Звезда и смерть Тиграна Кеосаяна
Пропагандистка М. Симоньян сообщила, что ее супруг Тигран Кеосаян перенес клиническую смерть и впал в кому.
Новоголосования. Лучший комментатор
Некоторые считают, что "мнение - самый дешевый в мире товар". Однако есть и те, что уверяют, будто "словом можно и убить, и воскресить".
Карточный домик "справедливости"
В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания
Устраивает вас календарь-2025 по соотношению рабочих и нерабочих дней?
Кто из комментаторов портала КузПресс в 2024 году был худшим?
кто из авторов КузПресса лучший?
...
Эдгар По
210 лет со дня рождения знаменитого писателя (Edgar Allan Poe; 19 января 1809 года, Бостон, США — 7 октября 1849 года, Балтимор, США).
Осмелюсь на утверждение, что с Эдгара По началась современная мировая литература.
Как с Гомера (кстати, существовал ли он?) античная, с Шекспира – европейская, а с Пушкина – русская.
Или я загрубил насчёт мировой?
Ну, американская или, точнее, англо-американская, - точно.
Может, и европейская эпохи модерна. Эдгара По обожал француз Шарль Бодлер. Великий декадент, он считал своим непосредственным учителем мрачного уроженца Нового света. А тот уж точно был декадентом, – как Оскар Уайльд, подчёркнуто элегантным, глубоко начитанным, а также обременённым разными специфически декадентскими пороками, в частности, картёжной игрой и безудержным пьянством, от коего (а также от чахотки – модной на те годы болезни) и помер в сорок лет.
Американец жёстко повлиял и на русских. Как минимум стихотворением «Ворон».
«Ворона» ожидаемо перевели самые значительные наши символисты – Мережковский, Бальмонт и Брюсов.
Даже и не скажу, чей перевод лучше. Все отличные.
В целом этих переводов на «язык родных осин» чуть ли не десяток. «Ворон» безусловно самое известное стихотворение Эдгара По.
Возможно, это одно из самых известных в мире стихотворений. Так сказать, «Отче наш» мировой поэзии.
Об Эдгара По ушибались разные русские поэты. Изысканно-парчовый Пастернак кокетливо интересовался сквозь фортку у играющих детей: «Какое, милые у нас, тысячелетье на дворе?». Дескать, куда ушли годы, «пока я с Байроном курил, пока я пил с Эдгаром По».
Пресловутый ворон
Подлетит в упор,
Каркнет «nevermore» он
По Эдгару По...
Наконец, Андрей Вознесенский, гениальный «шестидесятник», напишет ключевой стих «Озы» метром и размером «Ворона»:
я лежал в ночи печальной,
говорил друзьям
об Озе и величье бытия,
но внезапно черный ворон
примешался к разговорам,
вспыхнув синими очами,
он сказал:
"А на фига?!"
Ну, там, конечно, более точная рифма да не в этом суть – главное, что мелодия стиха, заданная американцем, живёт по-русски не первое столетие.
Кабы только стихи писал Эдгар Алан По. Ещё ж и проза. Он явный и очевидный родоначальник всяческой беллетристики – детективов, фентези, «ужастиков», заковыристых сюжетов, когда, дочитывая последнюю страницу, ещё не знаешь, как завершится интрига.
Под обаянием Эдгара По начинали многие его соотечественники-новеллисты. Например, Амброз Бирс.
Жестокосердный Амброз Бирс. У него есть рассказ о приговорённом к виселице, строящем план, как спастись из палаческих рук, проскользнуть между пулями конвоиров, пробежать к реке, спрыгнуть с обрыва и унестись в вольных струях навстречу свободе – и тут верёвочная петля ломает шею несчастному.
Видимо, и Френсис Брет Гарт не избежал обаяния По, тому свидетельством рассказы про времена «золотой лихорадки» в Калифорнии.
Да сам Джек Лондон, певец человеческого мужества, а кто откажет в мужестве Эдгару По, постоянно ушибавшемуся об острые углы бренного бытия.
И уже не говорю про Конан Дойля и прочих разработчиков детективного жанра, явно следовавших путём, проторенным Эдгаром По.
Наконец, кинематографисты.
Величайший из великих Альфред Хичкок, говорят, почитывал прозу Эдгара По, откуда и привнёс в кино напряжённый психологизм на грани истерики и ужаса. Так что родник, откуда началась неиссякающая река массы нынешних триллеров, конечно, всё тот же мэтр Эдгар.
Завидую тем, кто ещё не читал его рассказы, кто, возможно, получит одно из самых ярких впечатлений своей читательской жизни.
Как было у меня.
Помнится, от «Чёрного кота» буквально ужас вселился меж лопаток или, говоря словами Маяковского (а может, не Маяковского, просто очень подходящее к моменту красочное выражение), «вся шерсть на спине встала дыбом».
Но так уж заведено, что, как убедительно говаривал умнейший литературовед Михаил Бахтин, «Веселой поэзии не бывает. И музыки тоже». Вдумайтесь: это – истина.
…210 лет. Надо же! А современнее многих будет.
Судя по просмотрам, КузПресс не любит хорошую литературу. А вот ДИХЛОФОСОМ никак нем надышится.
Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.
Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь