В Новокузнецке снова выросла стоимость бензина и дизельного топлива.
Цены на ГСМ в нашем городе в последнее время изменяются с пугающей регулярностью, и непременно в сторону роста. С начала лета, по информации наших респондентов, это то ли седьмое, то ли восьмое увеличение - замучились считать, а в целом топливо для авто подорожало примерно на четыре-пять рублей за литр. Барышни на заправках данный вопрос комментируют без особого энтузиазма, вроде как и сочувствуя автомобилистам, и не без раздражения подчеркивая, что продают горючее по стоимости, определенной руководством, а уж оно, руководство, исходит из оптовых цен. Вчера утром на АЗС от "Газпромнефти", работающих в черте Новокузнецка, стоимость литра 92-го бензина составляла 47.25-47.65 рубля, 95-го - 51.75-53.17 рубля, Аи-100 - 64.0-65.2 рубля, дизтоплива - от 53.7 до 60.5 рубля. На "Лукойле" стоимость в целом повыше: литр 92-го бензина стоил 49,8-50,3 рубля, 95-го - 54,5-56 рублей, 98-го - 63.5 рубля, дизтоплива - 60.5-60.9 рубля (информация от портала russiabase.ru). На АЗС "Шелл", где побывал вчера утром наш фотокорреспондент, 92-й бензин и вовсе стоил 52.49 за литр, 95-й - 58.49-60.99; литр Аи-100 продавался за 74.99, а литр дизтоплива - за 61.99 рубля. Неплохо, да?Учитывая, что относительно недавно, в конце весны нынешнего года 95-й торговался ниже пятидесяти рублей за литр. В середине июня на "Лукойле" уже после повышения 92-й отпускался по 46.10 за литр, 95-й - по 50.10, 98-й - по 59.70, дизельное топливо - по 59.70. Тогда это представлялось безумно дорогим, а сейчас кажется вполне привлекательным. Господа, верните июньские цены!..Дестабилизация на топливном рынке некоторым образом связана с "курсовой турбулентностью" российской валюты - но не напрямую. Напомним, в середине августа рубль "обвалился" - в какой-то момент за него и цента не давали (101,4 рубля за один доллар по состоянию на 15 августа); затем, после жестких мер с резким повышением ключевой ставки от Банка России курс несколько повысился (93,4 рубля за доллар по состоянию на 19 августа) - и вновь пошел снижаться. Однако бензин пока в Россию не импортируется, он производится на НПЗ из нефти, добываемой на территории нашей страны, одного из мировых лидеров по нефтедобыче (мы вторые после США). И, казалось бы, слабеющий рубль давления на цены ГСМ оказывать не должен. Но оказывает: вывозить нефтепродукты из России и торговать ими на внешнем рынке в связи с падением курсовой стоимости нацвалюты стало значительно выгоднее. Ведь за ту же тонну бензина, реализованную, к примеру, в Китае или Индии через порты Дальнего Востока, оплата в рублях по курсу нынче будет примерно на десять процентов выше, чем еще недавно. Возник дефицит (а кто-то, возможно, и придерживает большие объемы бензина и солярки в ожидании еще более приятных цен - тенденция-то очевидна). Недаром на прошлой неделе глава "Роснефти" Игорь Сечин вдруг "резанул правду-матку": предложил железнодорожникам вывозить больше нефтепродуктов на восток за счет... угля. Освободить пути для вывоза " продукции с высокой добавленной стоимостью, в первую очередь, нефтепродуктов". Отменить, соответственно, приоритеты для вывоза экспортного угля в восточном направлении из четырех угледобывающих регионов России. Главный из этих четырех, безусловно, Кузбасс, где добывается большая часть всего российского угля. Наши угольщики, несмотря на приоритеты, считают себя обделёнными железнодорожниками: заявленные объемы угольной продукции, предназначенные к вывозу на Дальний восток, не выполняются под тем предлогом, что Восточный полигон "не справляется и захлебывается". Так, в июне губернатор Кузбасса Сергей Цивилев, выступая на выставке "Уголь России и майнинг" в Новокузнецке, заявлял о том, что "в 2023 году должно быть вывезено 63 миллиона тонн, а по соглашению гарантированный вывоз составляет 53 миллиона тонн". А что будет по факту, станет ясно только в следующем году. Может, и того, на что рассчитывают, угольщики не получат. Кто знает? Нехватка порожняка и возможностей АО "РЖД" сложилась давно, и это не позволяет вывезти всё, что планируется к вывозу. Так, в 2022 году из Кузбасса должны были отправить в дальневосточные порты 58 миллионов тонн угля, а реально вывезли 48 миллионов тонн, на 10 миллионов тонн меньше. Если же предложение товарища Сечина будет принято (надеюсь, все же не будет!), то угля станут вывозить еще меньше, а ГСМ - еще больше, что не только усугубит проблемы наших угольщиков, но и обострит дефицит нефтепродуктов в России, соответственно, проблемы транспортников. А это, на минуточку, автоматическое удорожание всей завозимой автотранспортом продукции. О дефиците моторного топлива в России вполне определенно говорят специалисты.Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович отмечает, что более активный экспорт ГСМ уже привел к проблемам в ряде южных регионов нашей страны. "В некоторых районах Ростовской и Астраханской областей топливо полностью исчерпано", - приводит Газета.Ру слова эксперта. Однако причина не только в активизации вывоза нефтепродуктов из страны. Резкое подорожание, по мнению, специалистов, связано с решением правительства сократить вдвое компенсации для нефтяных компаний. Как следствие, цены на бензин и дизельное топливо в Российской Федерации достигли своих максимальных значений на бирже. Эксперт Алексей Кокин считает, что решение основной проблемы и стабилизация цен на внутреннем рынке России относится к компетенции правительства: "Чтобы поддержать поставки внутри страны, необходимо отменить сокращение компенсаций." В Думе ожидаемо зазвучали голоса, призывающие к простым и понятным решениям: ограничить, вплоть до полного запрета, экспорт нефтепродуктов из России и директивно установить стоимость (или "вилку" стоимости) бензина и солярки в регионах методом административного контроля. Однако Минэнерго высказало скептицизм по этому поводу, полагая, что жесткое ценовое регулирование может усугубить дефицит. Вместо этого правительство объявило о намерении бороться с незаконным экспортом топлива - выдачей лицензий и составлением списка допустимых экспортеров. От себя напомню, что в "дорыночном" прошлом нашей великой державы уже были страницы лимитирования и жесткого ценового регулирования стоимости самых разных товаров, в том числе и моторного топлива. Ничем хорошим для страны это не закончилось - она попросту развалилась, оставив в памяти очереди (в том числе и у бензоколонок), снижение качества горючего, тотальный дефицит и всемерное раздражение. Стоит ли снова наступать на те же грабли?.. |
Комментарии читателей: