Конфуций говорил: "Учитель и ученик растут вместе".
И у любого настоящего педагога задача не из легких: он не только растит своих учеников, передает им знания, но и учится вместе с ними, познает новое. Ирина Рудольфовна Примм, учитель новокузнецкой гимназии № 17 (а также заместитель директора гимназии), кандидат педагогических наук, так же учится — каждый день, каждый урок. -Я выбрала профессию учителя благодаря замечательному советскому фильму "Доживем до понедельника" и моему любимому герою — учителю истории Мельникову, — рассказывает Ирина Рудольфовна. — Сначала меня привлекала восторженная детская любовь, когда на тебя смотрят, внимательно слушают, когда ты — учитель. А теперь, спустя много лет, я понимаю этот фильм по-другому и героя понимаю по-другому. Он весь фильм мучается вопросами: что делать учителю, если он перестал быть учителем, достоин ли я быть учителем, какой учитель нужен современным детям? Сейчас я стала понимать этот фильм еще глубже и совсем по-другому. Все чаще задумываюсь над тем, что мне нужно сделать для того, чтобы быть достойным этого звания. И считаю, что настоящий учитель должен решать этот вопрос постоянно. Очень часто от учителей можно услышать: "Я все им отдаю, а они?" А мой любимый герой задается вопросом: а что у нас есть, чтобы им отдать? Поэтому нужно постоянно нарабатывать, и душевно, и образовательно, то, что мы можем отдать детям. Спрос с учителя очень большой. Прежде всего это свой, внутренний запрос — требуется постоянное развитие, постоянное самосовершенствование. Ирина Примм преподает русский язык и литературу. Эти предметы — среди главных школьных дисциплин. Однако мало научить школьника грамотно писать и говорить, знать творчество писателей и поэтов. По мнению учителя, у него есть и другие важные задачи: "Как бы высокопарно это ни прозвучало, сначала было слово, и русский язык и литература, в основном русская, учат прежде всего любви к своему Отечеству, к Родине. Да, есть понятие о грамотности — орфографической, пунктуационной, есть понятие владения языком, но через язык, через литературу мы приобщаемся к культуре родной страны, а через русскую культуру — к мировой культуре. Мне кажется, это главная задача". Интересуюсь у Ирины Рудольфовны о ее предпочтениях в литературе: разумеется, словесник должен знать произведения всех авторов, которых изучают в рамках школьной программы, но у педагога тоже могут быть свои пристрастия. — В студенчестве интересно все новое, в том числе модернизм в литературе, но сейчас я поклонница русской классики и с упоением читаю Антона Павловича Чехова, это мой любимый писатель, — отвечает моя собеседница. — Действительно, краткость — сестра таланта, потому что сказать в маленьком рассказе то, о чем говорит он, — нужна особая гениальность. Я также люблю современную драматургию. Мне близка та литература, которая прививает человеку нравственные и духовные ценности. Только сегодня мы с детьми писали изложение, говорили о том, что такое творчество и что такое искусство. Очень мне понравилось определение, которое мы с ними вместе сформулировали: "Искусство — то, что позволяет человеку создать его образ и посмотреть на этот образ со стороны". В общем-то это определение уже не ново. И хороша та литература, которая помогает нам взглянуть на нас со стороны. Поэтому и сейчас, и всегда мне близко творчество Федора Михайловича Достоевского. Когда его читаешь, переживаешь нужный каждому человеку катарсис. Иногда его тяжело читать, потому что он помогает тебе увидеть самого себя, не с самой лучшей стороны, а иногда и с самой худшей. Но это необходимо пережить для того, чтобы жить дальше. Человек должен научиться и страдать, переживать и чувствовать чужое страдание. Как говорил Чехов, за дверью каждого счастливого человека должен обязательно стоять несчастливый, кто будет стучаться и говорить, что есть и несчастье. Мне близка такая литература, которая помогает нам думать. Чехова я полюбила после его рассказа "Тоска". Толстому требовалось целого романа, чтобы рассказать о том, что нужно быть человечнее, что мы все часть единого целого, а Чехову хватило маленького рассказа. Но Чехов порой не менее трагичен. 0Вообще, хороший писатель — немножко врач. Иногда нужно сделать человеку больно, чтобы потом ему было хорошо. Иногда нужно и поплакать, и пострадать с героями, и попереживать, чтобы потом не совершить каких-то жизненных ошибок. По словам Ирины Рудольфовны, успех ученика — это только его успех, учителя должны это принять, но все же педагог понимает, что имеет прямое отношение к достижениям своих учеников. Например, к главному результату своих усилий — успешно пройденной государственной итоговой аттестации. И в этом учителю есть чем гордиться: среди учеников Ирины Примм есть стобалльник. Кроме того, она как кандидат наук приобщает ребят к научно-исследовательской деятельности — точнее, в школе это деятельность учебно-исследовательская. Например, среди них три лауреата губернаторской премии "Достижения юных" и лауреат Премии Президента в этой области. Есть победитель престижной международной научно-практической конференции имени Жореса Алфёрова, которая проходит в Санкт-Петербурге. Ученики Ирины Рудольфовны — лауреаты областных конференций "Кузбасские истоки", "Эрудит" и "Диалог". А в прошлом году один из ее воспитанников стал призером конференции школьной лиги Роснано. Многие ребята становятся победителями конкурсов сочинений. Одна из учениц добилась успеха на недавнем конкурсе, посвященном Дню космонавтики, и была удостоена премии Альберта Лиханова. Ее сочинение вошло в сборник лучших работ этого конкурса. "Я горжусь своими учениками и рада иметь к этим победам отношение", — признается Ирина Рудольфовна. Она работает в школе уже 18 лет, поэтому хорошо знает, как быстро пролетают школьные годы, и рано или поздно приходится прощаться со своими учениками. И даже после того, как они вылетают из школьного "гнезда", эта связь не обрывается. — Сначала это общение бывает очень тесным: какое-то время школа и любимые учителя еще долго не могут их отпустить, они приходят в школу, советуются, — говорит Ирина Рудольфовна. — Потом приходит время, и они все-таки отрываются от школы. А порой от них ты узнаешь то, о чем уже совсем забыл, а твой ученик какой-то урок помнит всю жизнь — то, о чем с ним говорил, что советовал. Это удивительно! Поэтому со своими учениками я общаюсь, радуюсь их успехам, тому, что все в их жизни сложилось как надо. |
Комментарии читателей: