Ректор МГУ выступил за сохранение всех вариантов обучения в новой системе образования.
Новая система высшего образования, которая сменит Болонскую, должна содержать все варианты обучения, однако приоритет следует отдать специалитету и интегрированной магистратуре. Такое мнение выразил ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Виктор Садовничий на Петербургском международном экономическом форуме ( ПМЭФ). "Думаю, что бакалавриат будет сохранен при обсуждении по отдельным направлениям подготовки. Я говорю о соотношении, оно должно быть, безусловно, симметрично повернуто. Сейчас бакалавриату отдано преимущество, а специалитету нет. Я бы считал, что специалитету и интегрированной магистратуре следует отдать преимущество, а бакалавриату и отдельным программам магистратуры - определенный процент. Наверное, будет разумно и правильно сохранить все варианты подготовки", - заявил Садовничий. Ректор МГУ также выступил за плавное изменение системы без радикальной ломки. "Московский университет давно работает по своей модели, я ее и предлагаю. Это многовариантная модель - первое, преимущественно, подготовка по специалитету по наукоемким, фундаментальным направлениям, второе - интегрированная магистратура, и третье - отдельно бакалавриат и отдельно магистратура", - отметил ректор вуза. Интегрированная магистратураСадовничий пояснил, что интегрированная магистратура подразумевает, что если бакалавр завершает свое четырехлетнее обучение, то потом он имеет возможность продолжить обучение на той же кафедре по тому же направлению в магистратуре еще два года. "Если абитуриент выбирает такую интегрированную форму, то он учится по единой программе, ему не надо сдавать итоговую аттестацию после четырех лет, а потом еще и поступать в магистратуру. Можно предусмотреть право студента получить диплом бакалавра, если он захочет закончить обучение после четырех лет. Обязательно надо подумать, как дать право студенту получать дополнительные квалификации на бесплатной основе, пока он учится по основной специальности. Это должна быть гибкая система", - сказал Садовничий. Кроме того, ректор МГУ предложил усовершенствовать аспирантуру, увеличить контрольные цифры приема, сделать ее доступнее для магистров и специалистов. Отказ от Болонской системы24 мая глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков назвал Болонскую систему образования "прожитым этапом", заявив, что в России появится своя система. Ведомство предполагает переходный период от Болонской системы к национальной, радикальной смены не будет. По словам замглавы министерства Дмитрия Афанасьева, 11 апреля Болонская группа объявила решение прекратить представительство России во всех структурах Болонского процесса. Одним из оснований стало то, что руководители высших образовательных организаций подписались под обращением Российского союза ректоров о поддержке президента в связи со "специальной военной операцией" на Украине. Судьба ЕГЭПри этом, говоря об уходе от Болонской системы образования, не идет речи об отмене ЕГЭ. "Я бы хотел сразу повторить, что ЕГЭ не является частью Болонской системы, - сообщил ТАСС глава Рособрнадзора Анзор Музаев. - Это путаница в головах. Обсуждать отмену того, что не является частью, некорректно. Это юридически неправильно. Когда подписывалось Болонское соглашение, так совпало, что у нас сформировалась новая модель выпускного-вступительного экзамена. И это все вошло в нашу жизнь параллельно. Многие эксперты, которые не от образования, посчитали, что это единое целое. Но это две разные сущности. Единый государственный экзамен называется единым, потому что он в себя впитал две истории из прошлого. Это выпускной экзамен в школе, чтобы получить аттестат, и экзамен, чтобы поступить в высшее учебное заведение. Была идея, зачем два раза дети будут переживать, когда эту процедуру можно провести один раз? Тем более сдавать Единый государственный экзамен в школе, хоть и не в своей, это более комфортные условия, чем ехать в какой-то далекий вуз. ЕГЭ сегодня могут отменить только в том случае, если предложат что-то стоящее взамен, понятную модель. И эта модель будет понятна высшим учебным заведениям, учителям, школьникам и экспертам. Когда говорят про отмену ЕГЭ, я считаю, что это просто популистские заявления для набора очков, голосов, лайков и так далее. Сейчас это очень модно. Никто еще из экспертов, кто не участвует в разработке заданий и ежегодных дискуссиях по предметам, ничего не предложил взамен". |
Комментарии читателей: