Продолжаем публикацию исследования Юрия Буланова.
Субъекты РФ используют все возможности для пополнения доходной части своих бюджетов, в период кризисов это еще более актуально. При этом, как было сказано Президентом России в послании к Федеральному Собранию: «Мы поддержим именно тех, кто проводил и проводит взвешенную финансовую политику: чем меньше долгов было у региона, тем больше он сможет получить инфраструктурных кредитов». Кемеровская область с её нынешним дефицитом (см. выше п.2) и долговой нагрузкой в 61,8 млрд. рублей (35 – 40 % доходов областного бюджета это очень много!) не сможет претендовать на существенные объемы инфраструктурных кредитов, общие условия которых были обозначены в послании Президента: по ставке не более трёх процентов годовых и сроком погашения 15 лет. И это очень хорошие условия для финансирования региональных инфраструктурных проектов, ими обязательно нужно максимально воспользоваться, при том, что цикл снижения ключевой ставки Банка России прекратился. Очевидно, что без поддержки финансирования со стороны федерального бюджета выполнить мероприятия, намечаемые Программой, невозможно. Ни в коей мере, не ставя под сомнение намерения Правительства России по полному и своевременному выполнению Программы, невозможно исключить вопрос о реальности её осуществления. Поможет ли программа «задействовать скрытые ресурсы региона»?Что это за ресурсы, от кого и где они сокрыты неизвестно. Во всяком случае, это не сельское хозяйство, доля которого в валовом региональном продукте снижалась с 4,1 % в 2014 году до 2,2 % в 2019, структура валового регионального продукта за 2020 год еще не опубликована, но в 2021 году принципиально структуру экономики области и значимость в ней сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства (в терминологии Росстата) это не изменит. По итогам 2019 года доля сельского хозяйства в ВВП России составляла 3,4 %. (Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики. Июнь 2020 г.) Большинство пунктов утвержденной программы имеют инфраструктурный или социальный характер, поэтому оказать стимулирующее влияние на развитие экономики области, повысить ее конкурентоспособность, дать импульс созданию мощной базы развития экономики региона, её диверсификации, не могут. Однако, они способны в кратковременной перспективе повысить качество жизни, обеспечить современной медициной, жильем, дать возможность получения хорошего образования и достойной работы. Положительный эффект от реализации намеченных мер может наступить достаточно быстро, но, эти меры не затрагивают основ экономики и финансов, производственной инфраструктуры, образования, недропользования и решения экологических проблем, поэтому эффект не будет длительным и вскоре иссякнет. Здесь снова упомяну недавнее послание Президента Федеральному собранию. Его тезис о «повышении самодостаточности региональных экономик». И человеку, и регионам России опасно наращивать в долги и зависеть от чьей-то доброй воли. Дефицит областного бюджета по итогам 2020 года ожидается на уровне 30 % (Областной Закон №161), а на 2021 - 2023 годы - 15 % (Областной Закон № 160). Независимо от источника финансирования дефицита, он может быть погашен исключительно из будущих еще не поступивших доходов и за счет сокращения необходимых в будущем же расходов. И чем больше дефицит бюджета в конкретном регионе и срок его погашения, тем менее прогнозируемо будущее такого региона. Маркетинговый слоган «Весь мир живет в кредит» давно показал свою несостоятельность. Страновая модель экономики, соотношение в ней интересов государства, собственников, общества и граждан давно изменилась от советского «патернализма» к нынешнему российскому «госкапитализму». Хорошо, ли, плохо ли, но это нынешние реалии и с ними нельзя не считаться. Инвестиционный интерес к конкретным регионам может быть эффективным катализатором социально-экономического развития. Инвестиционный интерес появляется, когда выполняются, как минимум, три базовых условия: 1. Эффективная региональная экономика, не генерирующая повышенных рисков и демонстрирующая высокие и устойчивые темпы роста, отражаемые в официальной статистической отчетности, имеющая убедительные экономические преимущества перед другими субъектами экономики Уральского, Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.2. Экономическая заинтересованность частных и некрупных корпоративных инвесторов во вложениях в корпоративные и субфедеральные ценные бумаги. Наличие достаточного объема свободных сбережений физических лиц, которые потенциально могут быть направлены ими на фондовый рынок.3. Наличие понятных квалифицированным инвесторам программ развития субъектов экономики - эмитентов ценных бумаг. Отметим, что термин «Квалифицированный инвестор» имеет совершенно конкретное юридическое и экономическое наполнение в части высоких требований к финансовому положению организаций и физических лиц и экономическому образованию последних. Изучение научных и практических публикаций, экономический мониторинг и анализ, обсуждения на конференциях по региональной экономике и финансам позволяют сделать вывод, что по уровню соответствия этим требованиям Кемеровская область далеко не лидер среди субъектов трех указанных округов. Инвестиции идут туда, где им комфортнее, где больше отдача и меньше риски, следовательно, рассчитывать на повышение инвестиционного интереса к Кузбассу, пока ещё преждевременно. |
Комментарии читателей: