Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

Rheinmetall поставил Украине новейшую БМП Lynx

Часть Заводского района Новокузнецка останется сегодня без тепла

В Кузбассе будут судить водителя трамвая, которая отрезала пенсионерке ногу

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    06.09.2018 | Геннадий Шпаликов просмотров: 2636 | комментариев: 8
    Геннадий Шпаликов
    Геннадий Фёдорович Шпаликов (6 сентября 1937, Сегежа, Карельская АССР — 1 ноября 1974, Переделкино, Москва) — советский киносценарист, кинорежиссёр, поэт.
    Прошлым годом ему могло бы стать 80 лет. Не слыхать, чтобы этот юбилей отмечали и мимо меня он прошёл-проскользнул, ну, так хотя бы 81 год отложить на своём личном календаре.
    Он поэт, писатель. Скажу так: писатель для кино.
    Мне кажется, что важнейшее для кино – литературная основа. Что бы потом постановщики ни придумывали, скелет фильма – литература.
    Вот разные режиссёры, разные операторы, разные актёры, художники по костюмам и батальным сценам снимали «Войну и мир». Я об американской команде Кинга Видора и русской – Сергея Бондарчука. И оба фильма получились замечательные. Кинг Видор собрал целый букет наград, включая три номинации на «Оскара». И советский фильм: куча наград, в том числе "Оскар" за лучший фильм на иностранном языке.
    Или вот «Тихий Дон», разные экранизации и ни одной плохой. Ну, невозможно снять по гениальной вещи какое-то там дерьмо – просто следуй за первоисточником и всё получится. Как получилось у Френсиса Форда Копполы, экранизировавшего «Крёстного отца» Марио Пьюзо. Там кино буквально повторяет книгу. Ну, не буквально, это ж разные искусства, но режиссура следует за повествованием шаг в шаг.
    По сценариям Геннадия Шпаликова сняты два лучших советских фильма эпохи «шестидесятничества» - это «Мне 20 лет», он же «Застава Ильича», режиссура Марлена Хуциева и «Я шагаю по Москве», постановщик Георгий Данелия.
    Оба, грубо говоря, бессюжетные, там нет следования строгим законам фабулы: экспозиция, завязка, развитие действия, перед кульминацией непременно некоторое замедление действия – ретардация, а потом развязка.
    Шпаликов писал сцены для своих фильмов. Но писал так хитро (неподходящее слово, лучше – талантливо), так ярко и жизненно, что они в голове читателя\зрителя соединялись в цельную картину нашего бытия и чуть не всякий узнавал в персонажах себя, а в сюжетных (или всё же – бессюжетных?) коллизиях моменты собственной жизни, быта, раздумий и поступков.
    Наверное, такая стилистика была, как сейчас говорят, в тренде тогдашнего кинематографа – у великих Феллини, Антониони тоже отсутствовали канонические сюжеты и зрителю приходилось напрягаться интеллектуально, чтобы вполне проникнуться замыслами авторов. Но то, скажем так, трендовое кино было в основном авторским, Феллини и Антониони сами замысливали своё кино, писали сценарии и снимали.
    А Шпаликов писал литературу. И у него получалось.
    Получалось с режиссёрами, актёрами, собратьями литераторами. Не шибко получалось с идеологическим начальством. Шпаликов казался ненадёжным путаником. Несмотря на оглушительный успех у зрителя фильма «Я шагаю по Москве», Геннадий Шпаликов попал в число невостребованных кинематографистов.  Три фильма за десять лет (один из них авторский, другие в режиссуре Виктора Турова и Ларисы Шепитько) и это практически всё.
    Кончил Геннадий Шпаликов пьянством, доведшим его до суицида. Не смогла уберечь преданная ему красавица-актриса Инна Гулая. Не удержала на белом свете любимая дочка...
    Но всё равно оставил заметный след не только в кинематографе, но и в прозе, поэзии и песенном творчестве – мы с друзьями любили напевать его песни. Одну из них воспроизведу. Она многим знакома в исполнении Владимира Высоцкого и Андрея Макаревича. Пели её актёры Николай Губенко и Александр Абдулов. Ручаюсь, сразу вспомните:
    Ах, утону я в Западной Двине
    Или погибну как-нибудь иначе,-
    Страна не пожалеет обо мне,
    Но обо мне товарищи заплачут.
    Они меня на кладбище снесут,
    Простят долги и старые обиды.
    Я отменяю воинский салют,
    Не надо мне гражданской панихиды.
    Не будет утром траурных газет,
    Подписчики по мне не зарыдают,
    Прости-прощай, Центральный Комитет,
    Ах, гимна надо мною не сыграют.
    Я никогда не ездил на слоне,
    Имел в любви большие неудачи,
    Страна не пожалеет обо мне,
    Но обо мне товарищи заплачут.

    Автор: В.П.

    Комментарии читателей:


    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП

    Реклама: