Специалисты Национального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства "ЖКХ Контроль" составили рейтинг основных проблем в сфере ЖКХ на основе обращений граждан за первое полугодие 2022 года и выяснили, что для российских потребителей содержание домов стало важнее качества коммунальных услуг.
Всего за шесть месяцев года на "горячие линии" региональных центров общественного контроля в сфере ЖКХ и в приемную Общероссийского центра "ЖКХ Контроль" поступило свыше 14 тысяч обращений. "Больше всего россиян беспокоят неудовлетворительное состояние (содержание и ремонт) домов, начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и управление домом, — говорится в сообщении центра. — При этом резко снизилось число претензий к качеству коммунальных услуг — за год их стало меньше на треть. Самой актуальной для россиян стала тема, связанная с состоянием многоквартирных домов, их содержанием и ремонтом. С этим связано 16,1% обращений". Эксперты связывают это с последствиями периода пандемии и введением в марте нынешнего года моратория на проверки управляющих организаций, замену предписаний предостережениями. "При этом с собственников никто не снимал обязательств по своевременному внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Все это дает недобросовестным управляющим организациям возможность уклониться от исполнения договора управления", — пояснил исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль" Сергей Сохранов. Если в 2018 году претензии собственников к качеству содержания общего имущества составляли 13,1%, то в "мораторный" период доля обращений с учетом роста общего их количества увеличивается до 16,1%. На одном уровне в первом полугодии 2022 года держатся вопросы, связанные с начислением платы за ЖКУ (14,7%). За год произошло снижение количества обращений на 6,4%. Самым большим был показатель по данной теме в 2018 году и составлял 20,4%. Однако резко, на 17,3%, за этот период увеличилось количество обращений по вопросам управления многоквартирными домами. Это третья позиция рейтинга и 14,3% от общего числа обращений в первом полугодии. "Непреодолимым для собственников остаётся вопрос работы аварийно-диспетчерских служб, — отметил Сергей Сохранов. — Несмотря на то, что обеспечение аварийно-диспетчерского обслуживания является лицензионным требованием, до настоящего времени отсутствует культура общения с потребителями, не ведутся журналы учёта заявок и не исполняются сроки ответа на звонок потребителя и исполнения заявок". В первом полугодии 2022 года отмечается резкое падение актуальности темы качества предоставляемых коммунальных услуг (7,7% в 2022-м против 11,7% в 2021 году). В сопоставлении количества обращений отмечается падение на 34,8% по отношению к показателю прошлого года. "Вероятнее всего это связано с исполнением региональных программ капитального ремонта, переводом жителей на альтернативные источники получения тепловой энергии, модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе в рамках федеральных и региональных инвестиционных программ", — прокомментировал Сергей Сохранов. На 12,4% по сравнению с 2021 годом снизилось количество обращений по теме капитального ремонта. Также отмечается утрата интереса собственников к вопросам проведения энергоэффективного капитального ремонта. Эксперты НП "ЖКХ Контроль" связывают это с ухудшением благосостояния населения и нежеланием нести дополнительные затраты. Учитывая весенне-летний период, закономерным является рост обращений, связанный с благоустройством придомовых территорий и общественных пространств. Рост обращений по данной теме, находящейся на 6-й позиции рейтинга, составил 21,9%. Вот как это объясняет исполнительный директор НП "ЖКХ Контроль": "Стоит сказать, что на увеличение актуальности темы также повлияли введенные ограничения. Проблема является двунаправленной. С одной стороны, управляющие организации не торопятся исполнять Минимальный перечень работ и услуг в части содержания земельного участка, с другой стороны, собственники не готовы нести затраты на содержание и приобретение новых элементов благоустройства". Утрачивают интерес собственники и к реализации проекта "Формирование комфортной городской среды". Зачастую это сопряжено с негативными реакциями, поскольку, предприняв значительные усилия для участия в программе, результата граждане не получают, поскольку основное внимание уделяется именно общественным пространствам. Ещё одной темой, по которой произошёл прирост числа обращений, стало проведение общих собраний, собственников (ОСС). Увеличение не является значительным — 3,9% в сравнении с прошлым годом. Одной из причин такого увеличения является поступление вопросов о порядке проведения заочных голосований с использованием системы ГИС ЖКХ. Однако сложность проведения ОСС в системе и дополнительная ответственность настораживают жителей нашей страны и являются препятствием к её массовому использованию. НП "ЖКХ Контроль" формирует рейтинг проблем в сфере ЖКХ на постоянной основе. Это позволяет увидеть изменения основных процессов в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, а также выявить общественный запрос на изменение законодательства. Жаль, что комитет ЖКХ Новокузнецка таких исследований не проводит и результатов не публикует, а Госжилинспекция Кузбасса ограничивает темы обращений и жалоб лишь теми вопросами, которые сама курирует. Но жители довольно часто жалуются в редакцию "Кузнецкого рабочего", хотя, надо отметить, гораздо реже, чем еще два — три года назад или в то время, когда государство вводило новые нормы в жилищное законодательство — например, плату за общедомовые нужды или взносы на капремонт. Однако и сейчас мы можем определить, какие темы волнуют наших читателей в сфере ЖКХ. Это те же ОДН, тот же капитальный ремонт, реконструкция дворов в рамках нацпроекта, плата за обращение с ТКО, которую вынуждены вносить дачники, и, конечно, тарифы на услуги — жилищные и коммунальные. |
Комментарии читателей: