В Кузбассе сделана первая в области отливка в классе МедиумБаллада.
В Кемеровской области в 2018 году собрана первая в истории области кабинетная бронзовая скульптурная композиция никем в области не признанным скульптором Алексеем Михайловым. Скульптурная бронзовая композиция - «Урал-копь». Кабинетное художественное литьё - Каслинская школа (в СССР единственная школа кабинетного художественного литья). Автор: Алексей Михайлов - до 2000г. - лучший автор кабинетного художественного литья в России - в жанре «Баллада», в котором - до 2018г., никто не работает, потому что малоизвестен, долог и дорог в изготовлении. Название скульптурной кабинетной композиции - «Урал-копь». Жанр - Баллада; класс - средняя баллада - medium ballad . Название, именно - Урал - копь выбрано потому, что горнозаводской Урал был колыбелью первой индустриализации России и поэтому является Архетипом - Матрицей всех последующих районов горнозаводского освоения территории - в Сибири и на Дальнем Востоке. Ближайшая к Кемеровской области выставка кабинетного художественного литья, близкого по сложности и жанру, была в Новосибирске, в мае-июне 2018г. - «Художественный металл Урала»: предметы быта и оружие XVIII–XXI веков из собрания Свердловского областного краеведческого музея: была на выставке представлена и скульптурка Михайлова - Крылатый литейщик - неофициальный символ литейщиков Урала. «Урал-копь» - первая кабинетная скульптурная композиция в классе Медиум баллада на территории Кемеровской области. Место отливки - г. Екатеринбург - 04. 07. 2018г. Место сборки - г. Гурьевск, Кемеровская область - 25.11.2018г. Продолжительность изготовления - 10 месяцев. Дата 1-й сборки - 25 ноября 2018г. Архитектура композиции - полусфера, в виде лесной горки, вертикальным, простым, полным разрезом, раскрывающим внутренность горняцкой копи. На горке в центре стоит ель с 5-мя ярусами ветвей. От ствола 4 ветви 4 ярусов разветвляются перпендикулярно стволу. Нижний 5-й ярус имеет ветви с 5-ю боковыми веточками, 4-й ярус - с 4-мя веточками, 3-й - с 3-мя, 2-й с 2-мя, 1-й ярус имеет только боковые одинарные веточки. Горка стоит на цилиндровом постаменте, по высоте равным горке, состоящем из основания, виде наклонной плинты, на котором стоит облом в виде обратного гуська, с астрагалом из валика и полочки - наверху. На вершине разреза - над шурфом, находится ручной ворот для спуска-подъёма. На устье шурфа лежит направляющая рама, на которой стоит ворот. Устье шурфа укреплено срубом в 5 венцов. Слева от ели на горке находится лещадная, ступенчатая скала в иконописном стиле. Справа от ели - лиственное древо со спиленным верхом. На постаменте сбоку, у края разреза, прикреплён картуш в виде полуразвернутого, с надорванными краями, свитка с надписью - Урал копь. Геометрия композии Урал-копь: 1) Ель на центре горки играет роль вертикальной доминант и оси симметрии композии. 2) На фронтальной позиции разреза горки можно прочертить треугольник вершиной вниз между центрами масс из субъектов композиции: вверху на горизонтальной линии (земля) на левом от зрителя углу находится композиционная масса из скал и рудокопа-1, а в противоположном ему правом углу находится свайка ворота и куст. Центром этих масс является ель. На нижней вершине треугольника находится рудокоп-2. В центре треугольника находится срез нижнего звена шурфа. 3) Аксонометрия лещадной скалы в виде параллельных линий, которые стремятся в одну точку по мере удаления от наблюдателя, создавая эффект перспективы. Подобную аксонометрию и ортогональные проекции, в разной конфигурации, можно прочертить на всех ракурсах композиции. Люди и животные композиции «Урал-копь»: Две фигурки рудокопов. Один - наверху, радуется самородку, а второй - в копи - долбит киркой гору изнутри. Из животных - на ветке ели сидит белка и грызёт орех. Из-под скалы на внешней стороне горки выглядывает голова крысы. По противоположной стороне лещадной скалы ползёт ящерица. Символика композиции «Урал-копь»: В символике горы и пещеры гора - это мужской, обращенный вверх треугольник, а пещера - треугольник женский, обращенный вершиной вниз - Инь-Янь - композиции. Горка делится по вертикальному, трёхярусному членению мира древних народов Северной Евразии. Крона Мирового древа в виде ели – небесный мир; ствол – земной мир, корни – подземный, хтонический мир. В «земной» части находится ступенчатая скала, символизирующая лестницу на небеса - «Лестницу Иакова», к духовным знаниям, но мужичок рудокоп радуется земным дарам - земному золоту. Он сам и его напарник, ради добычи этого земного богатства, спускаются в подземный мир. В подземный мир ведёт лесенка, которая показывает, что люди выбирают лестницу в подземный мир, а не в Небесный мир, выбирая временные земные блага, а не Истину, дающую жизнь вечную - на Небесах, в Духовном мире. Белка, грызущая орех, символизирует метафору - крутиться как белка в колесе, в погоне за призрачным земным богатством. Также, напоминает белку из сказки Пушкина, что орешки грызёт - «Ель в лесу, под елью белка, Белка песенки поет И орешки всё грызет, А орешки не простые. Скорлупы-то золотые. Ядра чистый изумруд»... Крыса похожа на рудокопов тем, что тоже роет норы. Ящерица порождает аллюзии к легендам горнозаводского Урала про Хозяйку Медной горы, которая любит оборачиваться ящеркой. Новации в кабинетной жанровой художественной скульптуре, применённые на Урал-копи: 1) Фактура горки в виде травяного покрова в стиле - «ёжик». 2) Применение иконописного стиля к скальным объектам скульптуры типа - скала. 3) Ёлка как центральный объект жанровой кабинетной скульптуры. 4) Белка на ветке ёлки. 5) Композиционный разрез скульптурной горки. 6) Горняцкий ворот и крепление венцами шурфа. 7) Картуш с названием композиции - в виде свитка с надорванными краями - на фигурном постаменте. 8) Рельеф скалы в стиле - «натуральные складки». 9) Высокий постамент со сложным обломом - для жанровой кабинетной скульптуры. Кабинетное художественное литьё в Кемеровской области было в зачаточном состоянии на первенце чёрной металлургии Кузбасса - Гурьевском металлургическом заводе и прекратилось после Русской Революции 1917 года. Такая сложная кабинетная скульптурная композиция в классе Медиум баллада - впервые появилась в области и может дать начало художественному литью в Кузбассе. Прошу комментаторов КузПресса дать имена двум "чибрикам" медиум баллады Урал-копь - со старорусским колоритом! Автор: Михайлов |
Комментарии читателей: