Гость портала КузПресс Михаил обратил внимание на странную наглядную агитацию на улицах Новокузнецка.
"На остановке Универсам (Дружбы 50), Новокузнецкая епархия установила баннер: "Человек должен быть верующим! А иначе - он пустой человек". Причем, указана ложная ссылка на А.П. Чехова. В действительности, в пьесе "Три сестры" героиня Маша говорит следующее: "Мне кажется, человек должен быть верующим, а иначе жизнь его пуста, пуста...". Учитывая, что сейчас "церковные баннеры" установлены по всему городу (у Цирка, по Курако и тд) - не удивлюсь, если он такой не единственный. Но содержание этого - поражает". От редакции: Не беремся судить или оправдывать великого писателя, но близкую контексту фразу нашли у mdunaev.ru: "...Человек или должен быть верующим или ищущим веры, иначе он пустой человек", - пометил Чехов в записной книжке, когда обдумывал замысел драмы "Три сестры"", и частично использовал позднее эту мысль в тексте пьесы". Однако было ли это откровение отражением мыслей самого Антона Павловича либо глубокой проработкой одного из персонажей? Вероятнее второе, как нам представляется.
"Принято считать Чехова обличителем пошлости, бескультурья, гуманистом и …атеистом. Исходят, как правило, из высказывания самого Антона Павловича: "Религии теперь нет для меня" (pravpokrov.ru).
Высказывания А.П.Чехова о религии, Боге, вере русского человека: 1. "Теперешняя культура - это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, быть может, еще десятки тысяч лет для того, чтобы хотя в далеком будущем человечество познало истину настоящего Бога, т. е. не угадывало бы, не искало бы в Достоевском, а познало ясно, как познало, что дважды два есть четыре. Теперешняя культура - это начало работы, а религиозное движение, о котором мы говорили, есть пережиток, уже почти конец того, что отжило или отживает" (цитата из письма А.П.Чехова к С.П.Дягилеву, 30 декабря 1902 года).
2. "Между "есть Бог" и "нет Бога" лежит целое громадное поле, которое проходит с большим трудом истинный мудрец. Русский же человек знает какую-либо одну из этих двух крайностей, середина же между ними не интересует его; и потому обыкновенно не знает ничего или очень мало" (цитата из Дневника А.П.Чехова, февраль 1897 года).
3. "Я так понимаю, что вера есть способность духа. Она всё равно что талант: с нею надо родиться. Насколько я могу судить по себе, по тем людям, которых видал на своем веку, по всему тому, что творилось вокруг, эта способность присуща русским людям в высочайшей степени. Русская жизнь представляет из себя непрерывный ряд верований и увлечений, а неверия или отрицания она еще, ежели желаете знать, и не нюхала. Если русский человек не верит в бога, то это значит, что он верует во что-нибудь другое" (цитата из рассказа А.П.Чехова "На пути", 1886 год). Насколько это свидетельствует и свидетельствует ли вообще о глубокой религиозности самого А. П. Чехова? Пусть каждый решит для себя. А заодно оценит правомерность использования авторитета Антона Павловича в благих целях повышения религиозности нашего общества. |
Комментарии читателей: