Утверждён "Генеральный план Новокузнецкого городского округа на период до 2044 года".
Новоголосования. Лучший комментатор
Некоторые считают, что "мнение - самый дешевый в мире товар". Однако есть и те, что уверяют, будто "словом можно и убить, и воскресить".
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Устраивает вас календарь-2025 по соотношению рабочих и нерабочих дней?
Кто из комментаторов портала КузПресс в 2024 году был худшим?
кто из авторов КузПресса лучший?
...
Как мы покоряли пик "Кузнецкого рабочего"
Пересматривал свои архивные записи. И оказалось, что чуть не прошел мимо события, которое связано с юбилеем родной газеты.
Ведь «Кузнецкий рабочий» дал мне путевку в журналистику. Этим летом будет 16 лет, как группа журналистов в честь 75-летия «Кузнечика» покорила пик газеты «Кузнецкий рабочий». Передо мной архивные записи и фотографии 2005-го. И я начинаю свой рассказ.
Попасть на электричку Междуреченск — Бискамжа в летние июльские дни довольно трудно. Желающих провести время за городом много. Здесь дачники, вечно ворчащие на туристов, забивших вагоны, охотники, рыбаки, ягодники и, естественно, любители активного отдыха нашей необъятной Сибири. Так что электропоезд отправляется забитый под завязку.
По мере приближения электропоезда к станции Лужба вагоны потихоньку освобождали сначала дачники, затем рыбаки, ягодники и охотники. После Тебы остались одни туристы. И вот Лужба. Разноцветный, разновозрастный и шумный поток туристов покидает вагоны. Помахиваю электропоезду, который удаляется от перрона. Любители же природы отправляются к переправе через реку Томь. Большинство из них после переправы сразу же отправляется на маршруты Поднебесных Зубьев. А мы идем на приют филиала областного детского экскурсионно-туристического центра «Кузбасский» к Михаилу Шевалье. Он нас встречает вместе с ребятишками из детских домов и школ-интернатов Междуреченска, Новокузнецка, Осинников, Калтана. Все они приезжают в этот сказочный рай на оздоровительный десятидневный бесплатный отдых. Мы застали этих ребят, когда пытались осуществить первую попытку восхождения на пик «Кузнецкого рабочего». Видели их счастливые лица. А что надо мальчишкам и девчонкам? Чтобы было тепло в туристическом домике. Уют в приюте. Вечерние посиделки у костра. Разного рода развлечения. Прекрасное питание. И, безусловно, радиальные походы по живописным местам Кузнецкого Алатау.
Попытка покорить труднодоступную вершину Поднебесных Зубьев — пик газеты «Кузнецкий рабочий» (2137 метров) свелась к двум экспедициям. Первая закончилась неудачно. Из-за непреодолимых погодных условий в конце мая — начале июня группа так и не смогла взять заветный рубеж. И вот новое восхождение. Кстати, день, когда мы начинали новое покорение вершины, совпал с днем, когда 26 июля, но 1980 года, группа туристов вместе с членами городского фотоклуба под руководством известного фотохудожника Юрия Романова впервые взошла на безымянный пик Поднебесных Зубьев. В честь пятидесятилетия газеты горовосходители назвали вершину «Кузнецким рабочим». И вот новая дата — 26 июля 2005 года. Это тоже юбилейный штурм, но только в честь 75-летия газеты.
Главная точка отсчета покорения вершины определялась стоянкой лагеря экспедиции, установленной на отметке около полутора тысячь метров на берегу горного озера Круглое. Но до этого места у нас было три дня трудных переходов, которые включали в себя сорок пять километров горных троп по болоту, ручьям, скальным глыбам. Наша группа, в составе которой были: главный идейный вдохновитель этой экспедиции Юрий Романов и поддержавшие его — заместитель редактора «Кузнецкого рабочего» Анатолий Бычинский, фотокорреспондент газеты Валентин Волченков, дочь Бычинского Наталья, корреспондент «Спортивной газеты Кузбасса» Виктор Малышев, редактор областной спортивной газеты «Фанат» Юрий Чурсин, руководитель фотостудии Новоильинского района Олег Герасименко, успешно преодолела эти природные препятствия. Следует отметить, что в эти три дня передвижения в Золотую долину нам повезло с погодой. Были жаркие дни, которые позволяли по ходу путешествия искупаться в ледяном Казыре. Это придавало положительных эмоций и сглаживало усталость. За 72 часа ходу из небесной канцелярии на наши головы так и не пали капельки воды. Не изменились метеоусловия и в день восхождения.
На совете группы было решено, что штурмовать вершину будут трое счастливчиков. Выбор пал на Бычинского, Волченкова, Малышева. Остальные были определены в отряд поддержки. Штурм вершины от озера начали ровно в десять утра. Налегке. В рюкзаки сложили только необходимое: провиант, альпинистское снаряжение, флаг «Кузнецкого рабочего», табличку и всепогодный клей.
Хочу отметить, что эта вершина необычная. Подход тяжелый. Пик находится в стороне от хребта Тигиртиш. Он уступает по высоте главной горной вершине Кузбасса Верхний Зуб всего 51 метр. Но главное отличие пика «Кузнецкого рабочего» от Верхнего Зуба в том, что наш пик относится к классическим горным вершинам с отвесными скалами и большим расстоянием по горному хребту с различным перепадом высот. Поэтому, несмотря на свою высотную привлекательность в кузбасском измерении — 2137 метров, он из-за трудности восхождения не пользуется популярностью у восходителей. До нас здесь были люди только в 2000-м.
С первых ста метров восхождения от базового лагеря наша тройка столкнулась с трудностями. При выходе на гребень пришлось обходить снежник. Тропы нет. Перед глазами один серый курумник с нагроможденными «чемоданами», которые приходится обходить. Остановка после тридцати минут ходьбы. Майки мокрые. Ветер постоянно дует в лицо. Сердце бьется, как птица в клетке. Дыхание сбивается.
Молча карабкались вверх. Оступались. Падали на грудь и пятую точку. Расстояние от палаточного лагеря с каждым метром подъема отдалялось. Наши разноцветные палатки выглядели небольшими точками размером с монету. Группу поддержки уже было не видно. Это восхождение стало уроком познания классической горной системы. Узкий скальный гребень с отвесным обрывом в обе стороны вел к вершине. Тропы нет. С каждым метром приближения к верхней точке усиливается бой сердца. Дыхание поверхностное. Скорость и сила ветра усиливаются. Это бодрит и не дает расслабиться. Но зато противодействует ритму прохождения горного отрезка. Порция шоколада и сто граммов холодного чая, настоянного на золотом корне и бадане, придают энергии уставшему организму.
Перед вершиной небольшой участок подъема крутизной в 70 градусов. Мы преодолеваем его из последних сил и оказываемся на небольшой площадке, где могут уместиться не более пяти человек. И вот оно, голубое небо! Вокруг — остроконечные пики других вершин Поднебесных Зубьев. Они, как вешки, на расстоянии нескольких километров окружают нас. А внизу — снежники, озера Золотой долины. Мы прислонились к туру из камней. Водрузили флаг газеты «Кузнецкий рабочий». Приклеили табличку с названием вершины.
Сфотографировались. Отметили это дело чаем с шоколадом. Оставили записку для тех, кто взойдет на вершину после нас. И стали готовиться к спуску. Он тоже оказался нелегким. Спускались по крутому каньону, ведущему вниз, используя альпинистскую веревку.
Поход в базовый лагерь после того, как задача экспедиции успешно решена, — радостный момент. Появляется определенная расслабленность. И это главный бич на спуске. Поэтому концентрируемся на каждом шаге, чтобы не получить травму. Приходится обходить «чемоданы» высотой 2 — 3 метра. Спуск в долину к безымянному озеру занял полтора часа. Все для нас обошлось хорошо. Хотя были падения. На пути к месту стоянки мы побывали еще на трех озерах с каскадом водопадов, которые соединяли эти хранилища естественной воды между собой.
На следующее утро я обратил свой земной взгляд на место, где были вчера. И первое, что пришло в голову: как мы все же добрались до него? Позови сейчас: «Давай еще раз взойдем на вершину!» Точно, не пошел бы?
На этом можно было бы и закончить повествование. Но я, чтобы не сложилось у читателя мнение, что у нас всё было хорошо, должен отметить такой факт. Экспедиция имеет временной фактор. И сила природы вносит коррективы в маршрут. Испытания начались, когда мы отправились из лагеря в обратный путь. Золотую долину окутал плотный туман. Моросил мелкий и противный дождь. И все же, хотя руководители других туристических групп, которые находились в этом районе, просили переждать непогоду, мы двинулись в путь. Условие было одно: держаться друг от друга на расстоянии не более трех метров, чтобы не потеряться в тумане. Два с половиной часа в облаках, которые нас накрыли, под непрерывным дождем мы шли до перевала НГПИ (Новокузнецкий государственный педагогический институт. — Прим авт.). А вот на самом перевале, когда казалось, что уже неоткуда ждать неприятностей, начались страдания. Из-за плотного тумана мы потеряли ориентир, который указывал направление к Малому Казыру. Полтора часа мы искали этот злополучный спуск. Но всё без результата. Промокли до ниточки. Ветер беснуется. На зубах дрожь от холода. Но облако не отпускало седловину. Принимаем решение, чтобы не тратить ослабевшие силы, поставить палатку, где можно будет сменить одежду, укрыться от непогоды и ждать, когда наступит просвет в облаках. Но этот план изменил солнечный лучик, проскочивший на несколько секунд в образовавшуюся дыру в сером небосклоне. Он озарил красную вешку на начало спуска. И мы все устремились к ней. И удача! От сложенной из камней отметки с красным матерчатым треугольником на деревянном древке начиналась крутая тропа вниз. Радость от успешного поиска вселила в нас новые духовные и физические силы. Лица посветлели. Неприятные мысли покинули голову. Мы вышли на «тропу жизни».
График прохождения обратного маршрута после такой длительной заминки изменился. Ставить новый лагерь, чтобы переночевать, пришлось в другом месте — за приютом Мазаевский стан. Расчет был таким, что на следующий день, для того чтобы попасть на приют Кузбасский, нам необходимо будет осилить тридцать километров дороги к «дому». Как оказалось, это было не меньшее испытание, чем покорить вершину «Кузнецкого рабочего». После 60 километров трудного маршрута, хоть и с подчищенными рюкзаками, осилить оставшееся расстояние требовалось неимоверное усилие. Кроме этого плана «А», у нас еще был план «Б» — это остановка на Алгуйском приюте, что в восьми километрах от «Кузбасского». И все же как бы ни было трудно, но в ночь, а это было 23 часа, мы оказались в родном пристанище, где нас со своими подначками (одна из них: «Ну вот и возвратились, демоны!») встретил Михаил Шевалье.
На нас было жалко смотреть! Придавленные рюкзаками, с чумазыми лицами шахтеров, только что вышедших из забоя. Последние метры в гору к своему главному пристанищу мы добирались буквально на четвереньках по глинистому грунту. Мы действительно больше походили на дьяволов?
Вот и всё: семидневная экспедиция покорения пика «Кузнецкого рабочего» благополучно завершилась.
Лёгких экспедиций не бывает, это правда. Но ради любимой конторы чего ж не пострадать.
Вам, примитивным организмам, этого не понять.
...Точно безплатный отдых? Как-то Папа грил надо 50 тыщ на десять дней.
Безплатный отдых...чё-то гонит автор...
Каждый приют имеет запас дров, газовую плиту с баллоном, аварийный запас жратвы и лекарств. Всё за счёт казны и доброхотов.
Приходи и живи.
Сами приюты построены либо за казённый счёт, либо за благотворительные деньги. Персонал, обслуживающий приюты, получает зарплату из облдепартамента (или как он сейчас называется) спорта и туризма.
Алтай - сплошь коммерческий. Снять домик где-нибудь в экзотическом месте, естественно, стоит денег.
Некоторые без удобств, но есть с горячей водой и питанием из кафе.
Коммерческие сплавы, конные прогулки, катание на парапланах - пожлст.
Гостевые шале сейчас имеются в таких местах, куда раньше только заядлые путешественники могли добраться. И средства передвижения нынче - дай Бог. Не деревянные плоты 70-х. На гидроскутерах преодолеваются самые высококатегорийные пороги.
Потом передал постройки центру детско-юношеского туризма и стал его сотрудником.
Сейчас сеть приютов носит социальный характер. Как библиотеки или детские\ветеранские клубы.
Приоритет на этих приютах, естественно, детям. Детдомовцам в первую очередь. Православным скаутам. В сезон их проходит тут по несколько тысяч.
Но если ты уйдёшь в горы вне сезона, набредёшь на приют "У Василия Попка" и тебе приспичит переночевать в тепле, тебя никто не выгонит.
Только не пакости на стоянке.
Потом передал постройки центру детско-юношеского туризма и стал его сотрудником.
Сейчас сеть приютов носит социальный характер. Как библиотеки или детские\ветеранские клубы.
Приоритет на этих приютах, естественно, детям. Детдомовцам в первую очередь. Православным скаутам. В сезон их проходит тут по несколько тысяч.
Но если ты уйдёшь в горы вне сезона, набредёшь на приют "У Василия Попка" и тебе приспичит переночевать в тепле, тебя никто не выгонит.
Только не пакости на стоянке.
Во до чего добился, даже приюты Попками называют, медведей отпугивать.
Пара приютов в честь интеллигентных кемеровчан - Мазаева и Дьяконова.
Пара приютов в честь интеллигентных кемеровчан - Мазаева и Дьяконова.
И больше интеллигентных у вас нет?))
Всех с добрым утром!
Новых вершин и преодолений!
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь