Третий год подряд Новокузнецк принимает конгресс коллекционеров.
И такое впечатление, что с каждым разом всё больше и больше павильонов оказываются занятыми. А посмотреть здесь есть на что! Коллекционеров почему-то принято считать замкнутыми и нелюдимыми. Безусловно, такие есть. Но большинство все-таки открыты для общения и обмена. Вот сидят фалеристы, изучают значки. Обычно у каждого своя тематика, не всегда пересекающаяся с другим. Но если собирают одно и то же, тогда сам бог велел посмотреть, что есть у коллеги и чего не хватает у тебя. Частенько это приводит к обменам. Филателистов поменьше, хотя, помнится, в советское время почтовые марки были популярнее значков. А может, я ошибаюсь… Во всяком случае, на конгрессе было больше представлено коллекций и фалеристов, и бонистов (банкноты), чем филателистов. Вот видим павильон «Эра грамзаписи». Нас радушно встречает Виктор Евстропов, хранитель музея авторской песни имени Владимира Высоцкого. "XX век был веком грамзаписи, — говорит он, — которую сейчас сменила «цифра». Показываем историю развития грамзаписи в мире и стране. После фонографа Эдисона появился патефон, на нем мы играли пластинки. Затем неожиданно изобрели фонолу — тот же патефон, но не с механическим приводом, а электрическим — с подключением к радиоприемнику. И дальше — радиола, проигрыватель.
Вершиной этой «пищевой цепочки» можно назвать, первый в СССР, стереопроигрыватель «Вега 101». До этого звук был моно. Выпускали его в Бердске. На какие только ухищрения не шли в свое время меломаны, чтобы заполучить желанный аппарат! Хотим показать большой вклад грампластинок в культуру, — продолжает Виктор Владимирович. — Поэзия, драма, юмор, сказки, классика, джаз — все это выходило. Вы знаете, что абсолютным рекордсменом в стране по проданным пластинкам является вокально-инструментальный ансамбль «Веселые ребята»: 179 миллионов 850 тысяч. При этом в Книгу рекордов Гиннесса включен Майкл Джексон, у которого продано 100 миллионов экземпляров пластинок". Вот всем улыбаются фарфоровые мишки, напоминая об Олимпиаде-1980 в Москве.Тогда их «клепали» едва ли не по всему Советскому Союзу из различных материалов. Алексей Радченко, известный новокузнецкий коллекционер, выставил 120 олимпийских мишек — из фарфора, керамики, стекла, металла и дерева. Есть даже два мишки из камня. В том числе и местного производства — нашего Дома быта (был цех, выпускавший керамические изделия) и Прокопьевского фарфорового завода. "По СССР делать их начали в канун Олимпиады, — говорит Алексей Радченко, — как утвердили мишку олимпийским символом: с 1978 года примерно, может, даже 1977-го. Были одного вида — боксеры, но разных раскрасок". Помимо непосредственно мишек, Алексей собирает и предметы с олимпийской символикой. Такие, как часы, предметы быта, сувенирная продукция. Олимпиада-1980 давно стала историей. Но поглядишь на улыбку мишки, и вспоминается песня Александры Пахмутовой: «На трибунах становится тише/Тает быстрое время чудес/До свиданья, наш ласковый Миша/Возвращайся в свой сказочный лес». Что вы знаете о куклах? Что это исключительно детская игрушка?Ольга Короткова, приехавшая из Белова, развеивает заблуждения: "Народную куклу можно читать, как письмо. Каждый элемент что-то означает. «Благополучница» — в узелок (на достаток) кладется денежка и набивается разноцветными ниточками (чтобы жизнь была насыщенная и яркая); ручки сложены в замочек (символ благоденствия); на фартучке — славянский орнамент репей (цепляет счастье); голова (символ мудрости)". На конгресс она привезла кукол разных стран мира — Англии, Киргизии, Узбекистана, Индии. Есть работы мастеров России разных лет. Нашлось место и для собственной тематической коллекции, посвященной народным праздникам — Рождество, Пасха, Петров день. "Чем мельче делать куклу, тем сложнее, — раскрывает секреты мастерства Ольга. — Самая трудоемкая — «Ангел в дорогу». Очень мелкие детали, на ножках ботиночки. Здесь нет ни одного шва. «Благополучница»? Ее делать примерно 30 минут — крутится одной-единственной ниточкой от начала до конца. Народные куклы не шьют, подшивать можно только одежду". Увидев модели машинок, каждый второй мужчина, наверное, остановится, чтобы изучить. Это словно возвращение в детство. Творческое сообщество «Кузнецкий масштаб» (Александр Топчеев, Максим Бараксанов, Евгений Евсеев и Роман Шалаев) порадовало «взрослых детей» моделями транспорта — общественного, грузового, легкового. Нашлось место и сборным моделям авиации. Некоторые из них достались в конкурентной борьбе. "Есть модели, которые выпускаются мелкосерийным тиражом — 250 — 300 штук, — рассказывает Александр Топчеев. — Чтобы их заполучить, надо мониторить аукционы, в том числе и зарубежные. Периодически мне говорят, что занимаюсь ерундой, словно ребенок. Но мне это нравится, это мое хобби". У этой «великолепной четверки» в общей сложности порядка трех тысяч моделей. И все четверо живут надеждой, что в ближайшем будущем откроют клуб-музей, где будут выставлены все их экспонаты. За одно посещение, конечно, практически невозможно вдумчиво изучить все экспозиции.Это как попытка объять необъятное! Но как же интересно знакомиться с коллекциями и с людьми, которые увлечены своим хобби. Жизнь — она такая разнообразная… |
Комментарии читателей: