Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

В Кузбассе утверждено положение о поздравлении семей в 2025 году

В Рождество Христово в Кузбассе появились на свет 45 малышей

2024 год – рекордный по числу туристических поездок по России

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    31.03.2019 | "Кино! Кино! Кино!" просмотров: 2506 | комментариев: 22
    Наше общество еще не отошло от первобытных времен
    4 кинопроизведения, снятые во второй половине 20 века, анализирует гость портала КузПресс Елена Острых.
    О типичных чертах западного и восточного героя на примере кинофильмов "Сладкая жизнь", "Афоня", "Заводной апельсин" и "Живет такой парень". Размышления, впечатления и краткий экскурс в историю
    Ни для кого не секрет, что фильм по какому-либо произведению воспринимается легче, чем само литературное полотно. Традиционно режиссеры, снимая кино «по мотивам» придерживались основного сюжета, героев, редко внося свои ремарки, чего не скажешь о современной ситуации в киноиндустрии.
    Вашему вниманию хочу представить 4 кинопроизведения, снятые во второй половине 20 века. Это «Сладкая жизнь» Федерико Фелини, «Заводной апельсин» Стенли Кубрика, «Живет такой парень» Василия Шукшина, «Афоня» Георгия Данелия
    На примере этих фильмов предлагаю сравнить западного и азиатского (восточного героя), личностные характеристики героев, ценностные ориентации, которые каждый из них имеет, а также среду, в которой они живут.
            Картины увидели свет в разное время. Фильм «Сладкая жизнь» Федерико Фелини был снят в Италии в 1960 году, «Заводной апельсин» Стенли Кубрика вышел в производство в 1971 году, картина русского режиссера и писателя « Живет такой парень» Василия Шукшина был представлена зрителям в 1964 году, «Афоня» Георгия Данелия вышел в свет через 11 лет после картины «Живет такой парень», в 1975 году.
            Фильм «Сладкая жизнь» в свое время вызвал бурю эмоций, метафора вынесенная в заглавии показала, что людям «сладко» только снаружи, внешне, а внутренне – они подавлены и глубоко одиноки. Показано время после войны, все отстроилось, зажило, закипело, казалось – все хорошо. Но, как говорится, без зла и жизнь не та.
            Марчелло, главный герой картины, не может определиться с тем, чего же он хочет. У него есть все: хорошая работа, (он фотокорреспондент), красивые женщины, которых он обольщает, карьера в области искусства, определенная будущность, он намеревается написать книгу или защитить диссертацию. Но он никого не любит, не желает любить. Женщину, с которой живет довольно долгое время, воспринимает не как любимую, необходимую, а как часть жизненного интерьера. Нелицеприятно выражается о ней при друзьях, называет ее «дурочка», «моя сумасшедшая», стоит заметить, что эта женщина единственный человек, который искренне любит его. Любят, говорят, не за что-то, а вопреки. Конечно, она догадывается о том, что Марчелло ей изменяет, что ни в грош не ставит ее, но героиня прощает ему все, надеясь на что-то. А Марчелло безнадежен.
            Когда герои оказываются в гостях у друзей, гражданская жена посмотрев на быт, отношения между хозяевами дома, говорит Марчелло: «Вот так мы и должны жить». Естественно, воспринимая внешнюю сторону, не зная истинного положения дел – того, что хозяин «похоронил» себя в быту. Семья, безусловно, может заменить все. Не для мужчины, ему нужен выход в общество. Друг, хозяин дома, говорит Марчелло: «Я слишком серьезен для дилетанта, но для профессионала мне не хватает знаний». Марчелло не воспринимает это высказывание как крик души А потом друг кончает жизнь самоубийством, после убиения любимых и дорогих сердцу детей.  Марчелло, в отличие от своего друга, вообще не знает о себе ничего, ему привычно жить по установившемуся порядку: работа, красивые женщины, флирт, скандалы гражданской жены, и где-то в глубине сознания маячит книга, которую он никак не может написать, на нее, видимо, не хватает ни времени, ни сил.
    Герой живет в послевоенную эпоху, он принадлежит весьма интересному слою общества, к зарождающейся культурной элите. Он не видит и не хочет знать, что где-то есть бедняки и нищие, что для них каждая копейка алмаз. В советскую эпоху любили показывать такие фильмы, чтобы обратить внимание советских граждан на то, какие у них там, «за рубежом» нравы, как они «зажрались» и культурно нищие духом.
    Фильм, однако, поставлен на антитезе, называется «Сладкая жизнь», а показывают человека потерявшего свои личные ценности, затерявшегося в этом мире, где все напоказ.
    Чем близки нам итальянцы, так тем, что они много переживают и часто погружены в себя, хотя, казалось бы, типические (основные черты) западного героя это экстравертность (направленность на окружающих), открытость, стойкая жизненная позиция, уверенность в себе и своих силах, оторванность от семейных ценностей, желание быть успешным.
    Именно такой Алекс, пятнадцатилетний подросток, выдумка Энтони Бёрджесса в книге «Заводной апельсин», по мотивам которой Стенли Кубрик снял фильм. Однако Алекс худшее проявление носителя типической западной личности, и, скорее, антигерой.
    Фильмы такого плана и содержания, рассказывающие о том, что можно изменить любого человека, в ту эпоху снимали многие режиссеры. Основная задача - показать, что человек живой организм, но эта тонкая биологическая машина, поддаётся изменению при помощи определенных механических манипуляций.
    Тут вспомним про нацистскую Германию, где были распространены опыты над людьми, в том числе и бихевиористического направления. Эти опыты, несомненно, ущемляли права человека как личности. Людей, которые этим занимались, осудили. Всем, я думаю, известны, эти факты. Режиссер картины говорит, что подобного рода эксперименты и над преступниками ущемляют права личности. И «Суд Линча» ничем не поможет в правовом обществе. А к чему может привести эксперимент «промывки мозгов»?
             Александр, как уже было сказано, своеобразный персонаж, антигерой. Со своей шайкой он ежедневно врывался в дома граждан, насиловал хозяек, глумился над хозяевами и никогда не встречал сопротивления. Сопротивление Алексу смогла оказать маленькая старушка, держательница пансионата, которая нашла в себе силы ему противостоять. Он ее убил.
    Однако, герой картины развитый, любит слушать Баха. Его потребность в музыке это, все-таки, тяготение к прекрасному, к эстетическому наслаждению.
    Среда, в которой он жил, видимо, не содержала любовь, родители  интересовались ребенком, поскольку постольку, накормили, напоили и ладно. Вот и получился из него колючий сорняк, а не культурный и красивый пион. Американское воспитание недалеко ушло от британского, по сути, оно очень строгое, лишает ребенка эмоциональности, мать не может позволить себе приласкать, обнять дитятю, лишь холодный поцелуй в лоб с пожеланием спокойной ночи следствие ее любви. В этом и проблема героя, он лишился родительских нежностей еще в детстве, поэтому он не знает, как можно жить иначе. 
    После того, как Алексу промыли мозги, он стал другим, не способным мстить, давать сдачу. Люди, которых он подвергал насилию, платят тем же, более того, над беззащитным подростком глумятся и те, кто не был сопричастен с его бандитским прошлым. Бывшие друзья настаивают на том, чтобы герой стал таким, как прежде, и делают все для этого, а общество не дает возможности исправиться.
    Тем самым Бёрджесс показывает (в кино об этом мало)- тюрьма не исправляет, эксперименты дают противоположный эффект, общество еще не отошло от первобытных времен, где жили по законам око за око, зуб за зуб. И, в общем-то, все печально…
    Типические черты восточного героя — это солидарность, чувство «плеча», неуверенность в себе и собственных силах, постоянная рефлексия, склонность к апатии, главенствующие семейные ценности.
            Перейдем к нашим героям, Афоне и водителю из картины Шукшина «Живет такой парень». Если в картине именитого Шукшина персонаж Леонида Куравлева наивен, открыт, способен сделать подвиг, любит людей, находится в поиске и предчувствии большой и яркой любви, то Афоня в фильме Георгия Данелия хитер, замкнут, не способен ни к какому подвигу, не уважает никаких мнений, растерял свои ценности.
    Сколько таких Афонь пропало в перестройку – один Бог ведает. Вот вам и соцреализм – смотреть на мир широко раскрытыми глазами, и мечтать о великом обществе, где будут все равны и где «от каждого по возможности, каждому по потребностям». Идея полностью утопическая и не жизнестойкая. Афоня-то, хоть и не пропитанный этой идеей, но человек соцреализма -  теряет себя.   А главное - не терять себя во что бы то ни стало. Тут и вправду позавидуешь американцам, всех они поссорят, переругают, разобщат, но при себе и при своем всегда останутся, чего не скажешь о наших – не даром гуляет выражение «последнюю рубаху отдаст». Вот, вот. Да, пожалуй, не так все и плохо, рубаха что она вещь да и только, а вот что теряются традиционные ценности и устои - об этом стоит призадуматься.
     
    Автор: Елена Острых

    Комментарии читателей:


    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП

    Реклама: