Когда «Океан Эльзы» был чуть ли не главной, любимейшей, беззаветно обожаемой рок-группой всех фанатов Руси, собирая и сотрясая в бесконечных турах стадионы от Владивостока до Кенигсберга, от Екатеринодара до Мурманска. Причем, обожание и любовь были взаимными. Только представить!
Или «Вопли Видоплясова». Или супермодный Монатик. Не говоря уже про Верку Сердючку, проводницу всех проводниц…
«Было-было-было, но прошло», - пела София Ротару, и кто бы знал, что так пророчески. Конечно, есть еще Лобода, Лорак, Повалий и даже Брежнева – заплутавшие во времени и пространстве остатки былой роскоши, осколки некогда одного целого, но разбитого, как старое зеркало, разбитого безвозвратно и к тому же беспощадно…
С Беларусью пока ничего не разбито. Тьфу-тьфу. Хотя трещины уже пошли, разрастаясь пугающей паутиной.
В братской соседней стране неспокойно. Страна на распутье. Народ и власть выясняют отношения и эти выяснения омрачены кровью, побоями, преследованиями, издевательствами над мирными людьми.
Что сделал мир? По крайней мере та его часть, которая при всех жестких и циничных законах жизни, умеет различать добро и зло, черное и белое, ценит и следует в своих поступках, несмотря ни на что, элементарным нормам чести, совести, благородства, сострадания, справедливости.
Эта часть мира, если говорить об артистах, музыкантах, выпустила, например, сборник For Belarus, чтобы собрать деньги в помощь жертвам политических репрессий. Музыканты из 10 стран, 22 песни – канадцы, голландцы, британцы, австрийцы... Радостно, что есть в этой благородной акции и российский след: группы АИГЕЛ, Inturist. Беларусы Super Besse внесли в общий музыкальный «котел» кавер «Перемен», а голландец Томас Азиер сочинил изящную электронную фантазию For Tsoy, посвященную Виктору Цою.
Это счастье, что у нас был Цой. Был тогда, когда еще и страна была одна, так что он - общее наследие. И «Перемен!» как главный саундтрек белорусского лета 2020 считывался общим с братской страной и родственным народом символом светлой мечты и простого человеческого порыва к достоинству, правде и свободе. До кома в горле. И ни йоты сомнения в том, как бы поступил Цой, будь жив сейчас. Он бы, конечно, был одним из 450 музыкантов, поэтов, других деятелей культуры России, выразивших открытым письмом солидарность с народом Беларуси, поддержав его право на свободные выборы и осудив «милицейское насилие».
Несомненно, Цой стоял бы рядом с Борисом Гребенщиковым, Андреем Макаревичем, Юрием Шевчуком, Иваном Алексеевым (Noize MC), Мироном Федоровым (OxxxyMiron), Лёвой и Шурой Би-2, чьи выступления, обращения, песни стали не только выражением т.н. гражданской позиции, а что важнее – свидетельством еще не растерянных чести, достоинства, совести, гуманизма. Это даже не почти, а настоящий героизм в условиях нынешних здешних реалий, где надо иметь мужество и стойкость, чтобы, как говаривал поэт, «сметь свое сужденье иметь».
И теперь мы возвращаемся к Киркорову, Баскову, Майданову и Ко – к нашей распрекрасной российской попсе.
Нет, не пугайтесь, никто из них в том письме 450-ти себя не засветил.
Попса как раз долго молчала. Ждала отмашки – тут к гадалке не ходи.
Собственно один из участников описываемого лирическо-патриотического проекта «про любовь» откровенно признался «МК» - разумеется на условиях анонимности: «Попросили. Как тут откажешь?».
В общем, кому-то понадобилось, видимо, выставить хоть что-то в противовес бузящим 450-ти смутьянам, гнилым, понимаешь, интеллигентишкам с их разглагольствованиями о свободе и честных выборах. Тяжелую артиллерию в лицах Киркорова и Баскова разбавили сошками помельче (с трудом, видимо, наскребалась гоп-компания) и вуаля – на гора спешно выдана слезоточивая псевдоромантическая поп-плюшка «Артисты за мир – Любимую не отдают».
«Белорусы – мы сила. Посмотри мне в глаза и услышь меня» - с торчащей из каждой строчки фальшью - не в нотах, но в чувствах – с проникновенным надрывом запевает 19-тиголосый российско-белорусский хор мобилизованных сервильных попсовиков.
Да, бездарная, конечно, вышла поделка с вторичной мелодийкой и мутным маловразумительным текстом. Вроде бы о любви. Поп-звездюльки ведь «вне политики». Поэтому «я люблю всей душой землю свою, здесь мы живем, будут жить наши дети» - бла, бла, бла… И самое главное в конце: «Просто знай – любимую не отдают!!!».
И прицепиться вроде бы не к чему, если бы в финале клипа после многозначительного всхлипа про «любимую не отдают» не выплыл горделиво на весь экран нынешний государственный флаг Беларуси, тот самый лукашенковский, стилизованный под советский. Лукашенко самолично заменил им исторический и почему-то такой ненавистный ему бело-красно-белый стяг, с которым Беларусь обрела независимость в 1991 г.
Теперь т.н. «война флагов» стала главным визуальным образом горячего белорусского лета. Так что к финалу песни, которую хотели представить «нейтральным» коллабом звезд эстрады России и Белоруссии, выступающих этаким коллективным котом Леопольдом «за любовь и мир», выразительно вылезли обычные уши бесхитростного агитпропа. Стало ясно, с чего вдруг и кем замутилась столь странная коллаборация «за мир и любовь», равно как – за какой мир и за любовь к кому.
Конечно, дело артистов – чью сторону принимать, зачем, за сколько, по просьбе или по принуждению, от безысходности или по какой-то иной причине. Не исключаю, что просьба не только не предлолагала отказа, но и нашла у кого-то из призванных в строй артистов вполне искренний отклик. Степень мозговой активности у поп-звезд, как и у разных людей, ведь не всегда блещет глубиной. Вопросов нет, «каждый имеет право на то, что слева, и то, что справа», как пел Макаревич.
Однако есть фон событий.
Есть люди, ни за что покалеченные, избитые. Есть главный и безальтернативный ответственный за весь беспредел. Этот фон и эти факты не заблюришь слюнявой патетической пропагандисткой фальшью, даже в форме песни, или пошлыми отмазками.
Теперь, увы, выбор прост, как белый лист.
И «нейтральный» вид не прокатит. Никак.
Люди не овцы, не крысы, видят, понимают, особенно теперь. Ладно – разговор с собственной совестью, тем более, если она давно продана дьяволу. Но придется еще смотреть людям в глаза, когда вновь соберутся на гастроли в ту же «любимую» Беларусь.
Хотя соберутся ли? К кому теперь? Ведь от любви до ненависти…
Особенно, когда пройдена точка невозврата, а «любовь» окроплена невинной кровью…