Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
...
Барьер, ещё барьер!
Правительство Кузбасса утвердило Стратегию развития экспорта Кемеровской области — Кузбасса до 2035 года.
Кемеровскую область относят к одному из наиболее важных индустриальных регионов страны, для экономики которого характерна ярко выраженная экспортная направленность: Кузбасс входит в состав первой пятерки российских регионов-экспортеров, занимая по итогам 2021 года 4-е место в рейтинговой линейке, уступая по объемам экспорта только Москве, Санкт-Петербургу и Ханты-Мансийскому автономному округу.
Экспортный потенциал Кузбасса поддерживается благодаря наличию и доступности разведанных полезных ископаемых, накопленному опыту их добычи и первичной переработки, вовлеченности транспортной инфраструктуры Кузбасса в систему Транссибирской железнодорожной магистрали, которая обеспечивает доступность экономики региона к быстрорастущему рынку Азиатско-Тихоокеанского региона. К преимуществам, как отмечается в Стратегии, относят также высокую концентрацию предприятий-лидеров по различным направлениям, наличие высокого уровня научно-технологических и производственных компетенций, внимание руководства Кемеровской области — Кузбасса к наращиванию экспортного потенциала и наличие внешнеторговых преференций федерального и областного уровней для товаропроизводителей в части организации экспорта продуктов. Это упоминается в качестве наших "плюсов".
В 2020 году в Кузбассе в сфере внешнеэкономической деятельности действовали 734 участника, имеющих торговые отношения со 123 странами мира, тогда предприятиями региона экспортировано 73 вида продукции в 111 стран мира. В сложном из-за пандемии 2021-м экспортную деятельность, связанную с товарным экспортом, в Кузбассе осуществляли 373 региональные компании, в том числе 300 субъектов малого и среднего предпринимательства, экспортировалось 78 видов продукции в 104 страны мира.
"Суммарно перечисленные страны в период 2017 — 2019 годов формируют 76,3 % от общего объема экспорта из Кузбасса. Отметим, что ряд из них входят в список недружественных стран и уже декларировали отказ от экспорта российского угля", — отмечают авторы Стратегии.
К 2021 году в географической направленности экспорта товаров из Кузбасса произошли изменения: в составе регионов — лидеров по объему экспорта доля стран региона Юго-Восточной Азии возросла до 41,3 %, а доля стран Евросоюза снизилась до 9,9 %. При этом в составе лидеров по объему экспорта наблюдается относительно небольшой рост доли ближнего зарубежья — стран СНГ.
Что касается экспорта услуг, то он находится в стадии становления. В 2019 году объем регионального экспорта услуг составил 90,37 млн долларов США — это всего 0,15 % от экспорта услуг Российской Федерации. В 2020 году в условиях пандемии показатель существенно снизился, а по итогам трех кварталов 2021 года экспорт услуг области практически достиг объема за 2020 год в целом.
Кузбасс обеспечивает 70 % общероссийского экспорта угля.
Преобладание в экспорте Кузбасса угля и металлургической продукции ставит регион в зависимость от конъюнктуры на мировых рынках энергетического сырья и металлов. И необходимость повышения экспортного потенциала для Кемеровской области остается актуальной. А вот тут начинаются "минусы".
Как говорится в утвержденной экспортной Стратегии, в средне- и долгосрочной перспективе развитие мировых рынков можно определить как сложнопрогнозируемое. На это влияют переформатирование сложившегося мироустройства и мировой экономики, расширение масштабов внешнего санкционного давления на Россию, сохранение в кратко- и среднесрочной перспективе напряженных отношений с большинством западных стран, а также последствия пандемии COVID-19.
Кроме того, есть и новые глобальные социальные и технологические тенденции — политическая борьба с возможным изменением климата (зеленая повестка дня, сохранение биоразнообразия, устранение последствий загрязнения окружающей среды и др.); существенные технологические сдвиги (например, энергопереход на возобновляемую и безуглеродную энергетику, ориентация на технологии энергосбережения; безотходная цикличная экономика; активно нарастающая цифровизация и роботизация и т.д.). "С высокой вероятностью технологические новации ведут к снижению объемов спроса на традиционные энергоносители и материалы, используемые в массовом производстве (металл, стройматериалы, дерево, целлюлоза и бумага, резина и т.д.), — следует из текста Стратегии. — Новые технологии, основанные в большинстве своем на более точном расчете, цифровизации, ориентации на снижение нагрузки на окружающую среду, ведут к объективному снижению расхода многих видов материалов и энергоносителей".
Но если бы только внешние факторы мешали нам нарастить объемы экспорта.
Сегодня к барьерам, общим для всех товаропроизводителей-экспортеров Кузбасса, относятся отсутствие у многих субъектов МСП региона компетенций, необходимых для ведения операций на целевых зарубежных рынках; недостаток систематизированной и доступной информации о внешних рынках, включая особенности иностранного законодательства; недостаточное развитие экспортно-логистической инфраструктуры Кузбасса и России в целом; высокая стоимость финансовых ресурсов, привлекаемых для разработки экспортно ориентированной продукции и под экспортные сделки; слабое развитие дилерской и сервисной сетей на зарубежных рынках для большинства видов продукции Кузбасса? И даже низкая пропускная способность и высокая стоимость экспортной логистики из Кузбасса до конечных потребителей "в силу естественных географических особенностей" препятствует.Чтобы нарастить экспортный потенциал региональных компаний в сжатые сроки и существенно увеличить экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью, надо преодолеть также такие барьеры, как сложность процедур российского нетарифного регулирования (на значительный перечень товаров необходимо готовить разрешительные документы, а это дорого и долго), высокие удельные затраты на усовершенствование технических характеристик товаров, чтобы они соответствовали каким-либо стандартам или требованиям страны — потребителя товара, необходимость сертификации продукции из-за относительно небольших объемов сбыта за рубежом.
Также успеху мешает недостаточная заинтересованность отдельных предпринимателей Кузбасса в расширении рынков сбыта, влияние культурных и языковых барьеров на экспортные продажи, дороговизна участия в выставках, рекламы и прочих средств продвижения экспортной продукции.
Чтобы же предлагает Стратегия в таких условиях? Будем иметь в виду, что стратегия обычно не является четким планом конкретных действий — хотя в ней, к примеру, и содержится предложение развивать малотоннажное гражданское судостроительство в Юрге, чтобы отгружать произведенные маломерные суда по железной дороге, а суда с большим водоизмещением, типа "река — море" — по реке Томь до порта Сабетта в Карском море. Звучит, конечно, грандиозно, стратегически масштабно. Но потянет ли наша постепенно мелеющая Томь такое бурное развитие судоходства?
Предполагается, что реализация Стратегии будет способствовать формированию "умной специализации" территории в национальном и мировом экономических пространствах, повышению уровня технологичности и инновационности сырьевых отраслей Кузбасса, увеличению объемов экспорта продуктов, дальнейшей переработки сырья и готовой продукции, полученной с использованием новых материалов и компонентов с улучшенными свойствами, наращиванию объемов высокотехнологичного экспорта, а также увеличению экспорта наукоемких и интеллектуальных услуг. И, разумеется, повышению конкурентоспособности товаропроизводителей Кузбасса на национальном и внешних рынках.
Разработано два сценария развития Стратегии, которые заключаются в разных подходах к адаптации региональной экономики к противостоянию по линии Россия — условный Запад и к глобальному энергопереходу (от углеводородной к водородной энергетике): инерционный и целевой (интенсивный).
Инерционный сценарий предусматривает реализацию уже принятых решений по достижению национальных целей и задач отраслевых документов стратегического планирования с ростом объемов экспорта Кемеровской области на уровне 2,1 % в год, а несырьевого неэнергетического экспорта — на уровне 2,7 % в год. Исходя из этого, накопленный к 2030 году рост несырьевого неэнергетического экспорта Кемеровской области составит порядка 130,5 %.
Дополнительные меры, прямым или косвенным результатом которых является повышение экспортной активности Кузбасса, этим сценарием не рассматриваются. И в целом инерционный сценарий не отвечает на вызовы, связанные с возможным снижением мирового спроса на углеводороды и углеродоемкие товары.
"Вызванная санкционными режимами и факторами энергоперехода неопределенность, наряду с возрастанием конкуренции между странами на мировом рынке, в той или иной степени оказывает прямое или косвенное воздействие практически на все хозяйствующие субъекты экономики Кузбасса, — считают разработчики Стратегии. — В этих сложных условиях необходимо в сжатые сроки провести структурные изменения и технологическую трансформацию, которая позволит в долгосрочной перспективе обеспечить высокие показатели экспорта, занятости и доходов населения". Но хорошо бы и нам увидеть это прекрасное будущее, обещающее прорыв в экспортной активности региона — "технологическую трансформацию", да "в сжатые сроки"…
Я уже лет осемь говорю, что надо карьеры соеденить каналами и уголёк прям в баржу и поехали, Томь-Обь-Севморпуть-Йокагама, даже про строительство Большого Атомного Непотопляемого Ледокола "Амангельды" высказывался (сейчас конечно надо другое название, например "Сарматушка" или "Смерть Омерике"). Думали шуточки шучу, вот, Правительство Кузбасса озаботилось.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь