Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Часто ли вы угощаетесь шаурмой?
Сталкивались ли вы с мошенничеством через мессенджеры?
Болеете ли вы за "Металлург" нынче и следите ли за результатами чемпионата?
...
"…с истинной правдой на земле"
"Чтобы прожить день с истинной правдой на земле, надо над собой потрудиться с утра до вечера. Чтобы сердце и душа по чистоте своей равны были янтарю или солнечным лучам…"
Чем ни жизненный ориентир для мыслящего русского — вечного правдоискателя и странника? Чем ни напутствие молодым, заблудившимся в интерактивных мирах?
Эти солнечные слова много лет назад оставил в своём дневнике кузбасский художник наивного искусства, заслуженный работник культуры РСФСР Иван Егорович Селиванов (1907 — 1988). Недавно энтузиасты и деятели культуры Новокузнецка встретили его 115-летний юбилей открытием выставки и проведением конференции. Эти памятные события стали частью просветительского проекта "Считаю святостью трудиться", который с 1986 года, один раз в пять лет, реализуется в нашем городе Галиной Степановной Ивановой, искусствоведом и коллекционером, знатоком творчества И.Е. Селиванова, и её единомышленниками.
"И была жизнь"
25 марта 2022 года. В залах Новокузнецкого художественного музея многолюдно, как и в 1986 году, когда город встречал персональную выставку Ивана Селиванова. На стенах и в витринах — подлинные живописные и акварельные работы мастера, карандашные рисунки, дневники, письма, фотографии. Более 70 экспонатов выставки "И была жизнь" представляют как музейное собрание, так и частную коллекцию Г.С. Ивановой.
Отовсюду "испытующим взглядом", по выражению кузбасской поэтессы Любови Никоновой, проницают зрителей известные селивановские персонажи: жена, Варвара Илларионовна, девочка, петухи и куры, стадо коров, кот, улыбающаяся лошадь, бредущая по лесной дороге, и сам художник в разных возрастах и ликах: мечтатель, труженик, старец-мудрец с душой ребенка, Емельян Пугачев, народный философ… В каждом образе — особая искра жизни, "мёртвого нет ничего". Всё очеловечено и одухотворено в художественном космосе Селиванова, всё звучит почти "достоевской" цитатой из его дневника: "Если мастер не имеет подхода к человеку, он не добудет материала для творчества. Будь он хоть самый золотой мастер — ничего полезного для всего общества он не сделает, если не заглянет в душу одного человека".
Вызывает гордость, что Новокузнецкий художественный музей является единственным в мире обладателем селивановских произведений, переданных в дар самим наивистом. Как известно, художник никогда никому не дарил свои работы. Будете в музее, обязательно обратите внимание на "Спартака", "Павку Корчагина" и "Анку-пулемётчицу".
Трудно представить, но Селиванов пришёл к мысли о самореализации в изобразительном искусстве почти в 40 лет! Увидел в магазине картину со стогом — и обомлел, захотелось изобразить что-то самому. Стал осваивать карандаш, потом — живопись маслом. Весь световой день проводил за мольбертом! "Ничем я не запятнан среди живущих. Считаю святостью трудиться до последних дней…". Конечно, не думал и не мечтал он о своих выставках в Москве, Париже, Берлине, Бонне, Праге, Токио, Нью-Йорке. Не помышлял и о Гран-при на Международных выставках в Париже. Об этом и многом другом из биографии обычного человека и необычного творца, называемого сибирским Пиросмани и Ван Гогом, рассказали куратор выставки, научный сотрудник Э.А. Лабер и частный коллекционер, искусствовед, член Союза журналистов России Г.С. Иванова, которая много лет занимается изучением культурного наследия Ивана Егоровича и мечтает о создании его музея.
Сегодня имя кузбасского мастера Селиванова внесено даже во Всемирную энциклопедию наивного искусства, изданную в 1984 году в Лондоне и Белграде. На эту биографическую страницу летописи жизни художника обратила внимание директор художественного музея Л.Н. Ларина. К сожалению, подчеркнула она, тираж издания был ничтожно мал — всего 500 экземпляров. Поэтому ни в библиотеках города, ни в фондах Новокузнецкого художественного музея этой библиографической редкости нет. Встретить её можно, пожалуй, только в коллекциях настоящих ценителей искусства.
С открытием выставки жителей и гостей города пришёл поздравить коллекционер, краевед, меценат, заместитель генерального директора АО "НЗРМК имени Н.Е. Крюкова", член Союза журналистов России Е.Н. Крюков. Он отметил значительный вклад новокузнецких искусствоведов, особенно — Галины Ивановой, в продвижение имени и творчества Селиванова и вручил ей красочный альбом-каталог "Эдуард Зеленин: возвращение на Родину".
Юбилейную селивановскую конференцию проанонсировали её будущие участники: художник Елена Башарина, независимый исследователь-краевед Владимир Пилипенко, активист клубного движения Людмила Килина, художник и педагог по изобразительному искусству Ольга Колмогорова… Особенно запомнилось выступление Е.П. Башариной о божественном в картинах и рисунках Селиванова. Поистине, только художник может так глубоко прочувствовать и понять художника, особенно в такой деликатной теме, как разговор с Создателем. Как тут ни вспомнить афоризм Селиванова о Боге: "Идиёт, кто в него не верит. Бог — опыт народный…"
После официальной части посетители долго не расходились. Казалось, изучали каждый штрих мастера. Будто бы силились разгадать тайну его небывалой популярности, постигнуть притягательность личности. И на фоне этого всеобщего интереса из глубины памяти вдруг всплыл по-шахтёрски прямолинейный, ревностный, удивлённо-возмущенный отзыв коллеги Селиванова по холстам и кисти, много лет назад оставленный в выставочной книге отзывов: "Ожидал потрясения и чуда. Но… три-четыре талантливые. А в целом выставка не потрясла. В нашей области есть и другие не менее самобытные самодеятельные художники. Но вот загадка, почему на их выставки не рвутся?"
А может быть, дело в конкретном человеке, в его индивидуальном взгляде? Чудо присутствует везде, но узреть его может не каждый. Оно, как чёрный скукоженный боб с селивановского огорода: для кого-то так и останется последним урожаем, а для кого-то обязательно преодолеет время и даст новые ростки. Просто надо видеть и верить.
Замечаю, что зрителей притягивают яркие и пёстро-праздничные картины Альбертины Фомченко, выполненные в технике темперной желтковой живописи: "Селиванов-сторож", "Селиванов и его животинки", "Признание", "Памяти Селиванова", "Селиванов за работой". Но особенно часто подходят к скульптуре "И.Е. Селиванов" (1987) Владимира Белякина. Художник изваян в полный рост, во все свои 154 сантиметра, без прикрас: маленьким и неказистым, в простой обыденной одежде. "Каждый человек особен своей красотой, настроением, окраской лица. Но больше всего привлекают глаза. Смотри в них — и поймешь самое главное"… Наверно, поэтому многие по-своему стремятся приникнуть к самородному таланту: кто — постоять рядом, кто — сделать селфи…
"Считаю святостью трудиться до последних дней"
29 марта 2022 года. Актовый зал Центральной городской библиотеки имени Н.В. Гоголя. Здесь собрались участники общественной конференции "Иван Селиванов: "Считаю святостью трудиться".
На столах — многочисленные издания о личности и фантазийном мире художника: книги, газетно-журнальные публикации, альбомы, видеофильмы, афиши… Их сгруппировали в тематическую выставку сотрудники "Абонемента". Специалисты-библиографы подсчитали, что о Селиванове написано уже более 150 работ, сняты документальные картины и художественный фильм "Серафим Полубес и другие жители Земли".
В этом году конференцию подготовили сотрудники сразу нескольких учреждений культуры: Новокузнецкого художественного музея, Муниципальной информационной библиотечной системы Новокузнецка, Литературно-мемориального музея Ф.М. Достоевского. Но её инициатором была и остаётся Г.С. Иванова, выступление которой "Художественный феномен творчества и личности Ивана Егоровича Селиванова" и открыло социально значимый диалог о региональной культуре, об одной из её знаковых личностей.
Все выступления тематически разнообразны. Они касаются специфики мировоззрения и личности И.Е. Селиванова, судьбы его творческого наследия, устанавливают связи с региональной культурой, представляют неизвестные факты биографии, раскрывают жанровое и стилевое своеобразие работ, технику произведений наивного искусства в целом.
Конечно, с особенным интересом слушаешь доклады тех, кому удалось увидеть Селиванова, общаться с ним "вживую". Людмила Килина, основатель и бывший руководитель библиотечного киноклуба "Диалог", с необыкновенной теплотой вспоминает подробности приезда Селиванова в город, его проживание в гостинице "Новокузнецкая". Она бережно листает страницы гостевой книги, и в просторном зале, как весенняя капель, проникают из вечности селивановские сказовые строки о факеле его жизни — счастливой встрече с поклонниками его трудов в библиотеке. Возможно, в калейдоскопе заинтересованных лиц он наконец-то углядел тот самый образ, встретить который всегда мечтал, путешествуя в поисках счастья: "Счастье, где ты есть? Почему ко мне не подходишь, иль ты боишься меня. Все мои мечты и помыслы: подойди же, счастье, ко мне. Хотя бы мне увидеть вас в лицо — ваш образ. Может, я бы с тобой подружился и обнял бы тебя, и расцеловал бы тебя, а ты все же боишься меня… Ты, счастье, человек всеобъемлющий, всезнающий…"
Ольга Колмогорова, почётный работник общего образования, художник и педагог по изобразительному искусству, член Союза журналистов России, поведала слушателям о противоречивом и в то же время очень плодотворном сотрудничестве Селиванова и художницы Фомченко. А Владимир Семёнович Пилипенко, известный в городе краевед, фотограф, член Союза журналистов России и Русского географического общества, приоткрывший с помощью фотокамеры блеск и архитектурную суровость "Серебряного ожерелья" Русского Севера, продемонстрировал любопытные документы о прошлом и настоящем малой родины Ивана Егоровича — деревне Васильевской Едемского сельского Совета Шенкурского уезда Архангельской губернии.
Благодаря тонким наблюдениям старшего научного сотрудника МАУК "НХМ", хранителя фонда графики Э.А. Лабер слушатели детально изучили изображения селивановской домашней птицы (петухов и кур) в контексте мировой культуры. А её коллега А.В. Клещевский показал истоки и особенности творчества Селиванова. Причем так живо и захватывающе, что буквально ошеломил аудиторию глубоким анализом литературно-философских текстов автора, балансирующих на грани реальности и фантазии, времени действительного и мифологического, сознания и его измененных состояний. Пожалуй, именно этот оригинальный взгляд на мироощущение Селиванова получил самое большое количество откликов.
О том, насколько судьбоносна для человека любая встреча с искусством, на примере работ кузбасских наивистов Селиванова и Бондаревской размышлял независимый исследователь-краевед Сергей Мамаев. С ним трудно не согласиться: взаимодействие человека с искусством должно начинаться с раннего детства, ведь этот непосредственный контакт приносит и радость, и легкость, и духовную наполненность, и новые идеи, и открытия.
Мне же, как участнику этого общественно важного разговора, всегда были интересны духовные мосты, которые, несмотря ни на какие преграды, прокладывают друг к другу творцы разных видов искусств. Поэтому и тему выбрала соответствующую: "Образ Ивана Селиванова в поэзии и публицистике кузбасской поэтессы Любови Никоновой". Оказалось, что и здесь есть над чем поразмыслить, особенно если творчество художника вдохновляет и окрыляет писателя, пробуждает к жизни ростки разных литературных жанров.
"Я рожден своей мамушкой Татьяной Егоровной не для больших денег, не для роскошной жизни, а просто для жизни, как всякое живое существо в природе. Воспитывался среди нищенского сословия. Вся моя жизнь, весь мой труд прошли задарма, а зачем — я не знаю", — горестно сокрушался в дневниках Иван Селиванов. Но спустя 115 лет со дня его рождения, "потрудившись с утра до вечера" над юбилейным проектом художника, так вовсе не кажется.
После очередного приобщения к селивановским картинам и афоризмам, ощущаешь, как сердце и душа очищаются, как устремляются к природному целомудрию, равному "янтарю или солнечным лучам". А что еще нужно для того, чтобы прожить очередной день "с истинной правдой на земле"?!
теперь маленького Селиванова в разработку пустили...
Как сказал один учёный: Червяк маленький, но жизнь такая длинная!" И о романе "Война и мир" написано в 10 раз больше, чем сама эпопея!
И Селиванова покойничка для питания Мертвой Культуры города подтянули.
И Селиванова покойничка для питания Мертвой Культуры города подтянули.
Читаем текст писателей. Оценивать и не пытаемся, ибо живём в тоталитаризме, а в т. личное мнение не возможно априори.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь