Ю. Н. Буланов продолжает исследовать перспективы экономики Кузбасса
На начало 2021 года в Кузбассе созданы 4 территории опережающего социально-экономического развития, в реестр территорий были включены 53 резидента: «Юрга» (Создано 07.07.2016 г. №641) - 6 резидентов, количество видов экономической деятельности – 27.«Анжеро-Судженск» (19.09.2016 г. №941) - 4 резидента, количество видов экономической деятельности - 14.«Новокузнецк» (16.03.2018 г. №278) - 32 резидента, количество видов экономической деятельности – 40.«Прокопьевск» (03.12.2018 г. №1470) - 11 резидентов, количество видов экономической деятельности – 24.Всего резидентами этих территорий инвестировано около 3,4 млрд. рублей и создано 2480 новых рабочих мест, это всего 0,33 % численности работников организаций (включая малые предприятия) области в январе – марте 2021 года, составившей по данным Кемеровостата 755 627 человек. Территории созданы на 10 лет. Программой развития предусматривается создание в этих территориях ещё 7710 новых рабочих мест до 2024 года, что вызывает сомнения в реалистичности этих планов, поскольку имеющийся опыт и достигнутые результаты деятельности резидентов этих территорий пока очень невысокие. Оставим сейчас в стороне дискуссии ученых и практиков об эффективности инструмента ТОСЭР, как такового, не утихающие с самого момента принятия Федерального закона «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» 23 декабря 2014 года. Такие территории создаются «в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения». Приведенные выше данные: суммарный объем инвестиций и количество новых рабочих мест в ТОСЭР Кемеровской области, красноречиво говорят сами за себя. Если ставить цель утроения количества рабочих мест за 2021-2023 годы, то она реализуема. Однако в этом случае и самим инвесторам, и Министерству промышленности и торговли, Департаменту инвестиционной политики и развития предпринимательства Кузбасса придется дистанцироваться от эффективности и результативности развития бизнеса резидентов территорий, роста доходов регионального бюджета от деятельности резидентов этих территорий. Перспективы создании новых рабочих мест в период 2024 - 2030 годах неопределенны в силу малой точности прогнозирования на более чем трехлетний период. Немало внимания в Программе уделено развитию ТСК «Шерегеш».Здесь необходимо расставить правильные акценты, чтобы избежать заблуждений и недооценки рисков рыночных ниш. ТСК «Шерегеш», как последовательно развиваемый проект и продвигаемый бренд, ныне в немалой мере ставший и российским, зародился еще в 90-е годы прошлого столетия и к нынешнему времени достиг немалых успехов. Закрытие или серьезное ограничение деятельности в 2020 году зарубежных горнолыжных курортов логично привело к ситуационному перетоку туристов в СТК «Шерегеш», одновременно показав и ограниченность его возможностей в целом. Инфраструктура комплекса: водоснабжение и водоотведение, емкость гостиничного фонда, транспортная доступность, разнообразие и качество сервиса и др. нуждаются в улучшении и развитии. Если коронавирусный локдаун в странах Евросоюза состоится и в зимний сезон 2021 - 2022 годов, это неизбежно приведет к дальнейшему росту цен на российских зимних курортах и снизит количество туристов на них. Прогнозируя дальнейшее развитие комплекса, необходимо учитывать и наличие рядом с ним не менее, а по ряду важнейших показателей рекреационных возможностей регионов, и более привлекательного туристского кластера в лице Горного Алтая. Представленным в Программе умозрительным обоснованием развития снегоходного туризма невозможно серьезно усилить привлекательность СТК «Шерегеш» в глазах российских и зарубежных туристов. На Алтае есть то, чего Кузбассу не дано от Природы: круглогодичный и популярный курортный комплекс «Белокуриха», Телецкое озеро и новая горнолыжная трассой рядом с ним. Бренд Горного Алтая в глазах неэкстремальных туристов усиливают: р. Катунь, п. Чемал, п. Манжерок («То ли это городок, то ли это островок» (С), плато Улаган и Укок и др. Для туристов - водников, есть высококатегорийные и не везде рохоходимые сплавом реки Чулышман, Чуя, Башкаус, Чульча и непроходимый водопад Учар на ней и т.д., для восходителей экстремалов есть Белуха. Что может составить этому реальную конкуренцию со стороны Кузбасса? Хребет Тегри-Тиши - Поднебесные Зубья? Хороши! Но, это слишком мало и аскетично для массовых туристов, согнанных с турецких пляжей геополитическими реалиями. За потребителя необходимо бороться не только на мировых рынках энергоресурсов. Многолетние убытки по некоторым позициям сырьевого экспорта в борьбе «за сохранение доли рынка», многомесячные задержки заработной платы сотрудникам, просроченная задолженность в расчетах между организациями снижают платежеспособный спрос и на внутренний туризм тоже. В обозримой перспективе не видны объективные основания для продолжения бурного роста туристического потока в СТК «Шерегеш» в зимний сезон 2021-2022 годов. Тезисы «Туризм для Кузбасса является приоритетной отраслью экономики. Богатый туристско-рекреационный потенциал позволяет развивать различные виды туризма - от горнолыжного до экологического. В настоящее время главным местом отдыха является спортивно-туристский комплекс "Шерегеш", который по праву называют курортом мирового уровня»Программы чрезмерно преувеличены. Так, прогнозное увеличение на 82 % численности лиц, размещаемых в гостиницах СТК «Шерегеш» к 2024 году, не подкрепляется сбалансированным ростом количества мест в гостиничных комплексах, увеличивающимся только на 19,5 %. При фактических сложившихся высоких уровнях заполняемости гостиниц в СТК «Шерегеш» указанный в программе рост численности туристов в гостиницах невозможен. Безусловно, государственная программа субсидирования внутреннего туризма уже показала свою эффективность по итогам 2020 года, но нивелировать все слабые места Кузбасса, как туристического кластера она не может. |
Комментарии читателей: