Каких только имен ни давали этому оригинальному памятнику, установленному в год 50-летия Советского Союза и удивляющему гостей города уже 50 лет!
И «Ромашка», и «Цветок», и «Дружба народов»… Возможно, стоило бы придумать этому чуду архитектурной мысли ёмкое и яркое название, но официально этот памятник до сих пор называется «Монументальная архитектурная композиция, посвящённая 50летию создания СССР». Под этим названием его автор, архитектор Александр Выпов представил свой проект на конкурс, посвящённый юбилею СССР. И его работа стала лучшей среди 20-ти участвующих в конкурсе. «Большинство зодчих оперировало традиционными инструментами отупевшей уже советской монументалистики: Ленин, знамя, рабочие и колхозники, серпы и молоты, — материал историка и краеведа Вячеслава Паничкина «Главное кольца города» был опубликован в «Кузнецком рабочем» десять лет назад, в марте 2013 года. — Проект А.И. Выпова не оставил сомнений, кто победитель. Свежая идея устремлённого ввысь цветка — герба СССР в окружении 15-ти изогнутых лепестков и её новаторское и глубоко профессиональное решение выявили в Александре Ивановиче и талант скульптора-дизайнера, о котором до того момента знал лишь узкий круг коллег. Идеальные пропорции монумента: металлический шпиль из пяти рёбер стали-тридцатки высотой 24 метра, диаметр основания с цветником — 22 метра, диаметр окружности лепестков в 10,5 метра и сами лепестки по 8 метров, а также идеально выписанные изгибы — всё это создало запоминающийся облик безусловно одного из лучших монументов во всём советском зодчестве. И совсем неспроста он стал одним из символов нашего города. К слову сказать, придуманный тогда же и всё тем же А.И. Выповым герб Новокузнецка с чертежом домны много позже был признан по результатам общественного обсуждения на страницах журнала «Наука и жизнь» одним из лучших городских гербов Советского Союза. Объёмный же герб СССР на монументе выкован из алюминия мастерами Новокузнецкого художественного фонда. Неосуществлённой осталась лишь надпись на обруче — основании монумента: «Союз нерушимый республик свободных сплотила навеки Великая Русь». В расчётах конструкции Выпову содействовали Промстройпроект и Проектстальконструкция, а идею поместить в лепестках ажурные изображения гербов 15 союзных республик высказал первый секретарь горкома партии Николай Спиридонович Ермаков, после чего настоял на ней главный архитектор Кузбассгражданпроекта Евгений Александрович Авдеев (первоначальный проект их не предусматривал). И уже 1 сентября 1972 года бригада «Фундаментстроя» во главе с Александром Архиповым начала забивать сваи памятника, на что ушло восемь тонн арматуры. К юбилею СССР, 30 декабря 1972-го, он был торжественно открыт. Изначально монумент был снизу подсвечен неоном: каждым цветом по пять минут.Со временем лампы стали жертвами хулиганов. Удивительно, что сами хулиганы не стали жертвами ламп — их напряжение составляло 10 тысяч вольт. Во избежание беды лампы-таки демонтировали… А заодно и фонари сверху на лепестках. Но гнёзда остались. И несколько лет назад ночная иллюминация была восстановлена». А в 2011 году в нашей газете был опубликован очерк Людмилы Лукьянцевой «Пятнадцать мирных лепестков» — о людях, принимавших участие в строительстве: «Посчастливилось найти участника той стройки Николая Андреевича Ашпина — седовласого, скромного человека. Он родился в 1938 году в семье первостроителей КМК — Андрея Петровича и Елены Семеновны Ашпиных. После школы учился в ремесленном училище, потом работал в сортопрокатном цехе КМК вальцовщиком. Трудился добросовестно, приобретал опыт. Николаю присвоили звание «Лучший по профессии». Впоследствии он стал ударником десятой пятилетки, победителем социалистического соревнования. Больше тридцати лет отработал Н.А. Ашпин на заводе. В 1972 году его с бригадой слесарей-монтажников направили на монтаж памятника «Дружба народов». Строители как раз забетонировали фундамент основания, на котором должно находиться само сооружение. Николай Андреевич вспоминает: «Мы были поражены размерами деталей памятника. Бетонные лепестки, гербы были настолько гигантскими, что мы не представляли, как их смонтировать, поднять на высоту. Особенно озадачил многометровый шпиль. Мой друг-монтажник Василий Апрелков шутил: «Глаза боятся, а руки делают». На помощь прибыл высотный гусеничный кран, и сборка конструкций началась быстрыми темпами. Постоянно звучали громкие команды: «Вира! Майна!» От сварочных аппаратов летели искры и слепило глаза». Сам Александр Иванович Выпов в интервью признавался, что строителям пришлось непросто при воплощении его творческой идеи: они думали, как сделать опалубку, чтобы выполнить лепестки двоякой кривизны. Но ни 10 лет назад, ни при строительстве не было речи о том, что шпиль памятника должен быть черным или темно-серым. Обратите внимание на старые фотографии: он всегда был светлым, серебристым!И если гостей города этот монумент удивляет, то новокузнечан часто огорчает — именно цветом его сердцевины. Почему при ремонте памятника выбрали именно этот мрачный оттенок? И даже несмотря на возмущение горожан («Похоронили СССР, и теперь памятник в трауре?»), власти не торопятся возвращать задуманный авторами облик. А в этом году его даже не покрасили к Дню города. На белом основании памятника — следы чьих-то грязных рук, как будто их обладатель выкапывал цветы с клумбы, заботливо высаженные озеленителями, и оставил «автограф» на память. На самом основании растут сорняки, а шпиль если и побелел, то только стараниями голубей, которые «украсили» его отходами, уж извините, своей жизнедеятельности. А рядом, на автомобильном кольце Дома быта, перед Днем города вырос еще один «монумент» — рекламная «этажерка». Иоснование у нее — тоже черное! Но почему, зачем? Что за увлеченность этим цветом? Неужели чтобы не было видно грязи, летящей от машин? Так все равно будет видно, уж поверьте. Такое отношение к самому творению талантливого архитектора, который вложил столько труда в развитие современного Новокузнецка, к стараниям строителей, к мнению горожан огорчает.
В чьей же власти принять не такое уж сложное решение — перекрасить шпиль в серебристый цвет?
Или для этого нужно писать петиции, собирать подписи и проводить целую кампанию по восстановлению прежнего вида памятника «Дружба народов»?
|
Комментарии читателей: