Рекультивация земель для государства - вопрос "малостратегический".
Стратегия развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2050 года предусматривает использование новых технологий для разработки недр и лишь пару строк уделяет восстановлению нарушенных территорий. Раздел "Экологическое обеспечение недр" самый короткий в документе. В целях предотвращения негативного влияния на окружающую среду геолого-разведочных работ, добывающих и перерабатывающих производств, рационального использования и охраны недр предусматривается: совершенствование экологических требований при недропользовании с учетом отечественного и мирового опыта; усиление экологического контроля за недропользованием на всех стадиях геолого-разведочных работ и освоения месторождений; создание прозрачной системы санкций за нарушение экологических требований при пользовании недрами; стимулирование использования новых технологий геолого-разведочных и добычных работ, позволяющих снизить негативное влияние на окружающую среду. Устранению причиняемого разработкой недр вреда посвящено в Стратегии всего два пункта: определение для компаний-недропользователей механизмов финансирования мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель и благоустройству территорий и вовлечение в переработку отходов недропользования для извлечения дополнительных объемов полезных ископаемых и ценных компонентов и полезное использование вскрышных и вмещающих горных пород. Вскрышные и вмещающие породы давно пора использовать, в том числе для отсыпки основания дорог. К примеру, много лет в Новокузнецке говорится про реконструкцию Южного въезда. Но капитальный ремонт улицы Нижнепролетарской проблему не решит, всё равно остаётся "узкое горло" на участке от города до Сосновки. В том районе много угольных разрезов, почему бы не отсыпать породой дорогу через Пушкино? По ней вполне могли бы двигаться все, кто едет в сторону Таштагольского района и Алтайского края. Тем самым направление в Сторону Сосновки разгрузилось бы. Давно назрела необходимость прямой дороги со стороны Новоильинского района в сторону аэропорта. Такое решение позволило бы разгрузить Северный въезд в Новокузнецк. И пусть предлагаемые отсыпанные вскрышными породами дороги были бы на первом этапе в грунтовом исполнении, но даже это позволило бы снять ряд проблем с транспортными пробками на въездах в южную столицу Кузбасса, что являлось бы стратегически важным решением для Южнокузбасской агломерации. Сложнее с восстановлением нарушенных земель. Это процесс очень дорогостоящий. Добровольно пользователи недр рекультивацию выполнять не будут. На то необходима государственная воля. А её, судя по Стратегии, нет: важнее добыть и продать, чем добыть, продать и восстановить. |
Комментарии читателей: