Несмотря на общее падение добычи в Кузбассе угольщики наращивают активность.
Жители Новокузнецкого района озабочены слухами о принудительном изменении русла Чумыша - эту речушку-де собираются принудительно пустить по другому пути для того, чтобы горнякам было удобнее добывать уголь в западной части района, в предгорьях Салаира. Слух, сразу скажем, документально не подтвержден и на состоявшемся на прошлой неделе "круглом столе" в областном центре под названием "Проблемы экологии и развитие системы ООПТ в сопредельных территориях Сибири, экологический туризм" никак, вопреки опасениям, не озвучивался.
Однако жители нескольких посёлков - Апанаса, Костёнкова, Алексеевки, Ананьина, Нового Урала и других - уже направили в Законодательное собрание региона и в Общественную палату Кузбасса обращение. С предложением создать ООПТ (особо охраняемую природную территорию) на восточном склоне Салаира, как раз на близких к этим населенным пунктам землях, где протекает Чумыш. Реакции на обращение пока нет... (на данный момент уже есть - прим. ред.) ...Но люди, как у нас водится, надеясь на лучшее, готовятся к худшему - новому витку противостояния. Уже более десяти лет они борются с засильем угольщиков, с переменным успехом. Напомним к слову, что Новокузнецкий район в Кузбассе самый активно разрабатываемый - уголь здесь копает два с половиной десятка предприятий. И если б не усилия экоактивистов, масштабы вторжения горняков в природу окрест Новокузнецка были бы значительно серьезнее.
Еще одна обострившаяся тема - активность угольщиков у поселка Березовая грива, что к югу от Тальжино.Тут с начала октября активничает бульдозер, сгребает плодородный слой, формирует нечто напоминающее новую дорогу. По которой, как опасаются местные жители, пойдут углевозы.
Наш читатель Денис Н. с возмущением сообщил, что там "из обычной полевой дороги в одну колею появилась широкая дорога, где даже визуально видно, что может передвигаться карьерная техника". Она, со слов Дениса, "начинается от поселка Березовая грива и идет через 2-й район шахты "Осинниковская", далее уходит в поля, проходя по землям с/х назначения мимо деревни Баевка и до Ивановки (район Тальжино)". По информации читателя, "видя происходящее, жители Березовой гривы "подняли шум". Приехавшая администрация с представителями СУПК (Кострыкин Андрей Юрьевич, директор строительной компании от СУПК, так он представился). Объяснили, что образованная дорога - это ошибка работы бульдозера, и под видом исправления его работы пригнали две единицы техники (грейдер и фронтальный погрузчик) и доделали дорогу". Со слов Дениса, "на встрече с населением Кострыкин заявил, что не волнуйтесь, мы вас не потревожим, а построим углепогрузку возле деревни Ивановка. В данный момент в поле в районе названной деревни стоит бульдозер, который работает исключительно по ночам и снимает и гуртует плодородный слой подготавливая площадку под строительство". В подтверждение своих слов Денис прислал видео, на котором представительный мужчина (видимо, тот самый А. Ю. Кострыкин) уверяет сельчан в оплошности - промахнулся, мол, бульдозер, не там сгреб. Всё, дескать, исправим, углевозы тут ходить не будут. "Ошибка вышла, вот о чем молчит наука: хотели кока, а съели Кука", как пел полвека назад незабвенный Владимир Высоцкий. Пикантности ситуации добавляет информация про судебное определение в рамках тяжбы между двумя сельхозпроизводителями (ООО "Сила Земли" и ИП Гранкин П.А.). Документом воспрещается эксплуатация сельской дороги в границах земельного участка с кадастровым номером 42:09:0000000:4801. Индивидуальному предпринимателю, а также иным лицам суд запретил передвигаться по данным сельскохозяйственным землям.
"Иными лицами оказались грузовики, предположительно ООО "КАМСС", перевозящие уголь, добываемый на разрезе Чернокалтанский. На мысли о том, что в качестве перевозчика выступает КАМСС, наталкивает привлечение этой организации в качестве стороны по делу. Ночью углевозы уже поехали через посёлок Тайжина (г. Осинники). Жители посёлка опять вынуждены спать под шум грузовиков и ходить по тротуару своей центральной улицы с опаской. Их возмущению нет предела", - сообщают коллеги из издания НК-ТВ. Можно предположить, что запрет "углевозить" по данной "сельскохозяйственной" дороге понуждает угольщиков искать иные пути и обустраивать их. А то, что в округе проживают люди - досадное, но преодолимое обстоятельство.
...Областная администрация, как сообщают некоторые близкие к ней телеграмм-каналы, "отрицает планы строительства технологической дороги возле Березовой Гривы". Потому как "строительство технологических дорог для перевозки угольной продукции не планируется". И "с такими предложениями и проектами ближайшие угольные компании не обращались". Кроме того приводится тот довод, что "по предоставленной АО "СУПК" информации, планов по возведению технологической углевозной дороги в поселке Березовая Грива Новокузнецкого муниципального округа у компании нет".
Проект 2019 г. от ООО "Углетранс" и АО "СУПК" - sreda42.pro
В посёлке-то, конечно, нет. А рядышком?..Отсутствие официальных обращений еще не означает отсутствия задумок. По той автодороге, эксплуатацию которой запретил областной арбитраж, обращений, по всей видимости, также не было... И за разрешениями возить уголь через Тайжину обращаться к губернатору горняки тоже навряд ли стали бы. В официальном телеграмм-канале регионального правительства "Кузбасс. Главное", как и в ТК нынешнего председателя правительства Андрея Панова скандал с Березовой гривой и дорогами для угольщиков не освещался от слова "вообще". Нет такой проблемы.
Следует отметить, что при планировании начала работы угледобывающее предприятие обязано продумать и предусмотреть всё, в том числе и логистику, вплоть до прокладки железнодорожных веток с углепогрузками, тяговыми подстанциями, энергетическими объектами. Нужно или вкладываться "по полной", или "на берегу" договариваться с теми, кто располагает требуемой инфраструктурой, или вовсе не начинать рыть земные недра. Пусть пока отдохнут, дождутся прихода рачительного и вдумчивого хозяина. К сожалению, нередко приходится сталкиваться с подходом "надо начать, а там посмотрим", с ситуативным разрешением проблем, зачастую не вполне легальным или совсем нелегальным способом.
А потом углевозы вовсю "шустрят" по ночам, разбивая автодороги и безбожно пыля. Между тем, экономическая ситуация в сфере угледобычи аховая.Экс-губернатор Кузбасса, а нынче глава Минэнерго Сергей Цивилев недавно предупредил о том, что "в первом полугодии прибыль до уплаты налогов уже сократилась на 97 процентов", при этом Сергей Евгеньевич подчеркнул, что "по итогам года прибыль российской угольной отрасли может упасть в 15-17 раз" (цитаты по ТАСС). По данным Росстата, в первом полугодии каждая вторая угольная компания державы генерировала убытки, при этом во втором полугодии аналитики ожидали ухудшения ситуации. Это связывают с падением спроса на уголь со стороны Китая, что побуждает компании "распродавать остатки по агрессивно низким ценам", чтобы сократить запасы в портах. На этом фоне вполне понятной представляется информация о том, что в январе-сентябре 2024 года добыча угля в Кузбассе сократилась на 8%. За девять месяцев добыто 147,3 миллиона тонн, снижение к уровню 2023 года составило 12,9 миллиона тонн, проинформировало ТАСС со ссылкой на министерство угольной промышленности региона. Возможно, горняки надеются на то, что сложности носят временный характер, а там как-нибудь всё наладится. Может быть и так. Но может случиться и иначе. Стоит ли продолжать бездумное уничтожение природы?Или всё-таки следует подумать о тех, кто будет жить здесь после нас? |
Комментарии читателей: