3 января - день рождения Любови Никоновой – самой известной новокузнецкой поэтессы.
Написано уже два очерка о Никоновой. Тема этой заметки – слава-личность поэта – ученицы! Не выдержали испытания славой?! Не Никонова, она теперь вся – стихи и воспоминания её знавших людей! Для меня отношение к Никоновой – это индикатор настоящего. Вспоминаю, как после смерти Высоцкого и Советского Союза по телевизору нашлось много друзей. А на «Никоновских чтениях» большинство речей начиналось так: «К сожаления я не знала Любовь Алексеевну, но стихи её…» Я, к счастью или несчастью, знал Никонову, отношения у нас были жёсткие, она за глаза в своей «Гренаде» про меня говорила девчонкам: «Вы будьте осторожней с Озеровым, он бабник!» Я не разделял её обожествление Слова, она кажется буквально поняла первое предложение из Евангелия от Иоанна «Вначале было Слово, и слово было у Бога, и слово стало Бог!» Её олицетворение и очеловечивание понятия «Любовь» вызывало во мне сопротивление, Любовь для неё была существом ни то ангелоподобным, ни то невестообразным?! Как отношения могут быть существами? – язвил я, - Тогда между нами сонмы сущностей словно бесов: Любови, Ненависти, Завести, Ревности ..! И Любовь в этой компании выглядит сироткой и уже похожа на Нелюбовь, ибо в крайностях сильные чувства переходят в противоположности! На «Никоновских чтениях» я сказал, почему считаю поэтессу Царицей новокузнецкой поэзии! Я вижу учениц её, и знаком с так называемой местной женской поэзией и весь её совокупный (хорошее слово) объём на моих оценочных весах занимает чуть менее семи процентов от сделанного Любовью Алексеевной! И даже самая крупная из всех Татьяна Николаева-Карманова со своими самиздатовскими книжками и одной официальной свободно умещается в эти шесть с половиной процентов! Может быть, это мужской шовинизм, но я считаю, что женщина и поэзия плохо совместимы, такой брак ничего не рождает, (да ради бога, ремеслу можно научить и ребёнка, стихоподелок хоть пруд плотинь!), надо быть или мужеподобным, чтобы иметь отношения с Музами, или быть вне обыденности мироотрешённой словно Любовь Никонова! Раньше спорили, была ли она монашкой в миру?! Для меня это не важно, главное, что она пронесла свой Дар Поэзии как дело по всей жизни! Уже в шестнадцать лет она написала поэму «Образ» религиозного содержание и ей тогда поддержкой в творчестве были Бог и Блок! И стихам её никто не учил! Если талант дан, то он дан изначально! А вот Любовь Алексеевна учила - или писать стихи, или воспринимать художественное слово. Как то раз я обратился к ней с вопросом: Как можно учить тому, чему научить невозможно, например, музыкальному слуху даже три консерватории не научат, глухому бесполезно объяснять особенности тембра, так же и со словом, если нет чувства языка и дара ритма, то нечего делать в словесности! Она стала говорить что-то об общей культуре, о взращивании читателей поэзии. (Ну, да! Подумалось мне, собственных читателей надо сажать на круглые клумбочки и обильно поливать удобрениями выжимаемых из мировой классики!) Короче, разговора не получилось! И я плавно перехожу на тему о влиянии стихов Никоновой на иное творчество и даже на жизни других! Я уже рассказывал, что имел неосторожность сравнить стихи Царицы Поэзии с произведением Члена Союзов Писателей, которую не печатают «Огни Кузбасса» при присутствующем авторе, мне это отлилось потом обструкцией в местном печатном органе и не вхождении в юбилейный гренадовский сборник «Допеть до конца»! Как не мне участнику «Гренады» в трёх поколениях быть в нем! Слава Богу, Бог отвёл! Был повод съязвить: «до какого конца вы допелись?» «Из всех свобод я выбрала любовь…»Так начинается стихотворение Ольги Комаровой в подборке стихов в «Кузнецкой Крепости» за семнадцатый год презентованной только в апреле восемнадцатого. О! Что-то знакомое!? «Из всех существ я выбрала одно…» Вон откуда ноги растут. Привожу первоисточник полностью: Из всех существ я выбрала одно. Воронка человечества бурлила. Кипело всё, чему кипеть дано. Но близко от того, кто был так люб, Все замирало: сердце и сознанье. И не могло тогда сорваться с губ – Хотя бы полушепотом - признанья. И, отмолчавшись, шла на волю я, Чтоб отдохнуть от трудного молчанья. С землёй я говорила, и земля В ответ звучала. Стройное звучанье! Я говорила с птицами в тени. Давала я цветам уроки речи. И много после все ещё они умели говорить по-человечьи. Жалоба Оли, почему она меня не любила, я бы сказала игнорировала. Зато Комаровой никак не обойти стихов Никоновой, ибо слышишь очарование, но пока не улавливаешь в чём неповторимость Никоновой! Хотя понятно? Отвечу тавтологией, неповторимость в неповторимости! И в 2019-м будут, наверное, традиционные Никоновские чтения в конце января, музей Достоевского отремонтировали и можно вернутся к камерности, к сбивчивым выступлениям при трепетании и шевелении занавесок в зале Байкаловского особняка. Будут её вспоминать как общественного деятеля, и речи превратятся в чиновничьи дежурные дифирамбы, а для нас литераторов знавших её – она живой человек. Господи, упокой её душу! А для нас утешением будут слова её души оставшиеся в книгах: * * * Над землёй неуютной, продрогшей, сырой подымался холодный туман луговой. По дороге, размытой недавним дождём, шла я к отчему дому неласковым днём. Вдруг в разрыве тумана тотчас предо мной появилась старушка с мешком за спиной. И платок, и калоши, и вид её весь говорили: «Домой? Это здесь, это здесь…» Странно сжалось и вскрикнуло сердце моё. А белёсая мгла – поглотила её… Но опять разорвался туман впереди, и опять от любви потеплело в груди. И с телеги взглянул в малахае старик. «Это здесь», – он сказал. И исчез через миг. И тогда, очутившись пред самым крыльцом, из тумана шагнув, я прижалась лицом к косяку, узнавая рубцы на стволе, и зарубки, и трещины в жёлтой смоле. И дверною щеколдой я щелкнула: звяк! – чтобы вспомнить, как было, чтоб в точности так... Молвил голос, с которым живу и умру: «Неужели закрыто? Сейчас отопру...» Сергей Озеров, январь 2018 года - январь 2019 |
Комментарии читателей: