом фантастическом фильме или книге ракета или космолет предназначены для множественных перелетов
3
2
=
1
Айл Би Бэк 19.11.2024 13:05
Ушла эпоха.

Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят
4
3
=
1
Клещ 19.11.2024 20:26
Айл Би Бэк: Ушла эпоха.

Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .
0
12
=
-12
Клещ 19.11.2024 20:30
Клещ:
Айл Би Бэк: Ушла эпоха.

Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...
0
14
=
-14
Клещ 19.11.2024 20:35
Клещ:
Клещ:
Айл Би Бэк: Ушла эпоха.

Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...

5 июня полетели . На " недельку в Комарово" ...
И на 9 месяцев . Дяденька исхудал , тётенька в депрессии . От как с пепелацами бывает ..
0
14
=
-14
Ruthenium 19.11.2024 21:31
Клещ:
Клещ:
Клещ:
Айл Би Бэк: Ушла эпоха.

Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...

5 июня полетели . На " недельку в Комарово" ...
И на 9 месяцев . Дяденька исхудал , тётенька в депрессии . От как с пепелацами бывает ..

Злорадствуешь бедам страны, которая тебя приютила?
6
2
=
4
Клещ 20.11.2024 10:55
Ruthenium:
Клещ:
Клещ:
Клещ:
Айл Би Бэк: Ушла эпоха.

Сейчас российских космонавтов на илонмасковских пепелацах на орбиту возят

Ну так и на российских мериканцев на МКС возят .

Кстати ,относительно недавно мериканцы на своём пепелаце полетели на станцию . Тётя и дядя . На 8 ( восемь) дней .
И застряли там . В феврале 2025 - го ориентировочно обещают вернуть на Землю . Обещать не " значит жениться"...

5 июня полетели . На " недельку в Комарово" ...
И на 9 месяцев . Дяденька исхудал , тётенька в депрессии . От как с пепелацами бывает ..

Злорадствуешь бедам страны, которая тебя приютила?

Ты о чём ,богоизбранный ?
0
12
=
-12
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь