Ирина Бирюкова. Фото: Светлана Виданова / «Новая»
Денег нет... Держитесь... Хорошего вам настроения!
В Кузбассе из-за дефицита бюджета перенесли финансирование девяти строек.
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
"Пытайте, насилуйте, записывайте всё на видео!"
Адвокат Ирина Бирюкова — об истинном бенефициаре пыток в российских колониях.
Тема тюремных пыток вот уж несколько лет кряду не выходит из фокуса внимания российского общества. В последнее время скандалы возникают все чаще. То из саратовской тюремной больницы утекли жуткие видео с изнасилованиями, то ангарские зэки публично рассказали про веники, обмотанные изолентой, и их применение. А в минувшее воскресенье прогремела Калужская область: СМИ опубликовали информацию о том, что в штрафном изоляторе колонии строгого режима в поселке Товарково сразу 60 заключенных «вскрылись» в знак протеста против бесчеловечных условий содержания.
И хотя ФСИН стремительно опровергла это сообщение, и хотя местные чиновники заявили, что не было никакой массовой попытки самоубийства, а лишь «два человека позанимались на досуге шрамированием» — все равно вопросы остаются. Например, вопрос о том, с чего вдруг в относительно небольшой колонии сразу 60 человек оказались в ШИЗО.
Именно ей в 2018 году удалось раздобыть видеозапись истязаний заключенного Евгения Макарова в Ярославской ИК-1. Сегодня Ирина ведет множество подобных дел в колониях разных регионов.
— Ира, ты придала огласке много видео из колоний, несколько дел довела до суда — и каждый раз кажется, что больше-то в тюрьмах не будут пытать. Должны же они, у себя во ФСИН, наконец какие-то меры принять, как-то перекроить устройство ФСИН. Но все равно случаются новые пытки, появляются новые видео. Почему они не боятся? Почему всякий тюремщик думает, что конкретно его никакое уголовное дело не коснется?
— Ну возможно, потому, что у него есть все основания на это рассчитывать. Публикация видео издевательств, избиений, изнасилований не сообщает властям ничего нового. Практика пыток — норма жизни пенитенциарной системы, как, впрочем, и правоохранительной. Так что, публикуя эти видео, мы не открываем никакой особой тайны. Происходит другое — мы вскрываем «уязвимость» системы, показываем, где отлаженная программа дает сбой.
Ну и далее логично следует реакция на устранение этих самых уязвимостей, багов системы, а не реакция в виде срочных мер реформирования, реального исправления ситуации, блокирования пыток.Просто пример: на совещании в Минюсте, которое собрали вскоре после выхода саратовских видео, обсуждали, как обеспечить сохранность, защищенность файлов и контроль за видеоархивом. Вот — их противоядие против пыток. Нет даже попыток завуалировать реальные задачи, которые ставят власти в связи с утечкой видеозаписей. Запущена охота за человеком, который слил этот саратовский архив, против него возбуждены уголовные дела, он объявлен в розыск. Но при этом пока нет ни одного задержания по семи делам, возбужденным против сотрудников ФСИН. Известно только, что эти 7 уголовных дел открыты, часть из них — по должностным статьям. Но — полное молчание о том, как идет расследование, кто задержан и какие принимаются меры.
Все это означает, что в том виде, в котором существует тюремная система сейчас, она государством оценивается как эффективная: взвешивая затрачиваемые ресурсы, риски, сбои (в виде тех же скандалов) и получаемый результат, государство находит «коэффициент полезного действия» высоким. Значит, вкладываемые ресурсы рациональны. Значит, пытки как инструмент управления — вполне себе работают.
Эта система закрыта, герметична — государство гарантирует ей это.
Любые доказательства типа тех же видео с регистраторов сотрудников — в ее монопольном распоряжении. А без них невозможно привлечь к ответственности должностных лиц. И на фоне звучащих публично ритуальных высказываний про недопустимость пыток, на фоне увольнений и прочих бюрократических потрясений, фактических изменений не планируется, система исполнения наказаний непоколебимо продолжает катиться по заданной траектории. И защищать сотрудников от возможных преследований. А для того чтобы снизить риски, все чаще пытки делегируются другим заключенным, которые, в случае чего, будут за эти пытки отвечать и будут привлечены к ответственности.
— Ты упомянула уголовное дело, возбужденное против Сергея Савельева, бывшего заключенного, который вытащил видео с пытками в Саратове. Люди, которые с тобой работали, ощущали, что и их ищут?
— То, что их ищут, ощущали не только те, кто помогал нам. Это ощущали все вокруг, поскольку администрация колонии это даже не скрывала. Мы твердо знали: они ищут, откуда пришли видео. Это был один из главнейших вопросов к нам со стороны сотрудников и ФСИН и УФСБ, начиная с момента публикации видео. Они и сейчас постоянно об этом спрашивают. Я, кстати, исходя из личного опыта, не уверена до конца, что это была хорошая идея — раскрыть личность человека, вынесшего саратовский архив. Но он принял такое решение, надеюсь, абсолютно понимая возможные последствия, ответственность и риски.
— Как ты думаешь, почему он на это пошел?
— Может быть множество мотивов у одного конкретного человека. Но всегда один из мотивов — невозможно больше терпеть. У осужденных болевой порог, степень терпимости к насилию, которое над ними творится, — не такой, как у людей на свободе.
Работая по «пыточным» делам в колониях разных регионов, я сначала удивлялась, а потом и удивляться перестала тому, как можно терпеть то, что с людьми делают сотрудники. Вот дали осужденному пинок или два под зад, чтоб быстрее бежал, — ну это считается ерундой, жаловаться на это даже как-то не по-пацански. Даже чуть-чуть побили, как мне говорили осужденные: за дело, и поэтому жаловаться не будем. Хотя за такое «дело» по закону нужно было наказывать дисциплинарно, без применения насилия.
Правозащитный проект Gulagu.net продолжает публиковать видео пыток и изнасилований в российских колониях.
Осужденные, на самом деле, долго терпят. Потому что они беспокоятся и за себя, и за родных, и за близких, и за друзей, и за то, что скажут другие. Большинство понимает про себя, что они — совсем не примерные парни, зачастую не герои романов. Понимают и отношение общества к осужденным.
Но это — совсем не те границы достоинства и личной неприкосновенности, которые выставлены у людей на свободе.
— Как думаешь, почему в последнее время из колоний так часто стала утекать информация о пытках? Ведь и раньше пытали, и система не стала менее герметичной.
— Я думаю, что все больше осужденных начинают доверять правозащитникам, верить, что даже из тюрьмы можно что-то делать и чего-то добиваться. Что можно все же пробивать, хоть и точечно, эту систему. Я думаю, что и дальше будут появляться подобные случаи и заявления.
— Всякий раз, когда у нас наступают очередные «пыточные дни», и вся страна обсуждает очередное ужасное видео, возникает еще один нарратив в общественной дискуссии: это все война башен/ведомств/Америки против России. Как ты отвечаешь тем, кто такими вопросами задается?
— Когда такое спрашивают, мне смешно. И скажу так: даже если это война ведомств, башен, Америки против России, то я где-то что-то упустила — а у нас что, разрешили пытать?
То есть это Америка сказала конкретным людям — пытайте и насилуйте заключенных, записывайте на видео, шантажируйте их и вымогайте деньги, показывайте эти видео для отчета руководству?
Ну тогда пусть воюют.
Если в результате этих войн, орудием которых является слив видео о применении насилия над осужденными (не само насилие, безусловно), пытки в России прекратятся, то это та редкая война, от которой обычным людям только лучше.
Как Навального завалить новичком пытались, да облажались, так и тут страсти нагоняют. Только чото кажется зоны недолго это терпеть будут
А полис работает.
Имею об этом достоверные сведения ибо непосредственно занимаюсь страхованием арестантов, есть связь через родственриков застрахованных.
Вот тогда общество вдруг начинает нетерпимо к пыткам относиться т.к. на себя экстраполирует... А надзиратели недоумевают, мол раньше можно было убийц и воров гнобить,а сейчас то что изменилось то? А вот и изменилось... когда народ стал задумываться что бандитом и терористом могут любого хомяка записать...
Однажды в вытрезвителе умучили журналиста...Поднялся дикий вой,из каждого утюга и вытрезвители по всей стране закрыли... Сейчас снова открывают...
Фигня какая. В Свердловске вор в законе Каро может зону поднять на раз. Как правили бандюганы- так и правют. Ибо тюрьма-это весьма спчфчский вид ну скажем так-сообщества лишённых прав заключённых. Это совершенно другой мир-паралельный. Там законы общечеловеческие НЕ действуют. Там своя "конституция", свои законы- от которых нормальный человек сойдёт с ума.
Уважаемый, я НЕ государство. Я не знаю ответа на ваш вопрос. Задайте этот вопрос меру или губернатору. Или ЕМУ
Если власть рассчитывает, что чем жёстче оно будет себя вести, тем послушнее будет население, это страшная ошибка: Наоборот, чем бесприципнее будет действовать власть, тем жёстче будет сопротивление населения. А последние честные люди из правоохранительной системы уйдут сами.
Полковнику (глав.по наркотикам Красноярска) не понравилось, шо какой то чел ставит свою колымагу на ЕВО место. Вы думаете, он решил проблему мирным путём -типа переговорами? Да прям. Подговорил месных наркотов и те тупо сожгли корыто наглеца. Но дело вскрылось. Полкана ждёт суд. Дык это на воле-а шо тогда в тюрьме творится?
90-ые пришли? Ха! Они и не уходили. ЖдёмС, когда это поветрие и до нас дойдёт...
Это законотворчество, это государство, это политика!
Кстсте, едорассы отказали в принятии зааонопроекта о полной отмене жкх-платежей и аап-хап-ремонта для оставшихся Ветеранов Великой отесественрой войны, коих осталось по подсчетам вроде как менее 60.000 чел на страну.
Вот вам, Победители!
Я грю за то, шо ты ни где не проподёшь. Иногда мене кааатса, шо посоди тебя в клетку с голодными львами ты и там выжевешь-найдёшь компромис т.с. А львы от голодухи помрут
Мы всегда и везде еду находили.
Из рубля 10 завсегда сделаю.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь