Геннадий Фёдорович Шпаликов (6 сентября 1937, Сегежа, Карельская АССР — 1 ноября 1974, Переделкино, Москва) — советский киносценарист, кинорежиссёр, поэт.
Прошлым годом ему могло бы стать 80 лет. Не слыхать, чтобы этот юбилей отмечали и мимо меня он прошёл-проскользнул, ну, так хотя бы 81 год отложить на своём личном календаре. Он поэт, писатель. Скажу так: писатель для кино. Мне кажется, что важнейшее для кино – литературная основа. Что бы потом постановщики ни придумывали, скелет фильма – литература. Вот разные режиссёры, разные операторы, разные актёры, художники по костюмам и батальным сценам снимали «Войну и мир». Я об американской команде Кинга Видора и русской – Сергея Бондарчука. И оба фильма получились замечательные. Кинг Видор собрал целый букет наград, включая три номинации на «Оскара». И советский фильм: куча наград, в том числе "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке. Или вот «Тихий Дон», разные экранизации и ни одной плохой. Ну, невозможно снять по гениальной вещи какое-то там дерьмо – просто следуй за первоисточником и всё получится. Как получилось у Френсиса Форда Копполы, экранизировавшего «Крёстного отца» Марио Пьюзо. Там кино буквально повторяет книгу. Ну, не буквально, это ж разные искусства, но режиссура следует за повествованием шаг в шаг. По сценариям Геннадия Шпаликова сняты два лучших советских фильма эпохи «шестидесятничества» - это «Мне 20 лет», он же «Застава Ильича», режиссура Марлена Хуциева и «Я шагаю по Москве», постановщик Георгий Данелия.Оба, грубо говоря, бессюжетные, там нет следования строгим законам фабулы: экспозиция, завязка, развитие действия, перед кульминацией непременно некоторое замедление действия – ретардация, а потом развязка. Шпаликов писал сцены для своих фильмов. Но писал так хитро (неподходящее слово, лучше – талантливо), так ярко и жизненно, что они в голове читателя\зрителя соединялись в цельную картину нашего бытия и чуть не всякий узнавал в персонажах себя, а в сюжетных (или всё же – бессюжетных?) коллизиях моменты собственной жизни, быта, раздумий и поступков. Наверное, такая стилистика была, как сейчас говорят, в тренде тогдашнего кинематографа – у великих Феллини, Антониони тоже отсутствовали канонические сюжеты и зрителю приходилось напрягаться интеллектуально, чтобы вполне проникнуться замыслами авторов. Но то, скажем так, трендовое кино было в основном авторским, Феллини и Антониони сами замысливали своё кино, писали сценарии и снимали. А Шпаликов писал литературу. И у него получалось.Получалось с режиссёрами, актёрами, собратьями литераторами. Не шибко получалось с идеологическим начальством. Шпаликов казался ненадёжным путаником. Несмотря на оглушительный успех у зрителя фильма «Я шагаю по Москве», Геннадий Шпаликов попал в число невостребованных кинематографистов. Три фильма за десять лет (один из них авторский, другие в режиссуре Виктора Турова и Ларисы Шепитько) и это практически всё. Кончил Геннадий Шпаликов пьянством, доведшим его до суицида. Не смогла уберечь преданная ему красавица-актриса Инна Гулая. Не удержала на белом свете любимая дочка... Но всё равно оставил заметный след не только в кинематографе, но и в прозе, поэзии и песенном творчестве – мы с друзьями любили напевать его песни. Одну из них воспроизведу. Она многим знакома в исполнении Владимира Высоцкого и Андрея Макаревича. Пели её актёры Николай Губенко и Александр Абдулов. Ручаюсь, сразу вспомните: Ах, утону я в Западной Двине Или погибну как-нибудь иначе,- Страна не пожалеет обо мне, Но обо мне товарищи заплачут. Они меня на кладбище снесут, Простят долги и старые обиды. Я отменяю воинский салют, Не надо мне гражданской панихиды. Не будет утром траурных газет, Подписчики по мне не зарыдают, Прости-прощай, Центральный Комитет, Ах, гимна надо мною не сыграют. Я никогда не ездил на слоне, Имел в любви большие неудачи, Страна не пожалеет обо мне, Но обо мне товарищи заплачут. Автор: В.П. |
Комментарии читателей: