Ви́ктор Серге́евич Ро́зов (8 [21] августа 1913, Ярославль, — 28 сентября 2004, Москва) — русский советский драматург. Лауреат Государственной премии СССР (1967).
Временем чудовищных цифр назвал завершающий период своей жизни Василий Аксёнов. Кстати, одно время он был членом редколлегии журнала «Юность». Вместе с драматургом и киносценаристом Виктором Розовым. Вместе они стояли насмерть под огнём критики, уничтожавшем, но не уничтожившим молодую литературу 1960-х годов. Позже пути советского драматурга Розова и антисоветского писателя Аксёнова разошлись, Розов в итоге оказался для бескомпромиссного Аксёнова слишком «красным» и Василий Павлович даже не упоминает о старшем товарище Викторе Сергеевиче во всех и всяческих своих мемуарах, а также в популярном квазимемуарном романе «Таинственная страсть». Но было время, когда их имена стояли в одной обойме. Для меня Розов – один из безусловных «шестидесятников». Хотя он, конечно, намного всех их (и нас) старше – свои самую знаменитую пьесу «Вечно живые» Розов написал в 1943 году, едва отправившись от раны, полученной в ополчении. Спустя почти полтора десятка лет, в 1957-м, по ней Михаилом Калатозовым был поставлен бессмертный фильм «Летят журавли», взявший золотую пальмовую ветвь в Каннах и вошедший в мировую классику кино. А перед тем был успех спектакля «Вечно живые» в новорождённом театре Олега Ефремова «Современник». Пьесы Розова со временем стали визитной карточкой театра. Кстати, там ставили и Аксёнова – «Всегда в продаже». Театр заговорил живой, современной ему русской речью. Не пафосной. Не всегда правильной. Порою сдобренной забавным молодёжным слэнгом. Драматургические коллизии, в чём вина\заслуга авторов, в первую очередь Виктора Розова, стали близкими, будто взятыми прямо из жизни. Из неё – обыденной, порою смешной, порою неподъёмно сложной, но – жизнью, а не сплошной «песней о героях-черноморцах». Много говорят о том, что театр и кино – разные и практически несовместимые роды искусства. Розов уничтожил сей многажды доказанный постулат. Что-то около десятка его пьес, а может и больше, обрели новую жизнь в кинематографе. Помните советскую классику «В добрый час!», это как бы мелодрама из московской семейной жизни про то, что молодёжь хочет выбирать пути-дороги сама, а не по указке мудрых «старших товарищей». Эта типичная для Розова (да для почти всех «шестидесятников») сюжетная линия в эпоху литературных «проработок» стала поводом для упрёков. Подняв указующий перст, «старшие товарищи» учили: в советской стране нет конфликта «отцы и дети». Почему? Потому что отцы, понятно, коммунисты, дети – комсомольцы, а внуки-правнуки – пионеры с октябрятами, и все дружно строят – что? – коммунизм. В 1990-е Розов категорически воспротивился не строительству коммунизма, но антисоветским переменам. Окончательным переломом, догадываюсь, стал октябрь 1993-го, танковыми пушками расстрелявший Белый дом и с ним надежды на демократию постсоветского идеала, мечтавшегося «шестидесятниками»… Не слышал, чтобы пьесы Розова занимали чей-то нынешний репертуар. Видимо, не дорос Розов до всевечных коллизий, двигавших шекспировские или гольдониевские сюжеты. И что же? Забудем Виктора Розова, как начинаем забывать СССР? Автор: Я |
Комментарии читателей: