"Энциклопедия "Идентичный Новокузнецк" презентована в библиотеке имени Гоголя".
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
Лишь бы выгоду не потерять
Генеральная прокуратура России потребовала внести в ГОСТ изменения, обязывающие производителей продуктов первой необходимости фасовать товары в упаковки утверждённого объёма и не отходить от этого стандарта.
Как сообщает Генпрокуратура, практика прокурорского надзора свидетельствует, что нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая их отпускную стоимость. Подобные манипуляции вводят в заблуждение потребителей относительно соответствия объема и веса товаров их стоимости.
Поэтому по инициативе Генпрокуратуры России 24 октября 2023 года внесены необходимые корректировки в "ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте". Если производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости хотят заявить о том, что их продукция соответствует ГОСТу, то они должны использовать фиксированные значения количества названного товара.
К примеру, гречневую крупу следует фасовать по 500, 1000, 2000 граммов, а молоко — по 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров.
В моем холодильнике сейчас две бутылки молока разных производителей. Обе произведены на территории Кузбасса. Но если на упаковке одной крупно указан объем — 900 миллилитров, то на другой этикетке нужную информацию удалось найти с трудом: она содержится в списке характеристик продукта, и довольно мелким шрифтом — и не разглядишь! Помогло мобильное приложение "Честный знак": в настоящее время молочная продукция подлежит обязательной маркировке, и QR-код поможет определить, "легальное" ли это молоко. Объем второй бутылки — 930 миллилитров. При этом она дешевле первой. Но увязывать объем с ценой уже давно не имеет смысла, потребитель ориентируется исключительно на личный вкус и свои финансовые возможности.
А ведь давным-давно в России заводили разговор о том, что надо законодательно заставить торговые сети указывать не только конечную цену продукта в упаковке, но и его стоимость за стандартный, унифицированный объем. Вот только дальше разговоров дело не пошло: инициативу не поддержали прежде всего в Минпромторге. Мол, только запутаем покупателя. Выходит, используя разнообразие в фасовке, запутать его невозможно? Вероятно, наш "заботливый" Минпромторг предпочел бы, чтобы потребители ходили в магазин с калькулятором или совершенствовались в устном счете.
Генпрокуратура же решила разом отмести возможности для уловок, просто потребовав ввести стандарты объёма упаковки для всех, кто производит социально значимые продукты. Однако эксперты считают, что это не решит проблемы обмана покупателей. Ведь большинство продуктов на полках магазинов изготовлены не по ГОСТу, а по техническим условиям (ТУ). Поясним, в чем разница. ГОСТом устанавливаются стандарты производственных процессов и оказания услуг. Во времена СССР, когда была создана система ГОСТ, предусматривалось, что каждый товар в стране будет соответствовать требованиям отдельного ГОСТ, регламентирующего его выпуск. И соблюдение требований ГОСТа было обязательным для всех производителей. Но с 1996 года ГОСТ стал обязательным только после прохождения регистрации в Минюсте. А производители получили право выпускать свои товары по ТУ (техническим условиям). Но не стоит думать, что в колбасу, произведенную по ТУ, можно напихать туалетной бумаги и утверждать, что её рецептура "нестандартная". Хотя ТУ разрабатываются самими производителями, они создаются на основе ГОСТ, техрегламентов, санитарных норм и других нормативно-правовых актов, обеспечивающих безопасность продукции! Техусловия применяются в тех случаях, когда нет действующего стандарта или производитель хочет дополнить требования к конкретному товару.
Рассуждая о стандартах упаковки, председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ отметил, что задача поставлена правильная, но это еще не решение вопроса. "Дело в том, что стандарты носят рекомендательный характер. Нет закона, который бы обязывал производителя выпускать продукцию в соответствии с ГОСТом. На полках магазинов большинство товаров изготовлено, к сожалению, по ТУ, которые вообще не являются публичным документом. Мы добивались того, чтобы можно было зайти на сайт производителя и посмотреть, сколько в продукте того, другого, третьего, кроме того, что они обязаны в маркировке указать. Но это недоступно", — цитирует эксперта "Парламентская газета" в материале под заголовком "Производители не смогут мухлевать с весом продуктов".
И, кстати, Петр Шелищ совершенно справедливо указал, что расчет на то, что маркировка ГОСТ на упаковке товара привлечет покупателя и даст конкурентное преимущество производителю, не оправдалась. На самом деле, теперь указание "Сделано по ГОСТу" не несет никакой смысловой нагрузки: даже скучающие по советским продуктам уже не соотносят качество со стандартизацией. А "мухлевать" (как думаете, не слишком ли вольная лексика для официального издания Госдумы, или теперь это тоже своего рода "стандарт"?) с объемами фасовки производители могут совершенно прагматично: иногда человеку не нужен килограмм сахара, достаточно полкило, и он не хочет переплачивать за лишний продукт.
А председатель Союза потребителей уверен, что для решения проблемы нужно добиваться того, чтобы в Технический регламент Таможенного союза на маркировку пищевой продукции было введено требование указывать фиксированный вес продукта в упаковке. А чтобы не морочить людям голову, на ценниках в магазинах указывать двойную цену — общую и единицы веса или объема. Собственно, то, о чем когда-то и говорилось, пока Минпромторг не решил, что это просто лишний способ запутать потребителя.
"И тогда потребителю не надо мучиться, что-то высчитывать, когда он хочет купить дешевле, — сказал Пётр Шелищ. — Но Минпромторг не поддержал наше предложение, идя, я считаю, на поводу у торговых сетей. В Санкт-Петербурге, где я живу, был магазин "Призма", он, правда, закрылся, но там на всех ценниках было две стоимости. И было сразу понятно, что выгоднее купить, если нет других критериев предпочтения. Но торговля не дает это сделать, упорствует, потому что это скрытое повышение цен — когда на ценниках всё то же самое, а продукта меньше".
Быть может, уже пора вернуться к тем временам, когда можно было купить 300 граммов сахара, полкило муки или сливочного масла? Сегодня возможности населения слишком разные, но, пожалуй, нет таких, кто вообще не считает деньги, не обращает внимания на цены и не следит за акциями, чтобы сэкономить. Разумеется, очень выгодно назначить цену ниже, но при этом товар будет иметь меньший объём или вес упаковки. В итоге ведь "с носом" останется неразборчивый покупатель, который забыл школьные азы математики. Но будет ли требование Генпрокуратуры иметь смысл? Перенастроить фасовочные линии, думаю, не так сложно, ещё проще отказаться от пометки "ГОСТ" — лишь бы не потерять выгоду. Тем более что репутационные потери в этом случае мало что значат.
В ваших поликлиниках всё хорошо ?
Устроить хаос ? " До основанья всё разрушим ..."? Ну- ну ...
Устроить хаос ? " До основанья всё разрушим ..."? Ну- ну ...
Мешает Путин - уберите Путина
В морозильник на 20 лет!!!
Хотя бы
Мешает Путин - уберите Путина
В морозильник на 20 лет!!!
Хотя бы
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь