Но Мария Ростиславовна мужественно выдержала все испытания. А освободившись, нашла в себе силы заняться делом, о котором мечтала с юности — стала актрисой.
«Руслан и Людмила», «Бронзовая птица», «Старая крепость», «Цыган», «Табор уходит в небо» и еще почти 80 фильмов сегодня просто невозможно представить без героинь Марии Капнист.
«Под огнем неколебим» — такой девиз написан на фамильном гербе графов Капнист
Настоящее имя Марии Капнист — Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко.
Ее отец граф Ростислав Капнист был потомком древнего греческого рода Капниссисов — знатного и богатого. Все Капнисты отличались небывалым мужеством, стойкостью духа и патриотизмом. Недаром, на их родовом гербе на протяжении нескольких веков красуется девиз: «Sub Igne Immotus» —«Под огнем неколебим».
Из всех выдающихся предков, наиболее близким по духу Мариэтте был ее прадед — известный русский и украинский поэт и драматург Василий Капнист. Актриса очень любила его поэзию и многие стихотворения знала наизусть.
Мама Марии Капнист, Анастасия Байдак, происходила из древнего казачьего рода. Одним из ее пращуров был легендарный кошевой атаман Иван Серко — человек редких военных дарований. По сохранившимся сведениям, запорожское войско под его предводительством участвовало в 200 сражениях и ни разу не потерпело поражения. Недаром турки прозвали атамана Серко «урус-шайтаном» — русским чертом.
Первым наставником Мариэтты по актерскому мастерству стал Федор Шаляпин
Раннее детство Мариэтты (по-домашнему Миры) прошло в семейном особняке Капнистов на Английской набережной в Санкт-Петербурге. По воспоминаниям актрисы, у них в доме бывали многие известные люди — Есенин, Маяковский, Айседора Дункан. Но самым частым гостем был знаменитый певец Федор Шаляпин. Вместе с мамой девочки он организовал домашний театр и стал первым наставником Мариэтты по вокалу и актерскому мастерству.
Но в 1917 году семейному счастью пришел конец. После Октябрьской революции семейство Капнистов вынуждено было бежать из Петербурга в Крым. Но вскоре новая власть добралась и сюда. В 1921 году их поместье в Судаке разрушили, а отца Миры, графа Ростислава Капниста расстреляли. Графине Анастасии и Мариэтте чудом удалось избежать той же участи — они сумели скрыться, переодевшись в татарскую одежду.
Узнав о дворянском происхождении, девушку выгнали из института
Только в 1929 году Мариэтта с мамой снова оказались в Петербурге, который теперь уже назывался Ленинградом. Верная своей детской мечте стать актрисой, Мира поступила в студию при драматическом театре, а позже в Театральный институт имени А. Островского. Все педагоги без исключения прочили ей большое будущее.
Во время учебы Мира всерьез увлеклась творчеством Максима Горького. Особенно ей нравился его рассказ «Макар Чудра». Героиня рассказа, гордая и свободолюбивая красавица-цыганка Рада полюбилась девушке, и она надеялась, что когда-нибудь сыграет ее на сцене.
Казалось бы, судьба наконец-то оказалась благосклонной к Мариэтте. Но не тут-то было. В 1930 году умерла ее мама. А еще через три года, узнав о дворянском происхождении девушки, ее выгнали из института и запретили жить в Ленинграде.
Капнист вынуждена была перебраться в Киев. Закончив финансовый техникум, она устроилась работать бухгалтером.
Мариэтта называла себя итальянкой
В молодости Мариэтта Капнист была настоящей красавицей — стройная, утонченная, с аристократическим лицом и пышными иссиня-черными кудрями. Непонятно почему, девушка вдруг стала называть себя итальянкой. И, кто бы мог подумать, что эта невинная шалость сыграет в ее судьбе роковую роль.
Благодаря "доброжелателям" красавицу-«итальянку» взяли на заметку в компетентных органах. Позже прибавили к этому ее благородное происхождение. Этого было более, чем достаточно, чтобы обвинить Капнист в «антисоветской пропаганде», что и было сделано в августе 1941 года.
А следом приговор — 8 лет исправительно-трудовых лагерей.
Поначалу Мариэтту направили в Казахстан, в Карлаг. Здесь ей сразу же отрезали ее чудесные косы и выбили зубы (чтобы не кусалась). Работать приходилось с утра до вечера под палящими лучами солнца — заключенные делали саман: кирпичи из глины и соломы.
Вскоре пришла еще одна беда — на Миру «положил глаз» начальник лагеря.
Однажды он зазвал девушку в свою каморку и попытался повалить ее на кровать. Но Мариэтта сумела вывернуться и со всей силы ударила насильника ногой в пах. За что и была наказана — ее жестоко избили и перевели работать на добычу угля.
Еще до восхода солнца каторжан опускали в шахту, а поднимали только поздно вечером. Работать Мире приходилось наравне с мужчинами. К концу смены она с трудом могла разогнуть спину, а руки и ноги не переставали болеть даже ночью.
Чтобы снова не стать предметом вожделения какого-нибудь надзирателя, Мариэтта придумала разыгрывать из себя полусумасшедшую. А для пущей верности стала втирать в лицо угольную пыль. Очень надеялась, что на чумазую «дурочку» не обратят внимания.
«Как ты выжила, Радислава?»
В следующем лагере — Степлаге Мариэтта вместе с другими женщинами пасла отары овец. Однажды в степи начался страшный пожар и Мира оказалась в самом его центре. Девушка готовилась сгореть заживо, но неожиданно сквозь огонь прорвался всадник, бросил ее в седло и вынес из пламени.
Спасителем оказался вольнонаемный польский инженер Ян Волконский. Как оказалось, он давно был влюблен в девушку. Когда Мира спросила, чем она может отблагодарить за свое спасение, Ян без обиняков ответил: «Роди мне ребенка». Вскоре Мариэтта действительно забеременела.
Узнав о том, что самая строптивая каторжанка ждет ребенка, лагерное начальство встало «на дыбы» — этого нельзя было допустить.
Чтобы спровоцировать выкидыш, Миру стали посылать на самые тяжкие работы.
Кроме того, несколько раз якобы случайно она попадала «под сапоги» надзирателей и потом неделями отходила от побоев. После этого экзекуторы придумали новую пытку — раздевали женщину догола и опускали в ледяную ванну. И так по нескольку раз в день.
Несмотря на все это, в 1949 году в больнице Степлага Мариэтта родила дочку, которую назвала именем своей любимой героини — Радиславой, Радой.
«Мама после спрашивала меня: как ты выжила, Радислава? Это же вообще было невозможно. И правда, мое рождение — это настоящее чудо», — рассказывает дочка актрисы.
Своего отца Рада так никогда и не увидела. Спустя три года за какую-то провинность Ян Волконский был расстрелян.
«Я из тебя, суки, выбью врага народа!»
Едва девочка встала на ноги, ее отправили в лагерный детский сад. Встречаясь с дочкой, Мариэтта стала замечать на лице и теле ребенка ссадины и синяки. Однажды, отведя Раду в сад, она не ушла, а спряталась за дверью и стала наблюдать в щелочку. И увидела, как воспитательница схватила ее девочку за щеку и начала со всей силы трепать. А потом стала отвешивать малышке оплеухи, приговаривая: «Я из тебя, суки, выбью врага народа!».
Капнист ворвалась в комнату и накинулась на воспитательницу с кулаками. В результате женщину увезли в больницу, а Мариэтте добавили еще 10 лет срока и перевели в Сибирь на лесоповал. Раду же, несмотря на мольбы матери, отправили в детский дом.
В 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта вышла на свободу
В Сибири Мариэтта подружилась с Валентиной Базавлук, которой предстояло вот-вот выйти на свободу и попросила ее разыскать Раду.
И Валентина сделала почти невозможное: она не только нашла девочку, но и перевела ее в Харьковский детский дом, по своему месту жительства. А после совершила еще один беспримерный поступок — пробилась на прием к тогдашнему заместителю Совета Министров Анастасу Микояну и попросила его заступиться за Мариэтту Капнист.
Так как к тому времени Сталина уже не было в живых, просьбу бывшей заключенной рассмотрели и удовлетворили. И в 1956 году, на 7 лет раньше положенного срока, Мариэтта наконец-то вышла на свободу.
Правда, при выдаче документов паспортистка напутала и написала: Мария Капнист. Под этим именем бывшая графиня и начала новую жизнь.
15 лет сталинских лагерей навсегда стерли былую красоту графини Капнист
В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало.
Но увидев свое отражение, она едва смогла сдержать рыдания. Вместо молоденькой розовощекой девушки с густыми черными волосами, какой Мариэтта запомнила себя, на нее смотрела худая изможденная морщинистая старуха с коротко отрезанными седыми волосами.
Так 15 лет сталинских лагерей навсегда стерли былую красоту графини Капнист. А ведь на момент освобождения ей было всего 44 года.
Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал
Первым делом Мария поехала в детский дом к Раде. Но забрать девочку ей не разрешили. Препятствием стала справка, которую Капнист выдали при освобождении — о том, что она не может воспитывать ребенка из-за психической неуравновешенности. Кроме того, хотя Рада и жила в детдоме, но мамой привыкла считать Валентину Базавлук, а с Марией видеться не хотела.
И только когда Раде исполнилось 15 лет, она смогла понять и полюбить свою настоящую родную маму. Это произошло на праздновании дня рождения Марии Ростиславовны.
«Я впервые почувствовала, что это за человек, увидела, как ее любят люди. В доме ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти — как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение», — вспоминает Радислава.
«А хотите я сниму вас в своем фильме?»
Первое время после возвращения Марии Капнист было очень нелегко. Клеймо бывшей заключенной закрыло перед ней многие двери. Обосновавшись в Киеве, Мария несколько недель ночевала на вокзалах, в скверах и даже в телефонных будках. А работала и дворником, и разнорабочей, и массажисткой.
Но мечта стать актрисой по-прежнему жила в ее сердце и в свободное время Мария часто приезжала к киностудии имени Александра Довженко и подолгу стояла возле здания. В один из таких дней в 1958 году на нее обратил внимание молодой режиссер Юрий Лысенко и спросил: «А вы у кого снимаетесь?» «Ни у кого», — ответила Капнист. «А хотите я сниму вас в своем фильме?», — предложил режиссер.
Так Мария Капнист в 45 лет сыграла первую в своей жизни роль — игуменьи в картине «Таврия».
По воспоминаниям актрисы, сначала ей было жутковато стоять под прицелом камеры. Но со временем она освоилась и дело пошло на лад. Вскоре на новую актрису с оригинальными внешними данными обратили внимание другие режиссеры. И уже через год Мария Капнист вошла в штат киностудии и даже получила путевку в Дом творчества в Коктебеле для поправки здоровья. Отдохнув и набравшись сил, Мария Капнист начала активно сниматься в кино.
«Бронзовая птица», «Дикая охота короля Стаха», «Руслан и Людмила», «Шанс», «Искусство жить в Одессе», «Новые приключения янки при дворе короля Артура», «Белые одежды» — это только малая доля фильмов, в которых снималась Мария Капнист. Всего же фильмография актрисы насчитывает около 80 картин.
В 1976 году сбылась еще одна мечта актрисы — она сыграла в фильме «Табор уходит в небо», снятом по рассказам Максима Горького. Правда, по горькой иронии судьбы, Марии досталась не роль красавицы Рады, а страшной старухи Изергиль.
Было у актрисы еще одно дело, которое она считала одним из главных в своей жизни — возвращение доброго имени семьи Капнистов и увековечивание памяти Василия Капниста.
И она добилась своего — в 1988 году на Украине было широко отмечено 230-летие со дня рождения великого поэта, а его произведения включены в обязательную школьную программу.
«Ходи прямо, меньше болеть будешь!»
Несмотря на то, что в кино Мария Капнист играла в основном старух, ведьм и колдуний, одетых в какие-то нелепые одежды, в реальной жизни она была утонченной и аристократичной женщиной, настоящей графиней.
По воспоминаниям ее дочери Рады, мама всегда тщательно ухаживала за собой, следила за новинками моды. Еще в конце 60-х Мария Ростиславовна нашла свой стиль в одежде, которому не изменяла много лет — длинные свободные платья и юбки, яркие платки, шали и неизменный букетик цветов.
До преклонных лет сохранив стройную фигуру, Мария Капнист много времени уделяла физическим упражнениям. Даже в 70 с хвостиком она легко делала «березку» и «мостик».
«Мама часто меня упрекала: «Рада, почему ты сутулишься? Ходи прямо, меньше болеть будешь!» И сама, хотя на рудниках повредила позвоночник, всегда держала спину ровной», — рассказывала дочь актрисы.
После рудников Мария не любила замкнутого пространства, особенно под землей
После ужасов сталинских лагерей Мария Ростиславовна ничего не боялась. Она совершенно спокойно ходила в темное время по кладбищу, плавала в ночном море (причем заплывала очень далеко), а на съемках «Руслана и Людмилы» даже входила в клетку у настоящему тигру.
Единственное, что после работы на рудниках, вызывало у нее неприятные ощущения — замкнутое пространство, в особенности под землей. Поэтому актриса не ездила в метро и не пользовалась подземными переходами.
Вот и поздним октябрьским вечером 1993 года Мария Ростиславовна, выйдя с киностудии, стала по обыкновению переходить через довольно оживленную дорогу. И не заметила в сумерках, как из-за поворота вылетела машина...
Несмотря на многочисленные травмы, актриса скоро пошла на поправку, но внезапно подхватила простуду. Болезнь осложнилась двухсторонним воспалением легких и 25 октября 1993 года она умерла на 81 году жизни.