Новогодние каникулы подходят к концу. Подошли к финалу и Новогодние голосования на портале КузПресс.
Новоголосования. Лучший комментатор
Некоторые считают, что "мнение - самый дешевый в мире товар". Однако есть и те, что уверяют, будто "словом можно и убить, и воскресить".
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Кто из комментаторов портала КузПресс в 2024 году был худшим?
кто из авторов КузПресса лучший?
Кто из комментаторов портала КузПресс в 2024 году был лучшим?
...
"Не надо в нашем деле ставить точку"?
Предприятия и государство обречены на измельчание без развития науки.
Мой отклик, возможно, не совсем "в строчку": пишу о крахе заводской науки в Новокузнецке, а тема статьи "Наука, которую мы потеряли" предполагает "высказаться о перспективах науки угольной отрасли всем заинтересованным сторонам". Но как проба металла, содержащаяся в ложке сталевара, позволяет определить состояние всего расплава в печи, так и личный опыт людей, причастных к работе заводских исследовательских лабораторий, раскрывает конкретные нюансы темы — почему прикладная наука "оказалась в нашей стране по факту не ко двору".
Скажу сразу: с Василием Ивановичем Мурко знаком лично, работал в его фирме после разгона заводской науки на бывшем Кузнецком металлургическом комбинате. Там и встретил кризис 2008 года. Тут и проекты свернулись, и, образно говоря, НПП "Сибэкотехника" было грубым приёмом выкинуто за татами.
Итак, в январе 2008 года на НКМК произошло объединение Технического управления и ЦКЛК (заводской лаборатории). Что породило некую структуру, то ли кентавра, то ли неизвестного науке гибрида. При этом в той структуре, где я работал инженером-исследователем, сделали из шестерых трёх: после слияния доменной лаборатории с родственным отделом "технарей" пришлось половину суммы голов "мыслителей" сократить. Ответ, казалось бы, лежал на поверхности: судьба комбината была предрешена закрытием последней его доменной печи № 5. Но первые симптомы тенденции к "зачистке" всего лишнего на пути превращения огромного предприятия в рельсовый заводик стали проявляться ещё пятилеткой раньше. Всем, не причастным к рельсовому прокату, "был перекрыт кислород" к участию в научно-технических конференциях дальше Новокузнецка: творческие командировки по обмену опытом закончились.
Начальник ЦКЛК на рапортах всегда говорил: "Мы должны доказывать перед руководством предприятия, какую копейку вложили в общую копилку", что, в принципе, верно. Экономические эффекты от внедрения новых технологий просчитывались всегда. Но зачастую приходилось проводить работу с блокнотом и карандашом в руках: больших сумм на развитие заводской науки не отпускалось, и работали на старом оборудовании.
Однажды в качестве доказательства эффективности работы лаборатории было представлено "на верх" проведенное автором этих строк исследование по определению коэффициента замусоренности жидкого чугуна, поставляемого в сталеплавильные цехи. Сумма получилась солидная, так как чистота металла по этому показателю возросла. Но, как оказалось, всё было напрасно: через полгода мартеновское производство и ЭСПЦ-1 закрывались, а с ЭСПЦ-2 мы входили в одну структуру. Эффект не был легитимирован. Вот такой подход к оценке труда исследователей.
Тем не менее с участием доменной лаборатории внедрялись уникальные технологии. Например, с выводом цинка из рабочего пространства печей была достигнута значительная экономия расхода кокса за счёт применения в плавке углеродосодержащих добавок: угольные брикеты, отходы алюминиевой промышленности (бой углеродистой футеровки), антрацит и природный полукокс. Также мною в 2004 году была подана идея о перепрофилировании какой-либо доменной печи, предназначенной на остановку и снос, для утилизации мусора.
Что тут началось… Но эта идея была потом использована Евразом своеобразно, лукаво: была выдана информация, что, мол, мы тут просчитываем возможность использования доменной печи № 5 после её остановки на какой-либо проект. У простых людей от этого загорелись огоньки в глазах, появилась некоторая надежда, и они азартно работали на очистке печи и территории цеха. Что снизило ожидаемый накал социальной напряжённости в сообществе непосвящённых обманувшихся — ибо всякий инженер-доменщик помнит постулат, что после выпуска козлового чугуна при выдувке домна предназначена на полный снос. А будет ли дальнейшее её восстановление или реконструкция — это уже по генеральному плану.
После всех этих событий коллеги на ЗСМК хотели помочь мне устроиться к ним на работу. Кандидатуру отвергли в высшей инстанции, отделе кадров, со словами: "Нам самим тут нужно сокращать работников, а вы уже сокращённого привели". И на этом предприятии пошло сокращение заводской науки по методике, отработанной на НКМК. Всё, мыслители в городской металлургии закончились. Упование на покупные технологии — вот он, ключ к пониманию, почему потеряна наука "трёх основных направлений". Современному капиталисту в России нужен результат, прибыль, здесь и сейчас. Зачем вкладываться в исследования, когда можно и нужно черпать прибыль здесь и сейчас, а там и трава не расти — мы живём на Канарах и прочих тёплых островках. Потому НИИ и технопарки сдают свои помещения в аренду различным организациям, чтобы выжить, а сами ютятся в стеснённых условиях. Но как большой науке не существовать без отраслевой либо государственной поддержки, так и промышленные предприятия и государство обречены на измельчание без развития науки.
Беда в лубочно-бандитской Москве. Она тянет нас во мрак.
Вся "реальная промышленность" оффшоризирована после очередного захвата кнопки в 2012 году, ибо пока населунию вермишелили, про импортозамещение с целью освоения буджета или распила, активы усиленно маршировали в чужие юрисдикции... из-за вполне очевидных причин. Все что как то может сделать рывок заналожено, забюрократизировано и т.д.
Сейчас уже публично и многие "бизнес ангелы", и представители хедж фондов, признают что намного быстрее "получить другое гражданство", там оформить интеллектуальную собственность, и уже там пытаться встать на рынок.
Сейчас "допиливают" и "доделивают" рынок, который успел "сложиться" в силу эволюции, так что останется только "случайный" средний, и дикий малый бизнес, без возможности консолидации.
А без "заказчика" наука это лишь "теория", плутинистам же выгоднее купить "чужие технологии", чем вкладываться в свои, потому что они бояться конкурировать с транснациональными инвестиционными монстрами. Так сказать "грабежируй местных индейцев и прогибайся под белый инвестиционный господина". Именно поэтому запускается не "собственный бренд" (пусть и с царапцарапнутыми лекалами), а иностранное франчайзи "парк инн сон", "куйфэес", "макдоилка"... что свидетельствует о интеллектуальной и технологической слабости и не способности конкурировать. Тот же "Подорожник-трава" так и не смог "шагнуть" на федеральный уровень. Зато все ИТ-компании из кавокузнецка, которые вышли на Россию или на СНГ были "выкупленны" или принуждены к продаже... вполне известной финансовой группой.
Так что для "роста нематериальных активов и интеллектуальной собственности" нужна среда, а не вшиновник из роспатента, ушлый щукопободный бандитобизнесван и зазирающая мозг пропагнидонский плутинизм, и сливающий ваш приход обмишустинный инспектор.
Тем кого, "мы ошибочно называем государством"... не нужна наука, их устраивает рогозятина... примите это уже как данность.
Они считают что все можно сделать вливанием денег.
Хотя это совсем не так. Легко разрушить но очень тяжело создать даже коллектив, я уже не говорю про
конструкторскую школу.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь