Гость портала КузПресс Антон Лементуев анализирует ситуацию в Индии и причины заявления Минэнерго.
Совсем недавно ряд крупных российских СМИ опубликовал известие о том, что Индия готова покупать в России 40 млн тонн коксующегося угля и антрацита в год, то есть в 40 раз больше. Новость встревожила тех, кто страдает от последствий угледобычи и транспортировки в Кузбассе, Хакасии и на Дальнем Востоке и воодушевила сторонников планов миллиардеров из списка Forbes, проживающих как можно дальше от угольных портов и разрезов. Насколько реалистичны подобные планы? Давайте разберемся.Одна из главных причин тревоги заключается в том, что объемы потребления коксующегося угля и антрацита в меньшей степени зависят от перехода электрогенерации на ВИЭ (возобновляемые источники энергии) европейских и азиатских угольных импортеров. Из вышесказанного следует, что, теоретически, угроза вполне реальна, а значит негативная нагрузка. И не только для тех, кто много лет живет рядом с предприятиями по добыче угля в Кузбассе, Новосибирской области и Якутии, но и в недалеком будущем обернется настоящей экологической катастрофой ( http://stopcoal.ru/2020/08/18/minenrgo-drop-in-exports-and-taman/ ) для жителей Таманского полуострова: перевалка даже 10 млн тонн в год на отдельно взятом объекте по перегрузке угля в/из вагонов в 100% случаев приводит к чрезвычайно сильному загрязнению угольной пылью, а применяемые технические средства пылеподавления не способны радикально снизить негативное воздействие. Примеров тому достаточно много: углепогрузочная станция в селе Бородино (Мысковский городской округ, Кемеровская область. 10 млн тонн угля в год), город-порт Находка и поселок Врангель (Приморский край, в сумме более 10 млн тонн угля в год), город-порт Посьет (Хасанский район, Приморский край, около 10 млн тонн угля в год). Во всех случаях экологические и экономические последствия для жителей были и остаются ужасающими на многие годы: угольная пыль проникает в жилые помещения и покрывает большие площади на многие километры, а местные жители становятся экономически зависимыми от немыслимо грязного для 21 века промышленного объекта. А что говорят в самой Индии по этому поводу? Летом этого года на некоторых угледобывающих предприятиях Индии прошли забастовки рабочих из-за проблем с выплатой зарплаты тысячам рабочих, в том числе на предприятиях, добывающих коксующийся уголь крупнейшей государственной компании Coal India Ltd. Главный поставщик коксующегося угля в Индию — Австралия. Возникает вопрос: на чем же основано предположение заместителя министра энергетики Анатолия Яновского о росте экспорта коксующегося угля и антрацита в Индию? 40 млн тонн — это почти весь объем импортируемого в Индию металлургического угля из других стран. Последние новости о «меморандуме» относятся к зиме и весне 2020 года, то есть до заявлений о грядущем снижении зависимости от импорта угля для индийских сталелитейных компаний. Никаких сведений, подтверждающих «меморандум», не публиковалось в аналитических агентствах ни в конце лета, ни в сентябре. Нигде, кроме российских СМИ. Скорее всего дело в том, что в правительстве России есть сторонники поддержки проекта ОТЭКО в Тамани за счет бюджета: речь идет о 10 миллиардах рублей в год для снижения стоимости перевалки экспортного угля из железнодорожных составов в суда с 14 долларов до 8 за тонну. Выгоду, предположительно, получат все: и ОАО РЖД (более 30 млрд руб), и владелец порта Мишель Литвак, и угольщики, но только если будет реализован объем экспорта в 40 млн тонн и более. Однако, сам порт за 183 миллиарда стал не интересен СУЭКу и «Кузбассразрезуглю», как сообщает «КоммерсантЪ» ( https://www.kommersant.ru/doc/4466556 ). Поскольку рынки энергетических углей стремительно сворачиваются, для обоснования бюджетных вливаний появились производители металлургических углей и воображаемый рост спроса в Индии. Но никаких гарантий реализации объемов нет, о чем свидетельствуют заявления правительства и металлургических компаний Индии, упомянутые выше. |
Комментарии читателей: