Новокузнецкий ученый, кандидат экономических наук Юрий Буланов проанализировал совокупность документов, определяющий стратегию развития Кузбасса на длительную перспективу.
Публикуем первую часть исследования. Возвращаясь к напечатанному «Привлекательность региона для проживания определяется ориентацией местной власти на региональные потребности, игнорирование этого ведет к демографическим проблемам в российских регионах. Население играет важнейшую роль в развитии экономики и демографические проблемы, депопуляция конкретных регионов свидетельствуют о неадекватности существующим реалиям моделей их социально-экономического развития» («Качество жизни: выбор региона» 26.03.2018 г.)
Шаг вперёд В марте 2021 года премьер-министр России Михаил Мишустин подписал Программу социально-экономического развития Кузбасса до 2024 года. Общий объем ее финансирования составляет 55 млрд рублей, около 90% суммы — 51 млрд рублей — будут выделены из федерального бюджета. «Программа содержит комплекс мер по социально-экономическому развитию всего Кузбасса, прежде всего тех, которые не связаны с добычей угля. Диверсификация и создание новой экономики Кузбасса — это цепь последовательных шагов и мер, которые нужно запланировать и вместе реализовывать. Важно создать мощную базу для развития экономики региона, обеспечить условия для достойной жизни людей. Здесь живет более 2,5 млн человек, и конечно, у них должна быть современная медицина, работа, жилье, возможность дать ребенку хорошее образование», — отметил М. Мишустин. «Март 2021 года — исторический момент в новейшей истории Кузбасса. Второго марта президент принимает решение и дает указание по Восточному полигону с конкретным сроком и с конкретным объемом. Дает поручение создать программу социально-экономического развития, а уже через четыре дня была разработана программа», — отметил губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. (Администрация Правительства Кузбасса. Пресс-центр. 06.03.2021) Для такой оценки, действительно, есть основания. В преддверии «300-летия Кузбасса» область не процветает ни экономически, ни социально, ни экологически, о чем косвенно, но неопровержимо и статистически доказуемо свидетельствует и само принятие Программы. Её принятие, как факт социально-экономической жизни ненадолго всколыхнул информационное пространство, этому дали оценку многие известные в области профессионалы. Приведу малую часть мнений, кратко дав в завершении и свое понимание трактуемых вопросов. А. Коновалов, профессор КемГУ: «Сумма, выделенная на реализацию программы, составляет треть годового бюджета Кемеровской области, что является весомой поддержкой со стороны Правительства в период кризиса и пандемии». С. Жаворонков, старший научный сотрудник лаборатории институциональных проблем: «Принятая программа поможет задействовать скрытые ресурсы региона. В том числе, упор может быть сделан на развитие сельского хозяйства в Кемеровской области». (Московский комсомолец. Кузбасс. 10.03.2021) В.А. Шабашев, академик МАНВШ, Заслуженный работник Высшей Школы: «Приняты во внимание интересы людей: переселение из ветхого жилья, водоснабжение и газификация, уменьшение вредных выбросов в атмосферу, обновление общественного транспорта, строительство объектов здравоохранения – все это напрямую повлияет на уровень жизни населения. Конечно, не стоит ждать мгновенной окупаемости сделанных вложений. Это инвестиции в будущее». С.Н. Ващенко, заместитель председателя Правительства Кузбасса по экономическому развитию: «Кузбасс – единственный регион за Уралом, через центр столицы которого напрямую проходит федеральная трасса. Давно зрела необходимость решения проблемы транзита межрегиональных перевозок в обход областной столицы. К той местности, по которой пройдет новая дорога, мы ожидаем повышение инвестиционного интереса. Ведь инфраструктура – это всегда магнит для инвестиций и деловой активности. Федеральная помощь, по нашему мнению, даст очень мощный импульс многим социально-экономическим процессам. Порядка 13 тысяч новых рабочих мест появится в городах ТОСЭР». (Московский комсомолец. Кузбасс. 31.03.2021) Выкроив время, нашел и осмыслил программу развития, вызвавшую всплеск официального и общественного позитива. Нужно было не с чужих слов узнать, а что там? Действительно ли, прорывные решения, которые мы, в привычке побрюзжать не заметили и не оценили? Или обыденные словесные интервенции, которых в информационном пространстве в избытке, не подкрепленные необходимыми ресурсами, быстро заслоняемые более свежими новостями, чтобы никогда больше не быть востребованными. Вопрос не праздный, в последние годы Кемеровская область показывает очень низкие результаты экономического и социального развития на фоне других субъектов Сибирского и Уральского федеральных округов. ("Хуже некуда") Направления развития. Стратегия и тактика
Чтобы разобраться в содержании основных пунктов принятой Программы (полнота анализа в формате данной публикации невозможна), потратил больше времени, чем изначально на это планировал. Структура Программы охватывает ключевые стороны и болевые точки развития Кемеровской области: экономику, инфраструктуру, экологию, образование, в этом присутствуют элементы системности, однако, лишь элементы, поскольку, отсутствуют другие важные составляющие, как здравоохранение и культура. Это не следует расценивать как недостаток, так как задача Программы не в замещении фактом её принятия действующей стратегии развития региона, а её оперативное дополнение, исходя из имеющихся реалий. Программа должна решить тактические задачи, чем способствовать решению стратегических задач социально-экономического развития региона. Именно с таких позиций и следует оценивать факт принятия Программы, делать прогнозы по её результативности. Для этого заново в общих чертах пришлось осмыслить три стратегии развития Кемеровской области, принятые в 2008, 2018 и 2020 годах, о чем не пожалел, ибо знаний добавилось, правда не уверен, что добавилось понимания. Очень познавательно понимание генезиса этих стратегий, от «громадья планов» и рыночного оптимизма «энергетической сверхдержавы» в 2008 году, до вынужденного признания рыночных и геополитических реалий в 2020-м. «Согласно прогнозам МЭРТ РФ, темпы роста ВВП Российской Федерации в пессимистичном варианте вряд ли опустятся ниже 5 % в год, а в оптимистичном способны превысить 7 % в год в течение ближайших 10 лет». Такие ожидания были зафиксированы в тексте «Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области до 2025 года», принятой в июле 2008 года. В реальности по данным Росстата только по итогам 2008 года рост ВВП составил 5,2 %, во все последующие годы темпы роста были существенно меньшими, вплоть до отрицательных. Принятая в декабре 2018 года «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области до 2035 года» определила ключевые проблемы, сдерживающие экономический рост в долгосрочной перспективе. Однако, просуществовав менее двух лет, принятая стратегия была заменена новой, 12 октября 2020 г. был опубликован проект «Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области - Кузбасса на период до 2035 года». Проект опирался на более раннюю стратегию развития региона до 2025 года, принятую 11 июля 2008 года. Анализ результатов исполнения текущих целей стратегии развития, утвержденной 26 декабря 2018 года, обоснование целесообразности полной замены документа стратегического планирования в новой редакции публично не представлены. Это не соответствует Федеральному закону «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в части следования принципу преемственности и непрерывности. Новая Стратегия – 2035 принципиально мало чем отличается от принятой в 2018 году. Разница в том, что первый вариант по его содержательной сути имеет технический характер, это прежде всего руководство к действию для руководителей и ответственных исполнителей Правительства Кузбасса, и в этом плюс той редакции. Стратегия – 2035, принятая в декабре 2020 года, имеет и очевидную внешнюю направленность, маркетинговый характер. В отличие предшествующей, новая редакция Стратегии изложена в подчеркнуто мажорных тонах, содержательность целеполагания документа от этого пострадала. Цель такой формы, по мнению автора настоящей публикации, в корректировке негативного образа Кемеровской области, сложившегося в информационном пространстве в предшествующие ряд лет. И это плюс действующей редакции Стратегии – 2035. Но есть и минусы, которые, следуя принципам стратегического планирования и управления, должна решить принятая Программа. Для правильного понимания происходящего придется пользовать количественными показателями, это усложняет чтение, но обеспечивает объективность. «Чтобы эффективно управлять процессом, нужно иметь возможность количественно измерять его показатели». Вот об этом и поговорим. |
Комментарии читателей: