Про экономическое чудо, доверие в обществе и 17-ю школу Новокузнецка вспоминает Борис Воронин, кандидат наук.
"За последние 20-30 лет мы стали свидетелями экономического китайского чуда, когда аграрная страна превратилась в промышленного гиганта.
Дороги, заводы, производство, наука - становится завидно. Смотришь в интернете фото, как изменились правый и левый берег Амура, и грустно...
Можно конечно яхтами и дворцами мериться, тут Китай не очень знаменит…, но, если отбросить эмоции и чуть посмотреть в историю своей страны, даже скажем точнее - советской страны, то экономисты говорят про два периода, которые называют советским экономическим чудом. Это 30 и 50 годы XX века.
С 30-ми годами все и сложно и просто, это с одной стороны как раз рождение города Новокузнецка (Сталинска), индустриализация, постройка тысячи гигантов промышленности - таких как КМК, Магнитка, ДнепроГЭС и т. д. С другой стороны это раскулачивание, голодомор и одновременная продажа зерна за границу, в общем, оценки есть разные, за счет чего все это было, откуда столько денег у молодой страны советов на проектирование, станки, специалистов? Чудо конечно. За все платили золотом, зерном, картинами из Эрмитажа - историки спорят и все неоднозначно.
С 50-ми годами (конец 50 и начало 60) все наоборот, и просто и сложно.Просто – потому как война кончилась, мужчины вернулись в народное хозяйство, рынки сбыта за счет восточной Европы значительно увеличились. Можно вспомнить реформы Маленкова, снижение цен, уменьшение армии Хрущевым и пр. Сложно потому что, как-то это время осталось незамеченным, непонятым, не прочувствованным. Конечно, вспоминается фильм “Весна на заречной улице” И еще “Девчата” и другие, тяга к знаниям у простых людей. Также уважительное отношение к учителям и врачам, которое отсутствует в современном обществе.
Отношение к образованию как к сфере услуг прочно засело в нашем сознании, а раньше, образование было "путевкой в жизнь", возможностью вырваться из нищеты в люди. Стать полезным и уважаемым членом общества.

Обе мои бабушки были учителями.Одна Балыгина(Антонова) Екатерина Александровна рассказывала, с каким почтением и уважением к ней относились ее ученики телеуты, с которыми она занималась в Таргайской школе, да и не только они. Такого за деньги не купишь.
Сейчас учителя из Забайкалья любят ездить на заработки в Монголию не только потому, что там зарплата выше, там еще у отношение к учителям, как в СССР было 50 лет назад, очень уважительное.
Что же с нами случилось? Какие струны заставляют все общество в мирное время работать слаженно, совершать невиданные экономические успехи? Или наоборот, работать плохо, роста нет, стагнация.
История, которая рассказала мне другая бабушка, тоже учительница - Воронина (Беляева) Августа Николаевна неожиданно дала мне почувствовать, что такое экономическое чудо. В 17-й школе Новокузнецка, которая с глобусами, открылась 1 сентября 1935 года и была одной из самых современных школ в городе, тогда работал директор - Смирнов Аркадий Александрович. Проект 1935 года не предусматривал спортзала. А физкультура нужна, а спортзала нет, в коридоре бегать зимой можно, но не далеко и не очень удобно. Сама история короткая – директор Смирнов Аркадий Александрович методом народной стройки, без финансирования построил для своей школы спортзал! Когда была проверка ОБХСС (отдел по борьбе с расхитителями социалистической собственности), она оставила директора… без наказания… Собственно все. Представьте, сейчас, учитель попросит собрать учеников в школе деньги на шторы (компьютер, принтер, фильтр для воды и пр.), обязательно кто-нибудь обратится к директору, в департамент образования или даже в прокуратуру с заявлением о поборах. Нет в обществе доверия, есть подозрение. Все не доверяют всем. И есть почему. Приватизация, работающая бедность, чудовищная разница в зарплатах, пенсионная реформа, коррупционные скандалы и пр. Меньше доверия – меньше успехов, в том числе и экономических.
А тут - только представьте, кто-то сделал проект, кто-то провел расчеты, кто-то вырыл котлован, кто-то сделал опалубку, кто-то залили фундамент, кто-то сделал стены, кто-то крышу, кто-то вставил окна, кто-то внутреннюю отделку, кто-то провел отопление, разводку, кто-то покрасил… Никто не жаловался, многие и многие родители помогали, кто чем, про это я ничего точно не знаю, но можно догадаться. Все работали, все могли помочь на разном уровне, все старались, не за страх, а за совесть, для своих детей. Никто и подумать не мог, что часть стройматериалов могут пойти, например, на дачу директору. Представить это сегодня сложно. Сейчас в этом старом здании 17-й школы педучилище. К чему это все?Эта история - про спортзал без денег и без фондов - дает ощутить, что такое экономическое чудо. Очень низкий индекс доверия в обществе замедляет экономику, высокий – ускоряет. Ничего не было и вот – пристройка к зданию. А во всей стране – экономическое чудо получается! На этом теплом моменте хорошо бы и остановиться, давайте пробовать доверять друг другу, вместе есть шанс выжить".
Воронин Б.А., к.ф.-м.н., старший научный сотрудник ИОА СО РАН им. В.Е. Зуева СО РАН, доцент ТУСУР, Томск, Россия Фото педучилища (здание бывшей 17 школы и спортзала) сделаны Ворониной Натальей Александровной (Новокузнецк). |
Комментарии читателей: