Обсудим?"С началом СВО остро встала проблема (вполне очевидная за много лет до этого) выживаемости нашей фронтовой авиации в условиях наличия у противника мощной, эшелонированной и относительно современной ПВО. Увы, но адекватных способов решения ее наши ВКС выработать не смогли и перешли на применение оружия преимущественно из районов, контролируемых нашими войсками, и, с учетом недостатка дальнобойного оружия, к массовому использованию НАР (неуправляемых авиационных ракет, совсем не дешевых) с кабрирования. Называть такое применение авиации эффективным, увы, не приходится. Войска остались без эффективной авиационной поддержки (не говоря уже о решении задач изоляции района боевых действий).
Очевидно, остро встала проблема высокоточного поражения наземных целей с дистанций, исключающих вход самолета в зону поражения ЗРК. Одним из таких и весьма эффективных решений по критерию «эффективность – стоимость» было (увы, не в наших Вооруженных силах) применение высокоточных планирующих управляемых авиабомб.Первые такие образцы появились еще в ходе Второй мировой войны, однако только с полномасштабным развертыванием космической навигационной системы (КНС) GPS в 90-х гг. прошлого века стало возможным технически создание массового высокоточного боеприпаса относительно малой стоимости. Появление в арсенале ВВС США управляемых авиабомб (УАБ) JDAM (фактически модернизационный комплект наведения по КНС для свободнопадающих бомб) стало фактически революцией в наступательной воздушной войне, разом многократно повысив боевую эффективность ВВС США за счет возможности массового (в т. ч. залпового) высокоточного поражения наземных целей.
С учетом возможностей комплекта управления (по КНС) и необходимости многократного увеличения дистанций сброса логичным последующим решением стало добавление в состав комплекта модернизации обычных авиабомб раскладных крыльев (JDAM-ER – «увеличенной дальности»).
Только один (из множества) пример высокой точности управляемых авиабомб JDAM:
Для внутренних бомбоотсеков малозаметных истребителей создавалось новое поколение УАБ SDB («малого диаметра»), применение которых на подвесках самолетов предшествующего поколения позволило резко повысить число УАБ на борту и обеспечить поражение до двух десятков целей с одного самолета.
Иранский примерВ последующие годы планирующие УАБ разрабатывают и принимаются на вооружение во многих странах, из которых стоит обратить внимание на Иран – опубликованны видео применения их с ударных самолетов Су-22 (экспортная модификация Су-17М3).
Необходимо подчеркнуть, что с «аэродинамической стороны» иранская планирующая УАБ разработана весьма грамотно, имеет (за счет хорошего удлинения крыла) высокое аэродинамическое качество и дальность планирования (применения), оптимальную размерность.
Относительно высокая эффективность применения в ходе ряда войн иранских БПЛА с аппретурой КНС позволяет предполагать и хорошую эффективность аппаратуры наведения этих УАБ.
У нас: «мышиная возня» и «гора родила мышь»К тому, что мы получили сегодня, привели несколько причин.
Первая причина: «В настоящей, ядерной, войне всех этих «богопротивных спутников» не будет, и поэтому нам такое не надо».
Хорошей иллюстрацией этому является цитата модного «бьюти-блогера» fighter_bomber: Я много раз говорил, что на нормальной войне спутников не будет. Их просто снесут все и сразу, и все эти УМПК, «Гефесты», навигаторы, JDAМ, HIMARS и пр. и др. выйдут сразу в ангар. Но войны нет, поэтому вопрос решают РЭБом. Увы, подобное безграмотное заявление (причем от лица, заявляющего о себе как о ветеране – летчике ВКС!) было достаточно распространено в наших Вооруженных Силах, и стало одной из ключевых причин практически полного завала у нас не только с УАБ с наведением по КНС, но и критического отставания от запада в высокоточной артиллерии, – что крайне остро ппродемонстрировано в ходе СВО.
Причем на уровне военно-научной общественности все всё прекрасно понимали и докладывали – в т. ч. публично, см. например, «Известия Академии Ракетно-артиллерийских наук», однако дремучее невежество части наших военных просто блокировало дело.
Вторая причина: часто низкий уровень инициативных работ по тематике.
Здесь наглядный пример – как раз заявленная на ряде выставок «разработка» (это слово правильно взять в кавычки) 2000-х – начала 2010-х гг. ФАБ-500 с МПК. Это не только «топорный уровень» самой работы, это просто непонимание самого его смысла, сути – максимальной дальности применения (планирования), и соответственно требования максимально высокого аэродинамического качества (естественно, ограничиваемого реальными конструктивными ограничениями, в первую очередь жесткостью крыльев).
Соответственно, «цена» активному пиару в СМИ в конце 2010-х гг. «перспективной» (в кавычках) УАБ «Дрель» видна просто из ее фото: весьма низкое аэродинамическое качество, с которым заявленные характеристики просто не совместимы.
Третья причина – проблемные вопросы «классических отечественных КАБ» (корректируемые авиабомбы) от ведущего разработчика ГНПП «Регион» (и изделий Корпорации ТРВ).
Здесь два фактора: крайне высокая стоимость изделий «Региона» и недостаточное аэродинамическое качество (максимальная дальность планирующего полета в первом приближении равна: высота сброса, умноженная на аэродинамическое качество) по причине малого удлинения крыльев, характерное для всех изделий «Региона».
При этом в плане точности попадания, эффективности боевой части разработки КАБ «Региона» находятся на весьма высоком уровне (еще со времен СССР), однако две указанные проблемы остро стоят до сих пор, в т. ч. и для самых новых изделий (типа K08BE и K029E (УПАБ-1500B-E) калибра 500 кг и 1 500 кг соответственно).
Отдельно необходимо отметить изделие «Гром» (корпорации ТРВ), имеющее модульную конструкцию, обеспечивающую многовариантность применения, и разрабатывавшее, очевидно, под внутренние отсеки оружия новых малозаметных самолетов (в т. ч. с обеспечением применения с высоких скоростей). Увы, о малой стоимости этого изделия, и соответственно массовом его применении (что остро требует ситуация на фронте) говорить не приходится. «Гром» – это хорошее оружие для Су-57 пятого поколения, но их количество в ВКС крайне мало, а «массовка» самолетов 4-го поколения требует именно массовой и относительно дешевой УАБ.
При этом не нужно быть специалистом в аэродинамическом проектировании, чтобы заметить, что крыло «Грома» также не отличается большим удлинением, а значит и высокого аэродинамического качества (для изделий такого класса) ему не видать как своих ушей. Собственно, дальности полета «Грома» без двигателя (то есть УПАБ) можно обнаружить в любых рекламных проспектах «Рособоронэкспорта», так же как и высоты сброса. Здесь есть смысл вернуться в 2000–2010-е гг. в ГНПП «Регион» (ведущую организацию по этой тематике в РФ). Смотрим патент № 2339905 «Авиационная бомба, стабилизированная по крену, с инерциально-спутниковой системой наведения» (ОАО «ГНПП «Регион», подача заявки: 22.12.2006 г., публикация патента: 27.11.2008 г., очевидно, сходный с КАБ-250 (АО «ГНПП «Регион») и предшествующий патент РФ № 2247314, заявка 2003123742/02 от 01.08.2003 г., опубликована 27.02.2005 г., конструктивно сходна с КАБ-500С.
Примечание: деятельность автора не была связана с тематикой УАБ (кроме приложений по разработке универсального многоцелевого высокоточного планирующего блока для изделий различного назначения (в т. ч. АПР-3М, что резко увеличивало ее эффективность при применении с самолетов) при подготовке предложений в ОНР-2030 в 2013 г.), однако имело место длительное общение по тематике УАБ с упомянутыми в патенте В. Д. Матыциным и Е. С. Шахиджановым (до 2008 года – генеральный директор ГНПП «Регион»). |
Комментарии читателей: