#
#
Просмотров: 662
Тема дня

Звезда и смерть Тиграна Кеосаяна

Picture

Пропагандистка М. Симоньян сообщила, что ее супруг Тигран Кеосаян перенес клиническую смерть и впал в кому.

Просмотров: 2802
Тема недели

Новоголосования. Лучший комментатор

Picture

Некоторые считают, что "мнение - самый дешевый в мире товар". Однако есть и те, что уверяют, будто "словом можно и убить, и воскресить".

Просмотров: 6645
Тема месяца

Карточный домик "справедливости"

Picture

В России инициировано возвращение "карточной системы" распределения продуктов питания

Рубрики
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Опросы на КузПресс
  Устраивает вас календарь-2025 по соотношению рабочих и нерабочих дней?
  Кто из комментаторов портала КузПресс в 2024 году был худшим?
  кто из авторов КузПресса лучший?
  ...
добавить на Яндекс
Мастер концерта

Мастер концерта

Есть в музыкальном мире одна очень интересная, почетная, требующая виртуозного владения инструментом профессия - концертмейстер.

Если вы думаете, что это простая профессия, в ней реализуют себя люди, не способные стать солистами, то вы очень заблуждаетесь. Наоборот, далеко не каждый, даже очень талантливый исполнитель-пианист может стать концертмейстером.

Работая много лет в музыкальной школе, я всегда задавалась вопросом: как становятся профессиональными музыкантами? Почему не всем это дано, ведь обучаются музыке тысячи, а музыкантами становятся немногие? Из них кто-то становится солистом, другие - музыкальными педагогами, а некоторые параллельно занимаются музыкальным исполнительством, третьи становятся концертмейстерами.

У героини этого очерка я долго допытывалась: как она пришла в профессию, почему стала концертмейстером, что для нее совмещение двух профессий - преподавателя и концертмейстера? И вот какие ответы я получила.

В обычной семье Светланы Ломовой очень любили петь. Пела мама, вместе с ней пела и маленькая дочь все песни, которые были популярны в 70 - 80-е годы. Пойти или нет учиться в музыкальную школу - вопрос не стоял. В семь лет поступила в две школы - общую и Детскую музыкальную школу № 6. Родители купили девочке пианино, а девочка очень серьезно отнеслась к обучению музыке. С тех пор и по сей день вся профессиональная жизнь Светланы Викторовны связана с этой школой.

Но я хотела услышать ответ на вопрос: как она решила стать концертмейстером? Ведь искусство концертмейстера требует особого призвания, высокого музыкального мастерства и художественной культуры.

- Специальной цели стать концертмейстером у меня не было, все получилось само собой. Со времени обучения в музыкальной школе мне больше нравилось играть не сольно, а вместе. Впервые я услышала мнение о том, что со мной удобно играть, еще в 5-м классе музыкальной школы, когда играла с преподавателем по классу скрипки Л.А. Ворониной на уроках концертмейстерства. Впоследствии, я не раз слышала эту фразу от коллег - инструменталистов и вокалистов, с которыми мне приходилось совместно музицировать. А тогда она сказала мне фразу, которая осталась в памяти, что если я изберу профессию музыканта, мне непременно надо стать концертмейстером. Диплом, полученный в музыкальном училище, позволял работать и преподавателем и концертмейстером. 35 лет совмещаю эти две профессии. Как концертмейстеру, мне довелось работать со многими инструменталистами - скрипачами, виолончелистами, домристами, а также с хором и вокалистами. Более 20-ти лет работаю в классе духовых инструментов. Мне очень нравится богатство тембров духовых музыкальных инструментов, которые в большом разнообразии представлены в классе преподавателя В.С. Светлакова, - от флейты до саксофона.

Светлана Викторовна хорошо владеет роялем как в техническом, так и в музыкальном плане. В своей работе виртуозно реализует педагогические, психологические и творческие задачи. Нередко ей приходится решать несколько творческих задач одновременно. Играя с солистом, помогает ему разучивать партию, подсказывает, исправляет ошибки. Ее быстрота реакции, тонкий слух позволяют ей, не переставая играть, вовремя подсказать ему музыкальный текст, подхватить солиста и вместе с ним довести исполняемое произведение до логического конца. Особенно это важно в работе с детьми. На сцене любой ребенок может разволноваться, сбиться с ритма, остановиться. Самообладание и воля Светланы Викторовны дает ей возможность во время игры, не останавливаясь, решать любые музыкальные неполадки. В случае ошибки солиста во время концерта она умеет мгновенно подстроиться под него, не сбив ритма выступления. Все эти качества очень ценятся в работе концертмейстера.

Работает Светлана Викторовна и с коллективами школы. Много лет является концертмейстером детского камерного оркестра (художествнный руководитель В.С. Светлаков), ансамбля виолончелистов “Cell” ans” (художественные руководители М.С. Каменских, И.В. Рябченко).

- С ансамблем виолончелистов “Cell” ans” было завоевано много побед на многих конкурсах разного уровня в разных городах. Меня вообще радует и восхищает желание такого количества участников работать как единое целое для достижения результата. Участники этого коллектива одержимы творчеством, а я рада тому, что помогаю им в этом. Для меня было приятной неожиданностью получить звание “Лучший концертмейстер” в 2013 году на II Международном детско-юношеском конкурсе “Сибириада”, где “Cell” ans” стал лауреатом I степени.

Как концертмейстер-пианист, она, работая с коллективами, мастерски поддерживает партии других музыкантов, помогает течению мелодии, в общем, тонко чувствует групповое музицирование. Она - полноценный партнер ансамбля. Плодотворно взаимодействовать с участниками любого коллектива, вникать во все мелочи техники ансамблевого исполнительства помогает ее коммуникабельность, доброжелательность, искреннее желание помочь довести исполнение любого произведения до совершенства. Позже звание “Лучший концертмейстер” Светлана Викторовна подтверждала и на областном конкурсе “Созвездие талантов”, и четырежды на городском конкурсе “Рождественские встречи”.

В качестве солистки ей довелось играть со школьным педагогическим оркестром русских народных инструментов. Пришлось экстренно заменить заболевшую коллегу. Срочно, за три репетиции, выучила партию “Гимн любви” М. Монна, чтобы выручить коллектив, готовивший это произведение на конкурс, на котором стал лауреатом. На отчетном концерте 50-летия оркестра русских народных инструментов вместе исполнили “Балладу” для фортепиано с оркестром А. Петрова из кинофильма “Мой добрый папа”. Светлана Викторовна всегда придет на выручку, если надо, быстро выучит партию и никого не подведет. Ее искренняя готовность помочь располагает и учеников, и коллег. Они по праву считают ее лучшим концертмейстером-пианистом школы. А она считает, что должна быть на одной эмоциональной волне с солистом. Хороший результат получится только тогда, когда прочтение музыкального произведения совпадает у солиста и концертмейстера. Так было на городских сольных концертах лучших учеников школы последних лет Романа Прудникова (кларнет) и Алины Папиной (виолончель), которые с большим успехом прошли на разных площадках.

- Считаю, что работа концертмейстера помогает работе педагога-пианиста. Например, знание и понимание особенностей ведения звука у инструменталистов и вокалистов помогает добиваться охвата мелодических линий в работе над произведением на фортепиано. Когда сам играешь, то можешь, опираясь на свой опыт, через свои ощущения подсказать какие-то вещи своим ученика для решения интонационных или технических проблем.

Я не раз видела и слышала, как играет и “хулиганит” за роялем на веселых школьных капустниках и концертах Светлана Викторовна. А год назад довелось быть на концерте виртуоза-музыканта Геннадия Анатольевича Пыстина. В этом концерте приняла участие и Ломова. Вот это было настоящее музыкальное хулиганство! Сначала в трио с И.Н. Сасовой, а потом в дуэте с талантливым музыкантом весело и непринужденно прозвучала музыка Карена Хачатуряна к балету “Чиполлино”. Это был великолепный праздник музыки! Удовольствие получили все присутствовавшие, но больше всех, на мой взгляд, сами музыканты.

- Этот концерт подарил мне незабываемые эмоции. Я получила наслаждение от того, что играла с таким музыкантом в ансамбле, что мое понимание и прочтение произведений, которые мы исполняли, совпало целиком и полностью с замыслом Геннадия Анатольевича. Я чувствовала, что этот человек - “аккумулятор”, от которого исходит невероятная энергия, которой он заряжает позитивом всех окружающих.

Музыканты знают, что хороший пианист - не всегда хороший концертмейстер. А хороший концертмейстер - это особое сочетание таланта и школы. С большой теплотой она вспоминает своих учителей, помогавших ей не только определиться в профессии, но и достичь высокого мастерства. В школе - это Н.А. Тюфякова и Б.Я. Сасова, благодаря которой она избрала музыку своей профессией и ни разу не пожалела об этом. В музыкальном училище - это Т.Ф. Долгова, В.А. Баскаков, Л.Е. Гущина. Все - педагоги Иркутского государственного педагогического института, который окончила заочно, уже работая в школе.

Профессия концертмейстера всегда востребована. Многие исполнители хотят работать с хорошим концертмейстером, умеющим хорошо и быстро читать с листа, подбирать по слуху, переносить музыку в другую тональность, обладающим эстетическим вкусом и исполнительской культурой. Слово “концертмейстер” состоит из двух слов: “концерт” и “мастер” (в переводе с немецкого meister - мастер). Наличие вышеперечисленных качеств помогает Светлане Викторовне быть настоящим мастером концертов!

Наталья Иващенко

08.03.2019
Просмотров: 2476 | Комментариев: 3
me1 08.03.2019 20:03
Чем концертмейстер отличается от дирижера?
0
0
=
0
well 08.03.2019 23:27
В данном случае речь идёт о пианисте, который аккомпанирует солистам или ансамблю.
0
0
=
0
me1 08.03.2019 20:03
Ну то есть, понятно что не дирижирует, но ведь это задача дирижера сводить инструменты в один оркестр, разве нет?
0
0
=
0
Период голосования за комментарии завершен

Участвовать в голосованиях и оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Если Вы уже зарегистрированы на сайте авторизуйтесь.

Если Вы еще не проходили процедуру регистрации - зарегистрируйтесь