Просмотров:
759
Тема дня
Денег нет... Держитесь... Хорошего вам настроения!
В Кузбассе из-за дефицита бюджета перенесли финансирование девяти строек.
Просмотров:
12126
Тема месяца
"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)
"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.
В Кемерове женщин привлекли к ответственности за занятие проституцией
В Новокузнецке стартовала последняя рабочая неделя года
В итоговом рейтинге регионов РФ-2024 Кузбасс находится на 47-м месте
Депозиты в России достигли 24%
Житель Кузбасса лишился автомобиля из-за сотен штрафов
Президент Грузии дала властям неделю для назначения новых выборов
Свитера трех игроков "Металлурга" подняты над Ареной
Слушать Высоцкого "на виниле" призывает Гоголевка в Новокузнецке
В больницы Кузбасса поступило 326 единиц современного оборудования
В "Гоголевке" презентована энциклопедия "Идентичный Новокузнецк"
Обсуждения
Зачем Чалдона? Книгу надо было рекламировать. Эх, Сов, ну шо ты за чел такой.
Рубрики
Опросы на КузПресс
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
Как вы относитесь к многожёнству?
Нравятся ли вам провокационные названия?
...
Его книги учили добру и совести
К 100-летию со дня рождения собирателя шорского фольклора и писателя Софрона Тотыша.
Он является одним из трех столпов шорской литературы.
И хотя все его произведения написаны на русском языке, но художественно писатель мыслил по-шорски. Произведения его были посвящены жизни шорских охотников, людей мужественных и стойких. Воспитательный потенциал рассказов С. Тотыша неоспорим.Это его перу принадлежат такие известные книги, как “Сказки Шапкая”, “Сын Тайги”, “Тайга”, “Хозяин гор”. С сожалением можно отметить, что современному читателю-школьнику они незнакомы.
В предисловии к книге “Литературный портрет Шории”, изданной в Кемеровском книжном издательстве, есть слова, с которыми трудно не согласиться: “Наш край богат недрами, историей, культурой народов, которые населяют Кемеровскую область. Богат он талантливыми писателями и поэтами. Это они воспевают своими произведениями красоту нашей сибирской природы, своей родины”. Однако литература родного края (прежде всего произведения шорских поэтов и писателей) изучается в школе недостаточно, а часто совсем игнорируется учителем. А ведь именно чтение литературных произведений писателей региона обогащает нравственно-эстетический опыт обучающихся, “раскрывает новые грани внутреннего мира человека, содействует реализации воспитательных и образовательных задач, поставленных перед современной школой”.
Софрон Сергеевич Тотыш родился в 1907 году в Горной Шории, в ауле (поселке) Томазак (сейчас Мыски).
Он был восьмым ребенком в семье, и отец, имевший пасеку, мечтал видеть сына тоже пасечником и хозяином большой пасеки. Когда Софрон подрос, отец решил, что сыну необходимо получить образование, научиться говорить по-русски и повез его в Кузнецк в городскую приходскую школу. Трудно давался Софрону русский язык, но он выучил его. Вскоре в Мысках открыли школу, и Софрон смог продолжить учебу. Он активно участвует в революционных событиях, вступает в комсомол, организует открытие избы-читальни. С.С. Тотыш приобрел нужную и важную специальность бухгалтера и много лет работал в транспортных и строительных организациях Кемеровской области.Многое за свою жизнь видел и пережил Тотыш, и ему хотелось рассказать людям о родной Шории, о жизни шорцев, нравах и обычаях своего народа. Он находил время писать, несмотря на большую занятость. В 1951 году Новосибирское книжное издательство напечатало в сборнике “Молодые силы” пять рассказов С. Тотыша о Шории, а через два года в Новосибирске выходит его первая книга “В тайге” (1953), в 1959 г. в Кемеровском книжном издательстве вышел сборник “Сказки Шапкая”, неоднократно переиздававшийся.
Сын Софрона Тотыша Юрий пишет: “Софрон Тотыш был напитан творчеством своего родного шорского народа. Это позволило создать ему свой неповторимый собственный цикл рассказов и легенд, которые объединились в книгу “Сказки Шапкая”. Образ старого охотника и народного философа, конечно, выдуманный. Но он одновременно и реальный, узнаваемый всеми, кто знает мудрых шорцев. Через образ главного персонажа писатель доносит до современника духовное богатство шорского народа. Сказки большими тиражами издавались в Кузбассе много раз, они учили читателя быть добрым, трудолюбивым, понимать и любить природу Горной Шории”. Во многих семьях до сих пор хранится эта книга.
В 1961 году в Кемерове вышел сборник рассказов об охоте “Хозяин гор”.
В 1980 году увидела свет книга для детей “Сын тайги”. В своих книгах писатель рассказывает о горно-шорской природе, об охотниках, о том, как меняется жизнь в таежных поселках. “Софрона Тотыша, - пишет Г.В. Косточаков, - можно назвать великим пропагандистом и популяризатором шорских культурных ценностей средствами художественного слова”. Самое ценное в творчестве С. Тотыша - это то, что он нашел путь в сердца самых искренних и чистых читателей - детей. А его сборники “Сказки Шапкая” и “Сын тайги” - образец классической литературы для детей. Г.В. Косточаков вышедшую в свет в 1980 году книгу С. Тотыша “Сын тайги” назвал “самым лучшим сборником” писателя. Сыном тайги является и мальчик Анчол, только что осваивающий искусство охоты, и его дед Постан, пасечник и старый охотник. Кроме того, в “Сыне тайги” все внимание уделяется миру тайги как самоценности, но акцент поставлен на проблеме взаимоотношений между природой и человеком. А именно на том, что человек обязан уважать природу как самоценность и может брать из тайги только излишек. Поэтому он должен хорошо знать и чувствовать природу. Постан - талантливый воспитатель. Он редко когда прямо рассказывает внуку о тех или иных тайнах тайги, чаще провоцирует его догадываться и додумываться самому, разжигая его природную любознательность, его желание самостоятельно разобраться, выяснить, принять то или иное решение (правильное решение - признак настоящего охотника). Лишь несколько постулатов шорской охотничьей этики он повторяет часто, сформулировав их в виде поговорок: “Охотник - не тот, кто живет рядом с тайгой и хорошо стреляет”, “охотник умеет понимать и беречь все живое”, “охотник стреляет только при крайней необходимости”, “на охоте непросто: пошел в лес да поймал зверя. Походишь-походишь по тайге, и покажется дело-то тягостным”, “все интересно в тайге, все здесь надо”, “когда ружье в руках держишь, крепко думай, прежде чем на курок нажать”, “весной убивать птиц и зверей - большое зло” и т.д. Постан передает своему внуку Анчолу вековую шорскую традицию содружества с природой, бережного и гуманного к ней отношения. Такой взгляд на природу является сюжетообразующим ядром, стержнем книги. Все сюжетные линии подчинены раскрытию главной темы - темы гуманизма, природолюбия. Развитие сюжетов книги обнаруживает главную задачу писателя - так заинтересовать читателей, чтобы юным захотелось быть такими же любознательными, добрыми, чуткими и внимательными к природе, как мальчик Анчол, чтобы им захотелось тоже спасти и выходить больного журавля, вырастить осиротевшего мараленка, помочь кукушонку вылезти из маленького для него гнезда, почувствовать сострадание к рыси, от бескормицы пришедшей к человеку, и т.п. Ведь дети любят походить на героев произведений, которые им нравятся. И дед Постан также всем своим существом привязан к тайге, ее обитателям. И всему, что знает о природе, он старается научить своего внука Анчола. Понимание природы воспитывает в мальчике доброту, человечность, по-настоящему хозяйское отношение к природным богатствам своей Родины. 2017 год объявлен годом экологии, а значит, книги Софрона Тотыша как никогда будут уместны на уроках литературы в школе. Доступные, понятные, и в то же время открывающие для ребёнка духовный мир шорского народа, они не только памятник литературы, но и кладезь народной мудрости.Любовь Попова, старший преподаватель НФИ КемГУ.
Источник: "Кузнецкий рабочий"
30.01.2017
Просмотров: 4001
|
Комментариев: 19
СоваВоЗлеОлимпа
30.01.2017 08:31
пользователь
30.01.2017 11:09
СоваВоЗлеОлимпа
30.01.2017 21:43
пользователь: Чтобы литераторы считать научились, надо их еще с чем-нибудь слить. Физмат там еще остался?
Литераторы знают когда кто родился! Сегодня подсказал бывшему культурному начальнику, когда родилась Любовь Никонова, 3 января 1951 года!
СоваВоЗлеОлимпа
30.01.2017 21:49
Kotafey
30.01.2017 22:15
Сова во-зле Олимпа:
О Никоновой на Сити -Ню седня статья вышла...
«С тобою был учитель…» написаная...Елена Острых, поэт, руководитель литературной студии «ЛиTERRA»
Не поэтессой...а поэтом!О как! Так что СМИ твое отрицание женской роли в искусстве не разделяют..сам почитай
https://www.city-n.ru/view/391297.html
пользователь: Сегодня подсказал бывшему культурному начальнику, когда родилась Любовь Никонова, 3 января 1951 года!
О Никоновой на Сити -Ню седня статья вышла...
«С тобою был учитель…» написаная...Елена Острых, поэт, руководитель литературной студии «ЛиTERRA»
Не поэтессой...а поэтом!О как! Так что СМИ твое отрицание женской роли в искусстве не разделяют..сам почитай
https://www.city-n.ru/view/391297.html
СоваВоЗлеОлимпа
30.01.2017 22:27
СоваВоЗлеОлимпа
30.01.2017 22:38
Kotafey
30.01.2017 22:47
Сова во-зле Олимпа: Сумневаюсь я про родственников!
Кстати о родственниках...Ты совенка пристроил то? Хоть в дворники?
Kotafey
30.01.2017 21:33
http://www.kemrsl.ru/documents/litmap/126/_slovo_pisatelya.pdf
Седьмой спутник
30.01.2017 09:52
То ли Софрону Тотышу 100, то ли будет 110...
Шорцы - интереснейший народ. Может быть, даже несколько народов-родов, объединённых\разъединённых в своей горной стране различными родами деятельности и конкретным местожительством. Есть внутреннее деление на горных (таг) и речных (суг). На роды, причём разные роды подсмеиваются друг над другом, ну, как русские в России: "пермяк - солёны уши", например, а у шорцев про своё, да я об этом писал не раз.
Кстати, "шор" не самый многочисленный и, скажем так, ВЛАДЕТЕЛЬНЫЙ род, их самоназвание "татар-кижи", но кроли так повелось, они не возражают.
Шорцы - домоседы.
Мимо них и через них в веках прошли массовые переселения человеческих масс, а они остались верны своим родовым горам и рекам.
У них интересная мифология и разветвлённый анималистский фольклор - их тайга - одушевлённая тайга.
Под влиянием русских, принесших Шории грамоту и Православие, шорцы усложнили свои традиционные верования. Миссионер Василий Вербицкий объяснял им устройство мира через их фольклор и Евангелие.
Советская власть похерила Православие в Шории, но оставила шорцам Николая угодника, икона с ликом Николы едва ли не в каждом щорском доме.
Давно я не был в Шории. Года три уж...
Kotafey
30.01.2017 21:30
Как Глухарь хотел быть ханом
Сказка о горе Пустаг
Продолжение сказки о горе Пустаг
Лось и Лягушка
Сказка о Муравье
Продолжение сказки о Муравье
Сказка про бурундука
Шорская сказка о зайчике
Добрый Медведь
Мост или сказка про друзей
Могучий Мустакай
Отдал потом младшим племянникам... Мне нравилась книга...
Период голосования за комментарии завершен
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь