О демографии и исторической судьбе Кузнецка-Новокузнецка размышляет гость портала КузПресс Историк.
Слово автору:"... Депопуляция города Новокузнецка в условиях рыночной экономики неизбежна при любой демографической ситуации в стране. При любой! Даже если в России вдруг случится внезапно демографический взрыв (что маловероятно, судя по текущему характеру тренда), Новокузнецк все равно будет деградировать во всех смыслах слова. Потому что он вообще не должен быть городом. В истории уже был подобный случай, когда он, в сущности, превратился в деревню. До середины 18 в. Кузнецк оставался пограничной крепостью, где находился крупный военный гарнизон, состоявший из кузнецких служилых людей (городовых казаков) и солдат 8-й роты Якутского полка. В середине 18 в. по решению руководства Сибирской губернии роту выводят из Кузнецка, а почти всех кузнецких казаков вместе с семьями отправляют служить в солдаты или на пограничные линии в Западной Сибири. Кузнецк перестал считаться пограничной крепостью после победы над енисейскими киргизами и джунгарами в начале 18 в. В результате численность населения в Кузнецке резко упала. На пике в 1725 г. численность кузнецких казаков составляла 550 человек по штату. После 1748 г. здесь осталось 88 человек по сметному расписанию. Первое изъятие казаков состоялось в 1737 г. в количестве 185 человек в драгунский полк и пехотный батальон, которые формировались в Тобольске. Затем воевода набрал снова штатное число, но в 1748 г. на линии выслали еще 400 человек . Итого почти 600 человек. Людей, которые получали постоянное денежное и иное жалование из казны. Которые покрывали гораздо больше половины платежеспособного спроса в городе. На которых работали местные крестьяне, ремесленники и купцы. Развитие Кузнецка затормозилось более, чем на 100 лет. И даже КОПИКУЗ не сильно помог, который занимался в основном развитием севера - Кольчугинского и иных рудников, а также Щегловска (коксохимзавод). Таким образом, исторически крупным городом Новокузнецк становится вследствие административного принуждения, порожденного военно-политической необходимостью (готовившийся к войне СССР нуждался во второй угольно-металлургической базе в защищенной природой от внешнего вторжения в глубине страны). Объективно, любой настоящий город - везде на этой планете в любой исторический период - это прежде всего хаб транспортной сети. Все остальные признаки города - вторичны и опциональны. Вся история любого города - его рождение, взлеты, падения, новые взлеты, кризисы и смерть - детерминирована развитием той самой сети, узлом которой этот город является. Пример Ганза, объединявшая 160 городов Европы, имевшая конторы в Новгороде, Любеке, Данциге, Гамбурге, Бергене, Лондоне и т.д. Все ганзейские города - это настоящие, подлинные города без примесу, это крупные транспортные хабы. Включая, кстати, русский Новгород. Уничтоженный насильственно и жестоко жадными московскими царями. Беда российских моногородов (а Новокузнецк - один из них) - то, что это все ненастоящие экономические центры и города. Не хабы. В транспортной сети они всегда - либо листовые узлы (т.е., узлы, в которые ведет всего один путь), либо расположены на пути, ведущем к листовому узлу, т.е., моногорода - никак не "перекрестки путей". И не имеет значения, сколько там в моногороде действующих градообразующих предприятий. Не хаб для "города" - это все равно смертный приговор, пусть даже и отложенный. Чтобы было понятнее, ближайший аналог понятия "хаб" - корневой сервер в глобальной компьютерной сети. Т.е., настоящий город - это корневой сервер в глобальной транспортной сети. Является ли таковым Новокузнецк?! По-моему, даже смешно спрашивать об этом...". Автор: Историк |
Комментарии читателей: