Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Часть Заводского района Новокузнецка останется сегодня без тепла

Rheinmetall поставил Украине новейшую БМП Lynx

В Кузбассе будут судить водителя трамвая, которая отрезала пенсионерке ногу

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    08.08.2018 | Виктор Розов. 105 лет со дня рождения. просмотров: 2294 | комментариев: 11
    Ви́ктор Серге́евич Ро́зов (8 [21] августа 1913, Ярославль, — 28 сентября 2004, Москва) — русский советский драматург. Лауреат Государственной премии СССР (1967).
    Временем чудовищных цифр назвал завершающий период своей жизни  Василий Аксёнов.
    Кстати, одно время он был членом редколлегии журнала «Юность». Вместе с драматургом и киносценаристом Виктором Розовым. Вместе они стояли насмерть под огнём критики, уничтожавшем, но не уничтожившим молодую литературу 1960-х годов.
    Позже пути советского драматурга Розова и антисоветского писателя Аксёнова разошлись, Розов в итоге оказался для бескомпромиссного Аксёнова слишком «красным» и Василий Павлович даже не упоминает о старшем товарище Викторе Сергеевиче во всех и всяческих своих мемуарах, а также в популярном квазимемуарном романе «Таинственная страсть».
    Но было время, когда их имена стояли в одной обойме.
    Для меня Розов – один из безусловных «шестидесятников». Хотя он, конечно, намного всех их (и нас) старше – свои самую знаменитую пьесу «Вечно живые» Розов написал в 1943 году, едва отправившись от раны, полученной в ополчении. Спустя почти полтора десятка лет, в 1957-м, по ней Михаилом Калатозовым был поставлен бессмертный фильм «Летят журавли», взявший золотую пальмовую ветвь в Каннах и вошедший в мировую классику кино.
    А перед тем был успех спектакля «Вечно живые» в новорождённом театре Олега Ефремова «Современник».
    Пьесы Розова со временем стали визитной карточкой театра.
    Кстати, там ставили и Аксёнова – «Всегда в продаже».
    Театр заговорил живой, современной ему русской речью. Не пафосной. Не всегда правильной. Порою сдобренной забавным молодёжным слэнгом. Драматургические коллизии, в чём вина\заслуга авторов, в первую очередь Виктора Розова, стали близкими, будто взятыми прямо из жизни. Из неё – обыденной, порою смешной, порою неподъёмно сложной, но – жизнью, а не сплошной «песней о героях-черноморцах».
    Много говорят о том, что театр и кино – разные и практически несовместимые роды искусства. Розов уничтожил сей многажды доказанный постулат. Что-то около десятка его пьес, а может и больше, обрели новую жизнь в кинематографе.
    Помните советскую классику «В добрый час!», это как бы мелодрама из московской семейной жизни про то, что молодёжь хочет выбирать пути-дороги сама, а не по указке мудрых «старших товарищей».
    Эта типичная для Розова (да для почти всех «шестидесятников») сюжетная линия в эпоху литературных «проработок» стала поводом для упрёков. Подняв указующий перст, «старшие товарищи» учили: в советской стране нет конфликта «отцы и дети». Почему? Потому что отцы, понятно, коммунисты, дети – комсомольцы, а внуки-правнуки – пионеры с октябрятами,  и все дружно строят – что? – коммунизм.
    В 1990-е Розов категорически воспротивился не строительству коммунизма, но  антисоветским переменам. Окончательным переломом, догадываюсь, стал октябрь 1993-го, танковыми пушками расстрелявший Белый дом и с ним надежды на демократию постсоветского идеала, мечтавшегося «шестидесятниками»…
    Не слышал, чтобы пьесы Розова занимали чей-то нынешний репертуар. Видимо, не дорос Розов до всевечных коллизий, двигавших шекспировские или гольдониевские сюжеты.
    И что же?
    Забудем Виктора Розова, как начинаем забывать СССР?
    Автор: Я

    Комментарии читателей:


    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП