Трудовому Новокузнецку катастрофически не хватает тружеников.
На одного безработного сегодня в нашем городе приходится восемь с половиной вакансий. В среду в Новокузнецк прибыла делегация из Санкт-Петербурга. Ответственные лица "головной" компании ООО "Питеравто" во главе с заместителем генерального директора прилетели по приглашению главы Новокузнецка Сергея Кузнецова для решения вопросов - технических, организационных, кадровых. Спасения ситуации, собственно. Постоянные срывы выхода автобусов на линию уже, кажется, всех "достали".На линию ежедневно не выходят десятки - до пятидесяти! - автобусов, скорбно сообщил вчера в эфире Ново-ТВ в программе "Утро с мэром" Сергей Кузнецов. Нет, по идее, по логике, по здравому разумению всё должно действовать "по накатанной", в соответствии с заключенными контрактами и разделением ответственности. Без какого-то вмешательства со стороны чиновников. Задача города - заплатить по счетам (а счета, как мы помним, многомиллиардные!), ну, а подрядная организация ритмичной, стабильной работой обязана обеспечить постоянную, по утвержденным графикам, перевозку пассажиров, что должно давать неиссякающий поток денежных платежей от благодарных пассажиров в городской бюджет, пополнять его. Но это в теории.На практике не имеющая заинтересованности в перевозке максимального числа пассажиров и оптимальных сборах с граждан, занимающая монопольное положение на рынке автоперевозок компания работает "ни шатко, ни валко": не хватает ни находящегося на ходу подвижного состава, ни ремонтников, ни водителей. "Разваливаются" на ходу автобусы, не работают кондиционеры летом, а печки зимой. Зато город, внедривший три года тому назад " транспортную реформу", нынче лезет из кожи вон, чтобы обеспечить маломальское поступление в муниципальную казну оплаты за проезд (от информационных кампаний и рейдов с "заячьим катафалком" до возврата кондукторов) и выход автобусов на линию. Мэр Сергей Кузнецов регулярно, как в свою администрацию на Кирова, 71, наезжает в питеравтовские боксы, чтобы лицезреть унылые ряды "мертвых" синих автобусов, выслушивать объяснения, требовать активизации работы и исполнения контрактных обязательств.
...Только-только героическими усилиями оказалась реанимирована часть автобусов (практически новых, заметьте! Ибо к концу 2020-го года компания поставила в город несколько сотен только что закупленной техники), как пошли ссылки на другую проблему - кадровую. И вот уже Сергей Николаевич выдвигает прорывное решение: создавать женские бригады. Поскольку мужчин-водителей не хватает, без женщин уже никак не обойтись. А для этого на предприятии нужны дамские туалеты, душевые, раздевалки, комнаты отдыха... Решением этих вопросов он нынче и занимается.
Нехватка персонала, конечно, касается не только "питерцев":и промышленные предприятия Новокузнецка, и энергетики, и коммерсанты, и жилищники, и бюджетные структуры жалуются на нехватку квалифицированных кадров. На демографические проблемы, с падением рождаемости и ростом смертности, к данному моменту наложился миграционный кризис, когда желающих приехать в город и в регион меньше, чем тех, кто хочет нас покинуть.
В то самое время, когда глава Новокузнецка Сергей Кузнецов вел на четвертом этаже мэрии переговоры с высокопоставленными представителями ООО " Питеравто" по решению кадровых вопросов в одном отдельно взятом предприятии, двумя этажами выше те же вопросы обсуждались в общегородском масштабе. "Спрос на рабочую силу сейчас сильно превышает предложение", - сразу сообщил директор Новокузнецкого Центра занятости населения Вячеслав Савчук. - "По уровню зарегистрированной безработицы Новокузнецк находится на уровне 0,4 процента, Новокузнецкий район - 0,6 процента. По Кузбассу больше единицы. Но мы сравниваем с Кемерово - там тоже 0,4%". Со слов Вячеслава Михайловича, с начала года в ЦЗН обратилось почти 4,5 тысячи человек с заявлениями о содействии в поиске работы, статус безработного получили из них 1258 человек. В целом безработных на данный момент зарегистрировано в Новокузнецке 1495 человек, в то время, как на 1 января их было значительно больше - 2132 человека. По вакансиям ситуация обратная: еще недавно было 10 тысяч, сейчас 12,7 тысячи вакансий. То, что безработица находится на низком уровне, с одной стороны, конечно, хорошо. С другой - ощущается острая нехватка квалифицированных работников, ведь "человека с улицы", без маломальской подготовки, не поставишь к станку, не посадишь за руль автобуса, не доверишь ему воспитание детей или диспетчеризацию железнодорожного транспорта. 456 человек, отметил Вячеслав Савчук, приступили к профессиональному переобучению по муниципальной программе, еще 75 человек направлено на переобучение в рамках федеральной программы "Демография". Во временную занятость сейчас вовлечено 1165 подростков, это очень мало. По планам предполагалось привлечь летом к трудовой деятельности не менее 2600 подростков, а в идеале - до 10 тысяч. Но что есть, то есть. За первое полугодие 2023-го, со слов директора ЦЗН, сокращено с предприятий и из организаций Новокузнецка 73 человека. При этом крупных, более пяти человек от одного работодателя, сокращений не было. Еще 119 человек уволено "по соглашению сторон". Однако практически все они трудоустраиваются. Восемьдесят человек, освободившихся из мест лишения свободы, в основном, тоже получили помощь в обретении постоянной работы ("Мощно трудоустраиваем", - заверил Савчук). Что касается планов по высвобождению персонала на второе полугодие 2023-го, работодателями заявлено о расторжении трудовых договоров с 528 гражданами (имеются в виду и город Новокузнецк, и Новокузнецкий район). Наибольшее сокращение предполагается с ООО "Мастер клининг" (78 человек, возможно дополнительное высвобождение 52 человек). Причина, со слов Савчука, в непродлении договора обслуживания с АО "РЖД"... "Куда уходят люди?"Вопрос, касающийся отъезда молодежи из Новокузнецка, первым замглавы города Евгением Бедаревым поставлен прямо и жестко. И подразумевал продолжение: "...И как их вернуть обратно?". Вячеслав Савчук, отметив, что юные новокузнечане уезжают, в основном, в другие города, где предлагаются более интересные варианты образования и трудоустройства, перевел обсуждение в более понятное ему русло: "Мы делали срез по молодым людям, до 30-ти лет. Из тех, кто обращался, менее 40 процентов работает по специальности, полученной в образовательных учреждении! Может, вернуть?! Стимулировать, чтобы вернулись. Эта перспектива должна быть реализована". Евгений Бедарев тут же припомнил славные советские времена, когда выучившийся за государственные деньги молодой специалист должен был три года отработать по распределению. "Так и должно быть! А не так, как сейчас, получить образование, а потом возить на самокатах еду...", - убежденно отметил Евгений Александрович. Добавив, что "такая задача поставлена главой города". Ну, если так, то всё будет в порядке. |
Комментарии читателей: