“Когда берешь счастье урывками, по кусочкам, потом его теряешь, как я, то мало-помалу грубеешь, становишься злющей”.
Эту реплику Маши из пьесы Антона Павловича Чехова “Три сестры” можно считать объяснением, но не оправданием злости и даже злодейств, совершенных несчастными женщинами. Спектакль драматического театра “Жанна” по пьесе Ярославы Пулинович - о современной женщине, этакой бизнес-вумен, богатой, естественно, но которую оставил молодой сожитель ради ровесницы, оказавшейся в положении. Оскорбленная любимым мужчиной женщина - существо опасное. Вспомните Медею, убившую собственных детей, чтобы оставить мужа без наследства. Или “Леди Макбет Мценского уезда”. Из разряда разъяренных хищниц и героиня Ярославы Пулинович. Только она физически никого не убивает, не травит ядом. Она просто с помощью своих связей делает жизнь бывшего любовника невыносимой. Ее Андрей, человек с высшим образованием, в один момент остался без денег, без работы, без жилья, и даже из роддома любимую девушку с ребенком забрать ему некуда. Единственный вариант - квартира его бывшей не то жены, не то любовницы. Принять-то она приняла, но только позвонила однокласснику всемогущему, поскольку должность позволяет, с просьбой лишить родительских прав алкоголика и наркоманку. Одноклассник пообещал попробовать. Вот такую страшную и, как мне кажется, фантастическую историю (не удержалась - пересказала) поставил в нашем театре Юрий Печенежский. Редко какой режиссер сегодня не использует на театральной сцене киноэкран в качестве выразительного средства. У Печенежского этот прием мы видим и в спектакле “Ганди молчал по субботам”, и в “Жанне”. Оба случая очень удачны. Видеокадры в обоих спектаклях придают больший объем театральному произведению. В спектакле “Жанна” не сходит с экрана девочка-подросток в осеннем пальто, такой беззащитный ребенок. Щемило сердце, при взгляде на эту одинокую девчонку. И когда этот ребенок превратился в жестокого монстра? 098_14_2018.jpg Спектакль начинается со сцены в спальне. Нет, ничего такого суперсексуального. И спальни как таковой нет. Бесконечная горизонталь диванов цвета кофе с молоком, как бы кожаных. После каждого эпизода эти диваны перемещаются в кулису. Словно не спальня, а офис. На диване сладко потягивается Жанна. Милая, сытая кошечка (Елена Амосова). Жанна соблазняет Андрея (Александр Коробов) своими мечтами-планами о поездке в Африку на сафари. А муж (будем так его называть) словно не здесь, хоть и ходит по комнате в одних брюках. Странные вопросы задает он. Спрашивает о том, сколько получится денег, если на них перевести такие-то проценты. Жанна, прервав мечты, отвечает с быстротой калькулятора. Наконец, Андрей признается, что есть у него девушка, что ребенка ждет. Не сразу верит Жанна Андрею. Но, поверив, тут же выгоняет. И тут же звонит с указаниями - уволить и с просьбами никуда не брать. Очень легко она переходит из роли ласковой кошечки в роль разъяренной тигрицы. Актриса убедительна во всех этих переходах и состояниях. Также стремительно пускается ее героиня во все тяжкие. В шикарном, вызывающе красного цвета платье она встречает приятеля-бизнесмена, отца троих детей. Андрей Ковзель виртуозно играет роль упивающегося своим положением нового русского. Его Виталий, танцуя с Жанной, грубо и наспех хватает ее за все неприличные места. И не только пьет с ней, как с мужиком, водку, но и разговаривает с ней, как с партнером, не стесняясь, говорит о ботоксе и всех других косметических хитростях, которыми пользуется, чтобы молодо выглядеть. Но и взахлеб рассказывает о своей младшенькой, что купил ей и как вместе смотрят мультики. Этот эпизод выглядит как расслабляющий аттракцион в мрачной, безнадежной истории. Эскорт мальчиков по вызову для нее и двух молоденьких ее подчиненных, унижение Андрея, пришедшего попросить взаймы. Так жалобно повторяет он: “Я отдам. Я отдам”. А она ему: “Мальчики по вызову брали больше”. Пять лет жил он с ней, работал в ее фирме, конечно, не по любви, но на ее доброту надеялся. И молодая жена испытания нищетой не выдержала (Полина Зуева). Только ругань и недовольство слышал он уже от нее. Очень естественно, очень правдоподобно существуют и Зуева, и Коробов в своих ролях. Хочется верить, что не удастся Жанне афера с лишением молодой пары родительских прав. Слишком надуманный конец у этой вполне достоверной истории. Говорят, объяснение поступкам взрослого человека надо искать в его далеком прошлом. В сцене на кладбище Жанна приходит к могиле отца с роскошным букетом цветов. И в длинном монологе, обращенном к отцу, вспоминает, как бросил он их с матерью, как жили они в бедности, а он пил, и умер-то “в блевотине”, как она отмыла его и похоронила по-человечески, и ходит регулярно на могилку с цветами, а он, такой-сякой, должен гореть в аду. Безжалостная, жестокая, уже давно богатая, успешная женщина. Убедительно играет эту роль Елена Амосова, не впадая в крайности, не прибегая к шаржу. И ее Жанна никакая ни Медея, ни Макбет Мценского уезда. А в общем-то узнаваемого типа женщина. Жаль только, что не вызывает ни жалости, ни сочувствия. Только девочка на экране как будто ни при чем. Татьяна Тюрина. Сергей Косолапов (фото) |
Комментарии читателей: