Государственный долг Кемеровской области по итогам 2020 года увеличился на 85,93% и составил 61,8 миллиарда рублей.
29.12.2020 г. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (далее – АКРА) подтвердило кредитный рейтинг Кемеровской области - Кузбасса на уровне A-(RU), изменив прогноз на "Негативный", и подтвердило кредитный рейтинг облигаций на уровне A-(RU). В отчете АКРА говорится, что сдерживающее влияние на рейтинг оказывают зависимость экономических и бюджетных показателей от доминирующей в Регионе отрасли (добыча угля) и отрицательный модифицированный бюджетный дефицит в текущем и прогнозном периодах, указывающий на возникновение потребности в привлечении долгового финансирования. Изменение прогноза по кредитному рейтингу со "Стабильного" на "Негативный" отражает ожидания АКРА относительно роста долговой нагрузки в 2021-2022 годах выше 30% текущих доходов вследствие финансирования прогнозируемых дефицитов. За 11 месяцев 2020 г. долг Кемеровской области увеличился на 6 млрд. руб. и составлял 39 млрд. руб.За последний месяц 2020 года долг вырос на 57% и на 01.01.2021 года составлял 61,8 млрд. руб. Больше всего при этом выросла сумма привлеченных регионом коммерческих кредитов - с 6 млрд. руб. до 23 млрд. руб. По данным сайта госзакупок, в конце 2020 года Минфин Кузбасса заключил восемь контрактов с ПАО "Сбербанк" на предоставление невозобновляемых кредитных линий для финансирования дефицита областного бюджета общей суммой 27,4 млрд. руб. По условиям регион должен был выбрать их (полностью или частично) до конца 2020 года. Речь идет о пяти двухлетних кредитных линиях (в сумме на 15 млрд. руб.) и трех с возвратом в течение одного года (на 12,4 млрд. руб.) Ставка во всех случаях установлена в размере 5,25% годовых. На 01.01.2021 г. долг Региона на 35,8 % представлен бюджетными кредитами, на 14,5% - облигациями, на 37,2% - банковскими кредитами, порядка 10,7% составляют иные долговые обязательства, а оставшаяся часть приходится на гарантии. В октябре 2020 г. область заключила с Минфином РФ дополнительные соглашения по реструктурированным в 2017 году бюджетным кредитам, благодаря чему удается достичь плавного графика погашения долга. За 10 месяцев 2020 года совокупное снижение налоговых и неналоговых доходов Кемеровской области составило 22,8% (-25 млрд. руб.). Низкие цены на уголь и общий спад спроса на топливно-энергетические ресурсы в 2020 году, вызванный пандемией COVID-19, сократили поступления по налогу на прибыль на 43,7% (около 20 млрд. руб.) и по налогу на добычу полезных ископаемых на 36,1% (около 2 млрд. руб.). Снижение поступлений по налогу на имущество составило 10,8% (-1 млрд. руб.) в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Объем безвозмездных поступлений увеличился на 84,9% (+20 млрд. руб.), дотации Региону выросли более чем вдвое в сопоставлении с 10 месяцами 2019 года. Расходная часть бюджета Кемеровской области увеличилась на 27,1% (почти 32 млрд. руб.). Дефицит бюджета Области на 01.11.2020 составлял 22 млрд. руб. Традиционно крупнейшими налогоплательщиками Области являются предприятия угольной и металлургической промышленности. В 2019 году семь из десяти крупнейших налогоплательщиков Региона работали в этих сферах. Основной вклад в налоговые поступления в бюджет Области вносит угольная промышленность:по оценке АКРА, в 2017 и 2018 годах – 39%, в 2019 г. – 32%. Сокращение налоговых поступлений произошло из-за снижения цен на уголь, в 2020 г. вклад в налоговые поступления в бюджет от угольной промышленности должен ещё сократиться. Пандемия и снижение цен на добываемые природные ресурсы привели к дефициту бюджетов 58 из 85 российских регионов по итогам 2020 года. Самый сильный дефицит - в Кемеровской области, Тюменской области и Удмуртии (из предварительных данных Федерального Казначейства). Большинство регионов фактический дефицит бюджета покрывали за счет остатков на своих счетах. Источник: Федеральное казначейство, НКР По данным Федерального казначейства, НКР, государственный долг Кемеровской области по итогам 2020 г. увеличился на 85,93% и составил 61,8 млрд. руб.! Граничащий с Кемеровской областью Алтайский край завершил 2020 г. с профицитом 5,8 млрд. рублей, что равно 4% к доходам, по итогам 2020 г. долг Алтайского края составил 1,72 млрд. руб. В Алтайском крае развит агропром, который не относится к цикличным отраслям, а значит, оборот предприятий этой сферы и налоговые поступления устойчивы. Край занимает первое место по объему отгруженной продукции сельского хозяйства среди российских регионов, расположенных восточнее Урала. В сентябре 2020 г. АКРА подтвердило кредитный рейтинг Алтайского края на уровне A+(RU), прогноз "Стабильный". Алтайский край и Республика Алтай на 01.01.2021 г. имеют наименьший госдолг в РФ, и только у города федерального значения Севастополь госдолг отсутствует.
Снижение цен на уголь началось в 2019 г., пандемия COVID-19 усугубила ситуацию на рынке энергоресурсов.
Крупные угольные компании работали благодаря заключенным ранее контрактам и накопленным денежным запасам. В сентябре 2020 г. цены на уголь стали восстанавливаться из-за частичного возобновления экономической активности, а также в связи с похолоданием в Европе. Благодаря данным факторам в феврале 2021 г. уголь уже торгуется выше 80 $ за тонну, что внушает оптимизм и угольным предприятиям и руководству региона . График цен на уголь с 2016 г.:
Источник: tradingeconomics.com Несмотря на то, что уголь остается вторым по важности видом топлива для производства энергии в мире, его доля неуклонно снижается с 2014 года. В связи с тенденцией дальнейшего снижения спроса на уголь во всем мире Кузбассу уже сейчас стоит задуматься об источниках поступления денежных средств в бюджет. Существует вероятность, что Китай может кардинально пересмотреть свою энергетическую стратегию в пользу альтернативных источников электроэнергии, что в свою очередь задаст тренд к снижению зависимости от угля во всем Азиатско-Тихоокеанского регионе. На сегодняшний день Китай почти полностью покрывает свои потребности в угле. С учетом текущего объема производства, собственных доказанных запасов угля хватит Китаю на 37 лет, что в долгосрочной перспективе ставит страну в значительную зависимость от импорта. В 2018 г. губернатор Кемеровской области подчеркивал, что выступает за закрытую добычу угля, за развитие углехимии, за развитие высоких технологий в переработке угля. Но время высоких цен на уголь быстро прошло, а в кризис никто из угольщиков не спешит вкладываться в развитие отрасли, если есть возможность добывать уголь открытым способом, тем самым минимизировав себестоимость добычи. Последствия добычи открытым способом в Кузбассе всем уже давно известны: с каждым годом экологическая обстановка в регионе ухудшается. В период низких цен на уголь ухудшается еще и экономическая ситуация, а долги придется рано или поздно отдавать. Период низких цен на уголь в 2020 г. показал, что, пока осталась возможность, экономику Кузбасса нужно срочно спасать. Диверсификация экономики региона жизненно необходима, пока уголь ещё нужен в таком количестве, который добывается в регионе, иначе Кузбасс и в последующие годы может претендовать на первое место в России по дефициту бюджета и сохранит такое лидерство на долгие годы. Константин Агеев, экономист сектора торговых операций АО "Кузнецкбизнесбанк". |
Комментарии читателей: