"Энциклопедия "Идентичный Новокузнецк" презентована в библиотеке имени Гоголя".
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
"Прогулка" до Аккемского озера
Согласился я на старости лет (мне уже 66) на предложение группы товарищей сделать "променаж" в конце лета до Аккемского озера, которое находится у горы Белуха (Горный Алтай).
Протяженность маршрута более 40 километров.
Александр Кухаренко — преподаватель учебного центра,
Светлана Кравцова — коммерческий директор рекламного агентства,
Вячеслав Холзаков — сотрудник Всероссийского общества глухих,
Сергей Нарымский — сборщик мебели,
Алёна Волосатова — мастер на все руки, и
Рашид Шайдулин — электромонтёр телефонной связи.
Александр с Олегом — главные в команде, которые вели нас к намеченной цели. Слава с Алёной — глухонемые, Сергей — слабослышащий, переводчик. Холзаков, Кравцова, Нарымский и я — члены фотоклуба «Сибирь».
Добавлю, что мы с Вячеславом Холзаковым являемся членами Союза журналистов России и Русского географического общества. Четверо из семи участников уже были на Аккемском озере несколько лет назад. Слава на лошадях путешествовал, Олег, Александр и Светлана — пешком с рюкзаками.
На этот раз, чтобы облегчить путь, мы предварительно заказали на базе «Высотник» в селе Тюнгур лошадей для перевозки нашего груза, заплатив аванс 6000 рублей. А сами налегке решили пройти по новому для нас маршруту «Тропа Кучерлинская по верхам».
Ответственный за питание группы, Александр, рассчитал, сколько и какие продукты надо купить (предварительно опросив всю команду об их предпочтениях в еде), сколько необходимо баллонов газа.
Всё это было закуплено участниками экспедиции.
В экипировку обязательно должны входить треккинговые ботинки и палки, налобный фонарь, плащ от дождя, «сидушка», индивидуальная аптечка. Остальное — на свое усмотрение.
Вещи распределили по мешкам. Средний вес составил 15 килограммов вместе с продуктами.
На двух автомобилях в 10.00 выехали из города Новокузнецка в Горный Алтай. Нам предстоит преодолеть 800 километров пути за два дня. Погода выдалась прекрасная, настроение от этого замечательное.
За 6 часов доехали до посёлка Ая в Алтайском крае. Расположились на берегу тихой заводи реки Катунь. Это удачное место обнаружил ранее Олег Павлов, вдали от людской суеты и дорог. Молодчина!!! Позади нас лес, перед глазами зеленовато-белая гладь воды, в двадцати метрах сама река.
Одни. Тишина. Покой. Песок под ногами.
Хорошее начало путешествия на алтайской земле.
Развернули палатки. Желающие искупались, другие умылись в чистой прохладной Катуни после утомительной дороги. Вскипятили воду на костре, попили чай со сладостями. А вечером приготовили ужин. Увидели прекрасный закат, отражающийся в зеркальной воде. Не упустили возможность сфотографировать. Посидели у костра с гитарой. Разошлись по палаткам и крепко заснули под шум дождя.
Нас разбудило кряканье двух уток, живущих в этой заводи. «Пора завтракать, а вы ещё спите!» — обозначал их зов. Пришлось выйти из палатки и дать им хлеба. Дрова, котелок, вода, костёр — кофе готов. К 9 часам сквозь тучи пробились солнечные лучи, которые подняли настроение и улучшили вкус натурального ароматного кофе во время завтрака… Неспешные сборы, и мы уже в пути. Впереди ещё 400 километров по Горному Алтаю до села Тюнгур.
Отметились у администратора базы. Нам дали телефон сопровождающего наш груз во время похода. Уехали в посёлок Кучерла, созвонились со знакомой Олега, местной жительницей, у которой оставили автомобили.
За посёлком на берегу реки Кучерла нашли себе пристанище. Остановились у моста. Река, впадающая в Катунь, бурная, бирюзового цвета, шириной метров 15. Ночью спать рядом с такой шумной рекой некомфортно, как будто лежишь в трансформаторной будке: «Ууууу».
Общими усилиями сварили очень вкусный настоящий борщ. Пятилитровый котелок опустошили махом… Увидели, как по мосту прошли восемь лошадей без сопровождения. Три гнедых продолжили путь в посёлок, а пять остановились на водопой. Среди них два жеребёнка. Не упустил и этот момент зафиксировать на фотоаппарат. Созвонились с проводником, сообщили свои координаты и улеглись спать. Завтра нас ждут серьёзные испытания на прочность и слаженность нашего коллектива.
Утром познакомились с возчиком — человеком, который везёт багаж на своих лошадях. Зовут его Андрей, спокойный улыбчивый алтаец. Приехал на своём автомобиле, привёз брезентовые сумки, в них мы должны сложить продукты и некоторые вещи.
Посмотрел нашу поклажу. Попросил всё собрать в одну кучу и укрыть. Его не ждать, а отправляться по намеченному маршруту. И уехал…
Перед выходом закапал дождь, который заставил всех нас надеть плащи. По просёлочной дороге мы начали «наматывать» первые, пока лёгкие километры. Цель — дойти до осадкомера (это около 20 километров пути), где мы должны заночевать.
Через час свернули влево от дороги и пошли по натоптанной тропе, которая незаметно уходила ввысь. Моросящий дождь не мешал, а, наоборот, бодрил. Воздух чистейший, темп ходьбы выше среднего, и поэтому лёгкие, да и весь организм, постепенно вентилируются, освобождаясь от новокузнецкой «таблицы Менделеева».
Справа и слева, в сотнях метров от нас — горы, покрытые лесом. Идём вдоль скошенных лугов. Из-за пасмурной погоды красота алтайская пока не наблюдается. Часто оглядываюсь назад (иду последним в цепочке, так как успеваю фиксировать кое-что на фотоаппарат или смартфон) и поэтому отстаю.
Зашли в лес, в основном еловый, подъём в высоту стал ощущаться частым дыханием и ногами. Очень помогают треккинговые палки. Дошли до металлического столба (нам Андрей про него говорил). Шли до него часа два (с остановкой).
Дальше задумались, куда идти — прямо или налево: тропа здесь расходилась. Устроились под раскидистым кедром. Дождь продолжал лить.
Сделали «перекус» — в походе такой обед из орехов и сухофруктов. Дома обговаривали меню: утром — каши, бутерброды, кофе, чай, в обед — перекус, вечером — супы, чай, сладости.
Для заядлых туристов это находка: восстанавливать израсходованные энергетические ресурсы во время пути. А главное, не тяжело нести этот продукт. Для меня такой обед был непривычным. Отдохнули. Решили пойти по левой тропе.
Далее небольшая опушка, переходящая в тропу со скальными выступами. И взору открылась совсем другая «картина маслом»: внизу, с высоты 700 метров, видна белая извилистая река Кучерла, протекающая меж лесистых гор. Дух захватывает от высоты и красоты.
Но тропа безопасная, прошли несколько сот метров по прямой. Забрели снова в лес. Начался спуск.
Через полчаса мы оказались у этой бурной реки.
Но таковы неведомые нам стёжки-дорожки, по которым предстоит идти, идти…
По ощущению, мы уже давно прошли 20 километров, но это только чуть больше половины пройденного пути. Я продолжал снимать на фото и видео наше движение вперёд, к цели. Кстати, один-единственный, так как дождь не позволял доставать аппаратуру другим любителям фотографии. Надеялись, что на обратном пути всё увиденное компенсируется на фото. Мы ещё не знали, что обратной этой же дороги не будет…
Вывод: в таких походах обязательно должен быть маленький фотоаппарат, который всё время у тебя наготове.
Река бурлит, ударяясь о глыбу, торчащую из воды, создаёт волну или, обтекая другой камень с двух сторон, образует воронку. Удивительно бирюзовый цвет воды притягивает взгляд. И хочется смотреть часами на этот нескончаемый мощный поток. Но надо идти дальше. Прошли ещё несколько сотен метров вдоль реки, и снова подъём вверх. В некоторых местах тропа проходит меж огромных валунов с подъёмом.
Удивляюсь, что человеку тяжело пройти этот участок, а как лошади здесь проходят?! А ведь проходят!
За нами должен двигаться наш возчик с грузом. Через час мы на высоте 700 метров, и под нами снова видно белую полоску реки. Стало проясняться, дождь прекратился. Туманные облачка «лодочками» проплывали на одном уровне с нами. Оглянулся назад, верхушки гор вдали выглядывают из облаков. Очень красивый пейзаж. Так что иногда стоит посмотреть туда, откуда ты только что пришёл.
Прошло часов шесть от начала пути. На ровном месте устроили привал и очередной перекус. Кстати, орехи и сухофрукты на всех нёс Саша в рюкзачке, и вкусная еда выдавалась в двух ладошках каждому.
Съел в два раза меньше, так как стал прислушиваться к своему организму, который был ещё не готов к такой еде и к испытанию физическому: долгая ходьба, перепады высот, непогода, мокрые наскрозь обувь, одежда, тело.
Достали из рюкзаков фотоаппараты, и началась первая совместная фотосессия. Минут через двадцать закончили фотографировать и, уже не складывая аппаратуру далеко, пошли дальше. Никто из нас не знал, сколько ещё идти до этого осадкомера.
Прошло минут пятнадцать, и в моей «двигательной системе» произошёл «сбой программы». Мои икроножные мышцы, голеностопные и тазобедренные суставы чуть-чуть стали «возмущаться», «не слушаться».
«Собрался» и догнал свою группу, которая ждала на окраине редкого лесочка. Лес быстро закончился, и вдали от тропы мы увидели охотничью избушку. «Моя спасительница», — подумал я.
Никто не знал, что со мной происходит, поэтому собирались пройти мимо неё. К моей просьбе остановиться в ней не прислушались. Я стал отставать, был небольшой подъём. Но когда Олег и Саша, шедшие впереди, оказались на одном уровне с домом, вдруг повернули к нему. Меня это очень обрадовало. Через «не могу» я двинул напрямую, через поляну, к избе. Рядом с домом был небольшой загончик.
На одной из жердей висела окровавленная шкура барашка. Это нас насторожило, и группа решила, что надо идти дальше.
А мне хотелось снять мокрую одежду, носки, отжать их, лечь на спину и задрать ноги кверху минут на десять. Что я и сделал. Команда отошла метров на двести. Остался только Слава Холзаков, который меня без слов понял. Старшие в группе, конечно, стали возмущаться. Мне надо было всего минут десять отлежаться, и всё — я буду «как новенький».
Пришлось одеваться. Я понимал, что не прав, но… Мы не знали, что до осадкомера (места первой нашей стоянки) всего один километр от этой сторожки.
Когда я подошёл туда, уже горел костёр. Ещё раз повторюсь: хорошо, что в группе есть опытные туристы, которые не дадут тебе замёрзнуть, не оставят голодным, не позволят заблудиться, расслабиться. Все обрадовались моему приходу — значит, поход не срывается. Теперь осталось дождаться нашего возчика, который долго не появлялся на горизонте, куда мы направили свои настороженные взоры.
«Уж вечереет, а Германна всё нет!» Проходит два часа томительного и тревожного ожидания. «Неужели разминулись?» — подумали мы. Время — 18.30. Солнце, которое изредка появлялось из-за туч, медленно катилось к закату.
«Ура! Ура! Едет, едет!» — закричали все хором и «в небо чепчики бросали». Из-за пригорка показался Андрей.
Но когда увидели знакомую рыже-белую собаку, поняли, что наш. «То ли «развели» нас в «Высотнике», то ли чего-то недопоняли», — снова подумали мы. «Груз на трёх лошадей не влез, пришлось ещё одну взять и одного погонщика, — объяснил Андрей. — За четвёртую заплатите, за погонщика не надо».
По положению похода у них на три лошади обязан быть один возчик, если нужна лишняя лошадь, то надо второго возчика нанимать. Похоже, с ним родственник, который помог Андрею пройти трудный участок. Вот такое кино!!! Оказалось, главное — не вес, а количество тюков. А дополнительная лошадь — ещё 2500 рублей в сутки. Согласились. А куда денешься? Разгрузили лошадей. Андрей с ними уехал ночевать в ту самую избушку. А мы переоделись, поставили палатки, сварили замечательный суп, поели и спать, спать. Сил сидеть у костра уже не было.
Вдали по горам и лесам стелется туман. Дождя нет. Тепло. Было удивительно, что на пригорке, среди дремучего леса, находился биотуалет, а рядом с ним стояли три контейнера для раздельного сбора мусора. Очень забавный пейзаж.
На открытой поляне видна конструкция осадкомера: труба с поперечными пластинами и несколько труб с чашей на верху. Так замеряют количество выпавшего снега и дождя за определённый период.
Умылись. Позавтракали. Упаковали свои вещи. Сложили всё в одну кучу.
В 9.45 пошли преодолевать очередные километры. Тропа пошла через лес в горку. Настроение бодрое.
Пройдя сто двадцать семь метров, на земляной дорожке обнаружили свежий след медведя. Представляете: рядом с нами, пока мы спали, бродил хозяин тайги и охранял наш покой. Стали громко разговаривать, не растягивались. След через несколько десятков метров ушёл в сторону. Успокоились, но не совсем. Может, идёт параллельным курсом, а лес-то густой. Через полтора часа деревья остались позади. Нас ждал первый открытый взору перевал. Дорога стала круче. Участилось дыхание, замедлился шаг.
Снова заморосил дождь. Останавливались для отдыха, фотографировали пейзажную панораму и одиноко идущих путников, поднимающихся медленно в гору, то есть друг друга. На вершине увидели домик. У самого дома дождь усилился, усилился наверху и ветер. Группа спряталась в этом строении. Когда я туда вошёл, на газовой плите уже стоял чайник.
Вода, газ, газовая плита, чайник, бокалы и чай — всё там было. Съели «перекус», попили чай. Жизнь продолжается.
В окошко увидели нашего возчика, сидевшего в седле в непромокаемом защитного цвета плаще. Поздоровались. Спросили, сколько нам ещё идти. «Ещё три таких перевала, до Каменной избы. Надо бы до вечера успеть дойти», — ответил он. Развернул своего коня и поехал дальше.
Следом, привязанные друг к другу веревкой, гружёные четыре лошади. Вот такие у местных ки-ло-мет-ры…
Выходить не хотелось, но ничего не поделаешь. Законы жанра: не успеешь вовремя к месту назначения — ночуешь на тропе без палатки и еды, потому что наша еда вместе с вещами только что уехала.
Положили под бокал 100 рублей в благодарность, вышли, закрыли дверь ключом, который хранился под навесом. Местность открыта ветрам: дождь, просвета не видно. «Но мы выбираем трудный путь…»
Спуск был некрутой, метров на 50, но длинный по протяжённости. Затем подъём, метров на 250, и тоже протяжённый.
Алёна шла последней. Вижу: руки прячет в рукава. Дождь идёт, ветер дует, одежда и обувь мокрые. Несмотря на ходьбу становилось неприлично холодно. Все шли без перчаток. Я достал из рюкзака перчатки и отдал Алёне. Она прошла несколько сот метров, отдала их Светлане, которая тоже мёрзла.
Ещё сотня метров, останавливается Олег, достаёт перчатки из рюкзака и отдаёт мне. Цепочка наша растянулась. Светлана продолжила традицию: увидела, что Сергей дрожит от холода, передала перчатки ему.
Вот такая взаимовыручка получилась…
Преодолев скальную преграду, увидели первые голубые просветы на небе вдали и Кучерлинское зелёного цвета озеро. Некоторые участники похода шесть лет назад на нём были, а теперь увидели его сверху. Красиво. Среди молчаливых гор, обдуваемых ветром, прячется источник реки Кучерла. Минут через двадцать выглянуло солнце.
Впереди виднелось плато Каменной избы. По прямой — рукой подать.
Но тропа уводила нас в сторону: то влево, то вправо, то вверх, то вниз…
Ещё издалека увидел нашу стоянку, до которой добираться километра два. Лошади пасутся на лугу. Солнце медленно движется к закату. Вместе со мной, как всегда, был Слава. Я ему объяснил, что устал, присяду минут на двадцать, отдохну и дальше доберусь самостоятельно. И он продолжил путь. Вся гора, где я находился, была усыпана россыпью камней. Выбрал среди них плоский, удобный для сидения камень.
Разделся, разулся, солнце ещё грело, присел, вытянул ноги. Хорошо-то как! Перед глазами бескрайние просторы Алтая.
Благодать! Сделал несколько снимков…
В лагерь я пришёл в 20.00. Как и в первый вечер похода, все были по-доброму рады моему приходу. Очень переживали за меня. Ночь в горах наступает неожиданно.
И я был рад, что все рады. Это значит — завтра наш поход к Аккемскому озеру продолжится.
И день начинается с утра, которое было ясным и тёплым.
Слава и я решили поиграть в ковбоев. Поговорил с Андреем, чтобы он разрешил нам провести фото- и видеосъёмку на его лошади. Он дал «добро».
Мы переоделись в ковбойскую одежду, сделали пробные кадры. Когда Огонёк (так звали гнедой масти коня) был готов, то Вячеслав первым оседлал его.
Огонёк, почуяв чужого седока, начал пятиться к скалам. Но «ковбой» быстро обуздал его.
После Славы, при помощи Андрея, на Огонька запрыгнул я. Верхом на коне сидел второй раз в жизни. Думал, что не справлюсь с лошадью. Но шляпа и вполне подходящий мой образ уже немолодого ковбоя сделали своё дело.
На снимках я выгляжу уверенным, прожившим жизнь в седле немало лет, проскакав сотню световых дней, как будто возвращаюсь на ранчо к жене…
Фотосессия удалась.
После такого развлечения можно преодолевать любые трудности нашего похода.
Впереди оставался последний горный перевал Кара-Тюрек, высотой 3060 метров и спуск к Аккемскому озеру, с перепадом в один километр.
Озеро находится на высоте 2050 метров. От Каменной избы до места нашего будущего пристанища необходимо пройти 16 километров.
В 10.30 начали движение и в 14.40 его закончили на перевале.
Из-за поворота Белуху ещё видно не было. И вот через три десятка шагов, когда силы уже на исходе, вдруг открывается вся Трёхглавая, во всей красе белоснежная гора, освещённая солнцем. Успели сфотографировать, так как быстро приплыли тучи и временно спрятали Белуху.
Вообще, смена погоды в Горном Алтае явление обычное. Ради такой встречи, чтобы почти на одном уровне с нами (визуально так кажется) увидеть Белуху наяву, а не в кино, стоило идти в поход. Холзаков поздравил меня с восхождением и пожал руку.
Несколько хвалебных слов в свой адрес я услышал от остальных членов группы. Мне было приятно. Почти час пробыли на вершине. Внизу видно Аккемское озеро, реку Аккем.
Слева от нас долина Рериха. Сделали несколько снимков на фоне Белухи с флагом фотоклуба «Сибирь».
Очередной перекус…
И необычное явление пробежало мимо нас. Белокурая девочка лет одиннадцати, в куртке, вязаной шапочке, лосинах, поверх них гетры, и в резиновых розовых сапожках, как мимолётное виденье, явилась перед нами. Помните сказку про Красную Шапочку: «А-а-а, в Африке горы вот такой вышины…» — и вприпрыжку по тропе вниз к Аккемскому озеру исчезла за поворотом. Успел сделать один кадр.
А мы думали, что на вершине перевала, кроме нас, никого нет. В 15.30 стали спускаться к озеру. Остался последний рывок изнурительного, но прекрасного, по замечательным местам, похода. Через полчаса навстречу нам шли разновозрастные туристы с рюкзаками. Со всеми здоровались и желали хорошей погоды…
Я прибыл в наш лагерь в 19.30, как всегда, в одиночестве, где меня радостно встретили и поздравили с успешным переходом.
Позади 43 километра пути. Ура! Дошёл!
Здравствуй, Белуха!
Здравствуй, Аккемское озеро!
Здравствуйте, все!!!
Перевод с алтайского: Ак-Кем — Белая вода, Белуха — алт. Уч-Сумер — Трёхглавая, Ая — алт. Ай — луна, Кара-Тюрек — Чёрное сердце, Тюнгур — бубен, Кучерла — алт. Кудюрлу — сланцы.
А на фото смотрел бы и смотрел. Ковбой, кстати, суперский получился, стопроцентный! :-)
Не буду.
Не сегодня
А на фото кто? ЖЖЖ и есть. Ты вот не знаешь, не лезь, упоротый шизик.
А это чтоб ты спросил
Гы-Гы!
Мечтаю сходить туда по Аккемской тропе. Этот год уже расписан, Мультинские озера, Крепкое и Поперечное.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь