#
#
Просмотров: 759
Тема дня

Денег нет... Держитесь... Хорошего вам настроения!

Picture

В Кузбассе из-за дефицита бюджета перенесли финансирование девяти строек.

Просмотров: 3452
Тема недели

Вертикальное замыкание

Picture

Стало известно местонахождение власти в России.

Просмотров: 12126
Тема месяца

"Не было ни гроша, да вдруг алтын" (+2)

Picture

"Кузнецкий рабочий" возобновляет свою деятельность.

Обсуждения

Ruthenium 23-12-2024 20:22

valicova 23-12-2024 19:58

ЖЖЖ 23-12-2024 19:36

эксперт 23-12-2024 19:29

zzz 23-12-2024 19:28

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Опросы на КузПресс
  Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
  Как вы относитесь к многожёнству?
  Нравятся ли вам провокационные названия?
  ...
добавить на Яндекс
Исполнилось  100 лет со дня рождения собирателя шорского фольклора  Софрона Тотыша

Его книги учили добру и совести

К 100-летию со дня рождения собирателя шорского фольклора и писателя Софрона Тотыша.

Он является одним из трех столпов шорской литературы.
И хотя все его произведения написаны на русском языке, но художественно писатель мыслил по-шорски. Произведения его были посвящены жизни шорских охотников, людей мужественных и стойких. Воспитательный потенциал рассказов С. Тотыша неоспорим.
Это его перу принадлежат такие известные книги, как “Сказки Шапкая”, “Сын Тайги”, “Тайга”, “Хозяин гор”. С сожалением можно отметить, что современному читателю-школьнику они незнакомы.
В предисловии к книге “Литературный портрет Шории”, изданной в Кемеровском книжном издательстве, есть слова, с которыми трудно не согласиться: “Наш край богат недрами, историей, культурой народов, которые населяют Кемеровскую область. Богат он талантливыми писателями и поэтами. Это они воспевают своими произведениями красоту нашей сибирской природы, своей родины”. Однако литература родного края (прежде всего произведения шорских поэтов и писателей) изучается в школе недостаточно, а часто совсем игнорируется учителем. А ведь именно чтение литературных произведений писателей региона обогащает нравственно-эстетический опыт обучающихся, “раскрывает новые грани внутреннего мира человека, содействует реализации воспитательных и образовательных задач, поставленных перед современной школой”.
Софрон Сергеевич Тотыш родился в 1907 году в Горной Шории, в ауле (поселке) Томазак (сейчас Мыски).
Он был восьмым ребенком в семье, и отец, имевший пасеку, мечтал видеть сына тоже пасечником и хозяином большой пасеки. Когда Софрон подрос, отец решил, что сыну необходимо получить образование, научиться говорить по-русски и повез его в Кузнецк в городскую приходскую школу. Трудно давался Софрону русский язык, но он выучил его. Вскоре в Мысках открыли школу, и Софрон смог продолжить учебу. Он активно участвует в революционных событиях, вступает в комсомол, организует открытие избы-читальни. С.С. Тотыш приобрел нужную и важную специальность бухгалтера и много лет работал в транспортных и строительных организациях Кемеровской области.
Многое за свою жизнь видел и пережил Тотыш, и ему хотелось рассказать людям о родной Шории, о жизни шорцев, нравах и обычаях своего народа. Он находил время писать, несмотря на большую занятость. В 1951 году Новосибирское книжное издательство напечатало в сборнике “Молодые силы” пять рассказов С. Тотыша о Шории, а через два года в Новосибирске выходит его первая книга “В тайге” (1953), в 1959 г. в Кемеровском книжном издательстве вышел сборник “Сказки Шапкая”, неоднократно переиздававшийся.
Сын Софрона Тотыша Юрий пишет: “Софрон Тотыш был напитан творчеством своего родного шорского народа. Это позволило создать ему свой неповторимый собственный цикл рассказов и легенд, которые объединились в книгу “Сказки Шапкая”. Образ старого охотника и народного философа, конечно, выдуманный. Но он одновременно и реальный, узнаваемый всеми, кто знает мудрых шорцев. Через образ главного персонажа писатель доносит до современника духовное богатство шорского народа. Сказки большими тиражами издавались в Кузбассе много раз, они учили читателя быть добрым, трудолюбивым, понимать и любить природу Горной Шории”. Во многих семьях до сих пор хранится эта книга.
В 1961 году в Кемерове вышел сборник рассказов об охоте “Хозяин гор”.
В 1980 году увидела свет книга для детей “Сын тайги”. В своих книгах писатель рассказывает о горно-шорской природе, об охотниках, о том, как меняется жизнь в таежных поселках. “Софрона Тотыша, - пишет Г.В. Косточаков, - можно назвать великим пропагандистом и популяризатором шорских культурных ценностей средствами художественного слова”. Самое ценное в творчестве С. Тотыша - это то, что он нашел путь в сердца самых искренних и чистых читателей - детей. А его сборники “Сказки Шапкая” и “Сын тайги” - образец классической литературы для детей. Г.В. Косточаков вышедшую в свет в 1980 году книгу С. Тотыша “Сын тайги” назвал “самым лучшим сборником” писателя. Сыном тайги является и мальчик Анчол, только что осваивающий искусство охоты, и его дед Постан, пасечник и старый охотник. Кроме того, в “Сыне тайги” все внимание уделяется миру тайги как самоценности, но акцент поставлен на проблеме взаимоотношений между природой и человеком. А именно на том, что человек обязан уважать природу как самоценность и может брать из тайги только излишек. Поэтому он должен хорошо знать и чувствовать природу. Постан - талантливый воспитатель. Он редко когда прямо рассказывает внуку о тех или иных тайнах тайги, чаще провоцирует его догадываться и додумываться самому, разжигая его природную любознательность, его желание самостоятельно разобраться, выяснить, принять то или иное решение (правильное решение - признак настоящего охотника). Лишь несколько постулатов шорской охотничьей этики он повторяет часто, сформулировав их в виде поговорок: “Охотник - не тот, кто живет рядом с тайгой и хорошо стреляет”, “охотник умеет понимать и беречь все живое”, “охотник стреляет только при крайней необходимости”, “на охоте непросто: пошел в лес да поймал зверя. Походишь-походишь по тайге, и покажется дело-то тягостным”, “все интересно в тайге, все здесь надо”, “когда ружье в руках держишь, крепко думай, прежде чем на курок нажать”, “весной убивать птиц и зверей - большое зло” и т.д. Постан передает своему внуку Анчолу вековую шорскую традицию содружества с природой, бережного и гуманного к ней отношения. Такой взгляд на природу является сюжетообразующим ядром, стержнем книги. Все сюжетные линии подчинены раскрытию главной темы - темы гуманизма, природолюбия. Развитие сюжетов книги обнаруживает главную задачу писателя - так заинтересовать читателей, чтобы юным захотелось быть такими же любознательными, добрыми, чуткими и внимательными к природе, как мальчик Анчол, чтобы им захотелось тоже спасти и выходить больного журавля, вырастить осиротевшего мараленка, помочь кукушонку вылезти из маленького для него гнезда, почувствовать сострадание к рыси, от бескормицы пришедшей к человеку, и т.п. Ведь дети любят походить на героев произведений, которые им нравятся. И дед Постан также всем своим существом привязан к тайге, ее обитателям. И всему, что знает о природе, он старается научить своего внука Анчола. Понимание природы воспитывает в мальчике доброту, человечность, по-настоящему хозяйское отношение к природным богатствам своей Родины. 2017 год объявлен годом экологии, а значит, книги Софрона Тотыша как никогда будут уместны на уроках литературы в школе. Доступные, понятные, и в то же время открывающие для ребёнка духовный мир шорского народа, они не только памятник литературы, но и кладезь народной мудрости.
Любовь Попова, старший преподаватель НФИ КемГУ.
30.01.2017
Просмотров: 4001 | Комментариев: 19
Какой молодой! Младше моей бабки Лунихи, что с 1906 года!
0
0
=
0
Софрон Сергеевич Тотыш родился в 1907 году в Горной ШорииЕсли ему 100 лет!? то сейчас или 2007 год, или в Горной Шории летосчисление иное!?
2
0
=
2
пользователь 30.01.2017 11:09
Чтобы литераторы считать научились, надо их еще с чем-нибудь слить. Физмат там еще остался?
1
0
=
1
пользователь: Чтобы литераторы считать научились, надо их еще с чем-нибудь слить. Физмат там еще остался?
Литераторы знают когда кто родился! Сегодня подсказал бывшему культурному начальнику, когда родилась Любовь Никонова, 3 января 1951 года!

0
0
=
0
Даже знаю, когда у Косточакова ДР и от кого его фамилия (стрелок, стрелец), А Чудояков учил меня языку, у шорцев 24 формы глагола(действия), так что завидуй шантропа аборигенам!
0
0
=
0
Kotafey 30.01.2017 22:15
Сова во-зле Олимпа:
пользователь: Сегодня подсказал бывшему культурному начальнику, когда родилась Любовь Никонова, 3 января 1951 года!




О Никоновой на Сити -Ню седня статья вышла...
«С тобою был учитель…» написаная...Елена Острых, поэт, руководитель литературной студии «ЛиTERRA»

Не поэтессой...а поэтом!О как! Так что СМИ твое отрицание женской роли в искусстве не разделяют..сам почитай

https://www.city-n.ru/view/391297.html
0
0
=
0
Угу! Перевожу на шорский : ЕО, кайчи, Вождь эпосного сарая "Долгая земля", (пусть не забудет струны бобровым жиром смазать!)
0
0
=
0
Сумневаюсь я про родственников! А главное учеников учеников в хвост вплести, самопропиариться помахивая пестренькими ленточками!ё-ё-ё
0
0
=
0
Kotafey 30.01.2017 22:47
Сова во-зле Олимпа: Сумневаюсь я про родственников!


Кстати о родственниках...Ты совенка пристроил то? Хоть в дворники?
0
0
=
0
Совёнок обзавёлся Совочкой, между продуктами устроился
0
0
=
0
Kotafey 30.01.2017 23:38
Между дыньками)))Прикольно)))Хоть с голоду не пропадет...
2
0
=
2
Kotafey 30.01.2017 21:33
Годы жизни писателя(1907—1981). прожил 74 года... Вот его биография...

http://www.kemrsl.ru/documents/litmap/126/_slovo_pisatelya.pdf
0
0
=
0
Kotafey 30.01.2017 21:34
И таки да..110 лет было бы
0
0
=
0
Ameno 30.01.2017 08:33
Тоже культура
0
0
=
0
Lisichca 30.01.2017 09:16
Допускаете?
0
0
=
0
Экая промашка.
То ли Софрону Тотышу 100, то ли будет 110...

Шорцы - интереснейший народ. Может быть, даже несколько народов-родов, объединённых\разъединённых в своей горной стране различными родами деятельности и конкретным местожительством. Есть внутреннее деление на горных (таг) и речных (суг). На роды, причём разные роды подсмеиваются друг над другом, ну, как русские в России: "пермяк - солёны уши", например, а у шорцев про своё, да я об этом писал не раз.
Кстати, "шор" не самый многочисленный и, скажем так, ВЛАДЕТЕЛЬНЫЙ род, их самоназвание "татар-кижи", но кроли так повелось, они не возражают.

Шорцы - домоседы.
Мимо них и через них в веках прошли массовые переселения человеческих масс, а они остались верны своим родовым горам и рекам.
У них интересная мифология и разветвлённый анималистский фольклор - их тайга - одушевлённая тайга.
Под влиянием русских, принесших Шории грамоту и Православие, шорцы усложнили свои традиционные верования. Миссионер Василий Вербицкий объяснял им устройство мира через их фольклор и Евангелие.
Советская власть похерила Православие в Шории, но оставила шорцам Николая угодника, икона с ликом Николы едва ли не в каждом щорском доме.

Давно я не был в Шории. Года три уж...

1
1
=
0
Консуэло 30.01.2017 09:58
Какое лицо интересное! Очень энергичное
0
0
=
0
Kotafey 30.01.2017 21:30
У меня была книга такая...1985 г.в. Кемеровское книжное издательство


Как Глухарь хотел быть ханом
Сказка о горе Пустаг
Продолжение сказки о горе Пустаг
Лось и Лягушка
Сказка о Муравье
Продолжение сказки о Муравье
Сказка про бурундука
Шорская сказка о зайчике
Добрый Медведь
Мост или сказка про друзей
Могучий Мустакай


Отдал потом младшим племянникам... Мне нравилась книга...
1
0
=
1
Lisichca 30.01.2017 23:52
Да, точно. Тоже есть такая. Да, нравилась.
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь