Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

В Кемерове женщин привлекли к ответственности за занятие проституцией

Свитера трех игроков "Металлурга" подняты над Ареной

Депозиты в России достигли 24%

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    22.12.2021 | “Каля”: олицетворение хоккея и “Металлурга” просмотров: 2083 | комментариев: 0
    “Каля”: олицетворение хоккея и “Металлурга”
    Публикуем статью В. Малышева от 17.11. 2000 г. о О. И. Короленко.

     Олег Иванович Короленко по результатам общественного опроса физкультурного и спортивного актива при городском комитете по физической культуре, спорту и туризму вошел в число десяти лучших новокузнецких спортсменов ХХ века.

    Он первый из спортсменов Новокузнецка, кто удостоился звания “Почетный гражданин города Новокузнецка”.

    Олег Иванович и сейчас, несмотря на почтенные 83 года, живет игрой миллионов. Каждый поединок мастеров новокузнецкого “Металлурга” для него — личный праздник. Открыто радуется, когда “сталевары” побеждают, и грустит, когда команда его жизни проигрывает.

    Небольшое отступление. Как-то на встрече с болельщиками “Металлурга” из уст одного из почитателей новокузнецкого хоккея прозвучали такие слова: “Почему бы нашим хоккейным стадионам не присваивать имена выдающихся игроков “Металлурга”?!” К сожалению, этот глас болельщика так и остался в стенах Дворца спорта кузнецких металлургов.

    Наша газета решила обратиться к этой теме снова. Повод для этого есть. В следующем году после реконструкции откроется наша главная ледовая арена — Арена “Кузнецких металлургов”. Время для принятия решения имеется. Поэтому, учитывая пожелания и гражданскую позицию любителей хоккея с шайбой, газета обращается к городскому законодательному органу с предложением рассмотреть вопрос о присвоении Арене “Кузнецких металлургов” имени Олега Короленко.

    Считаем, что инициатива горожан имеет право на воплощение.

    Заметим, что в этом плане нас опередили кемеровчане. Один из ледовых центров областного центра носит имя Геннадия Груздева — в прошлом игрока “Металлурга”.

    Выступая с открытым предложением к новокузнецким депутатам, газета помещает очерк о легендарном человеке и хоккеисте.

    Кумир болельщиков

    В конце шестидесятых годов хоккейные болельщики Новокузнецка готовы были после каждого поединка капитана “Металлурга” Олега Короленко носить на руках. “Каля”, как любезно звали седьмой номер команды болельщики, был обворожительной личностью на льду. Он являлся олицетворением команды.

    Уже в первый свой сезон в команде мастеров Короленко вместе с хоккеистом из “Электростали” Юрием Парамошкиным становятся одними из лучших бомбардиров чемпионата СССР. Каждый забросил по 23 шайбы. А ведь в споре с ними за главного хоккейного бомбардира страны участвовали такие выдающиеся мастера шайбы, москвичи: Вениамин Александров, Александр Альметов (оба — ЦСКА), Борис и Евгений Майоровы, Вячеслав Старшинов (все — “Спартак”), Владимир Юрзинов, Игорь Тузик (оба — “Динамо”, Москва).

    Народ его боготворил. И называл просто — “Каля”. Привычное “Каля”, шайбу!” — звучало на каждом домашнем матче “Металлурга”. И Короленко не подводил своих кумиров. За десять сезонов, что он провел в главной команде города, Олег забил 253 шайбы. После него этот рубеж смогли осилить только Сергей Лантратов, Михаил Гомберг, Александр Корниченко.

    Своими действиями на площадке: низкая стойка катания, вдумчивые ходы распасовщика, голевое чутье, ставили Короленко в число незаурядных хоккеистов высшей лиги чемпионата СССР по хоккею с шайбой. Но седьмой номер “сталеваров” выделялся не только голевым чутьем, но и своей фирменной обводкой. Он мог вести шайбу, спрятав ее под корпус. Защитнику к такой манере игры нападающего было трудно приспособиться. Игрок обороны не знал, как остановить левый край “Металлурга”, и часто на нем просто фолили. Многие наставники лучших команд страны мечтали видеть новокузнецкого бомбардира в своем клубе. Но Олег Короленко остался верен Новокузнецку.

    В те годы наш капитан был социальной личностью для города, его гордостью. Горожане страстно любили своего кумира. Ведь он славил Новокузнецк. После его победных шайб эмоциональное настроение у новокузнечан поднималось. Металлурги выдавали заплановую сталь, а шахтеры — на-гора заплановый уголь. А в день игры в городе не было ни одного происшествия.

    Поэтому болельщики в каждом поединке требовали: “Каля”, шайбу!” А среди детей, игравших в хоккей во дворе, лучшего называли “Каля”.

    Операция “Коромысло”

    Олег Короленко начинал свой путь в большой спорт с русского хоккея. В пятидесятые годы игра маленьким мячом на ледовой площадке городского стадиона “Металлург” была в почете. Семья жила рядом со стадионом. Поэтому, как только появлялся лед на заснеженном поле, мальчишки окрестных домов с коньками и загнутыми клюшками становились на лед и с утра до вечера гоняли “шарик” (обычно это был замороженный картофель овальной формы) в дворовых поединках сборных домов.

    Коньки-“дутыши” Олег нашел среди скарба в стайке, привязал их жгутом к валенкам. А вот чтобы обзавестись клюшкой, пришлось искать черемуховое дерево с выраженной изогнутой веткой. Затем этот ствол обрезал пилой. И “клюка”, чтобы гонять мячик, была готова. Однажды он с мальчишками двора, чтобы иметь более подходящую клюшку, позарился на лошадиные коромысла. Ведь их легко было переделать в спортивный снаряд для игры в хоккей с мячом. Всего-то требовалось распилить коромысло на две части. На посещение конного двора городского коммунального хозяйства пацаны отважились ночью. Операция “Коромысло” им удалась. Все прошло незамеченно. Правда, на следующий день город охватила определенная паника. Оказалось, что вывозить нечистоты было нечем, так как конный парк был не готов к этой работе из-за того, что пропали коромысла. Весь день городская радиосеть транслировала объявление о пропаже и просила вернуть дуги. Но не тут-то было! Все они использовались уже в другом месте…

    Круто изменилась спортивная судьба Короленко после того, как в 1950 году Анатолий Дмитриевич Левитан привез из Москвы полную хоккейную амуницию для канадской игры: коньки, которые имели кривые лезвия, добротные клюшки. А комплект формы включал не только свитер, гетры, хоккейные шорты, но и защитные принадлежности. Анатолий Дмитриевич стал первым наставником по заокеанскому хоккею. Левитана назначили тренировать главную команду города — “Металлург”.

    В первый год Олег не смог пробиться в этот коллектив по молодости лет. Его взяли только в студенческую команду “Энергия”, которая была создана при Сибирском металлургическом институте (ныне СибГИУ). А вот через год его все же записали в “сталевары”, где капитаном был Василий Моргунов.

    Капитан

    Путь в профессиональный хоккей у Олега Короленко начался в пятнадцатилетнем возрасте. Играл не только за институтскую команду, но и в юношеском “Металлурге”. Выступал с “металлургами” и в финале первенства Советского Союза этого возраста. Он проходил в столице нашей Родины. Но лавров наша юная дружина в Москве не снискала. Юный Олег играл успешно. Много забивал. Поэтому не случайно через два года Левитан взял его во взрослую команду. С главной хоккейной дружиной Новокузнецка семнадцатилетний Короленко отправился в уральский город Ревда, где проходило первенство Центрального совета спортивного общества “Металлург”. Наши хоккеисты порадовали горожан. На этом турнире “сталевары” заняли первое место.

    Но большую роль в становлении будущего мастера спорта по хоккею с шайбой, безусловно, сыграл Алексей Никифорович Ветров, который сменил на “режиссерском” посту Анатолия Дмитриевича Левитана. Ветров вывел заштатную команду мастеров класса “Б” в чемпионы России. Это случилось в 1960 году. Новокузнечане впервые получили путевку играть в главной лиге “А” чемпионата СССР. И вели к этому успеху клуба наставник Алексей Ветров и нападающий Олег Короленко. Алексей Никифорович сумел увидеть в Короленко не только отличного игрока, бомбардира, но и достойного капитана. А должность “бригадира” обязывала быть авторитетом не только на ледяной площадке, но и вне ее. За десять сезонов, проведенных Короленко в высшей и первой лигах отечественного чемпионата, он забросил 253 шайбы. По этому показателю его включили во всесоюзный клуб Всеволода Боброва, членом которого мог быть хоккеист, имевший на своем счету не менее двухсот пятидесяти заброшенных шайб. И все эти годы от наставников “Металлурга” к капитану не было ни одного замечания бытового плана.

    Первое приглашение в другую команду Олег получил после домашней встречи с ленинградским клубом “ЛИИЖТ”. Это был матч чемпионата СССР в высшей лиге первого для нас сезона.

    После тридцати минут хозяева безнадежно проигрывали студентам-железнодорожникам — 1:6. Но, несмотря на это, в середине третьего периода “Металлург” сравнивает счет. Вскоре гости снова выходят вперед. Седьмая шайба влетела в наши ворота. На последней минуте этой драматичной встречи главный тренер “сталеваров” Алексей Ветров меняет вратаря на шестого полевого игрока. И вот, за несколько секунд до окончания игры, Короленко прицельным броском определил судьбу поединка — 7:7. Редкий счет. Олега отметил главный наставник “ЛИИЖТа”. Руководство ленинградского клуба сделало ему официальное предложение на переход в команду города на Неве. Но Короленко ответил отказом. После этого у него были и другие приглашения от наставников команд высшей лиги. Причем не в рядовые клубы, а в те, которые вели спор за медали. Но Олег Короленко не хотел оставлять маму, которая одна поднимала сына (папа был репрессирован в год его рождения), и остался в родном городе.

    В сердце: “Металлург”, “Мечта” и “Рассвет”

    После карьеры игрока Олег Короленко некоторое время поработал в родной команде главным наставником. Принял “Металлург”. Дал добротную предсезонную подготовку “сталеварам”. Фундамент для выступлений в предстоящем первенстве был заложен основательный, что и показали матчи предсезонного турнира в Усть-Каменогорске. Игра шла в одну сторону — в калитку противника. Поединки завершались убедительными победами новокузнечан.

    Казалось, что “Металлург” на правильном пути и может рассчитывать на высокое место не только в данном состязании, но и в предстоящем первенстве. Но главный наставник Олег Иванович Короленко в последний вечер перед финальной игрой этого предсезонного турнира с хозяевами получил ощутимую “оплеуху”. В этот день к отбою вовремя не пришли пять хоккеистов основного состава. Это были ветераны, с которыми главный тренер в предыдущем сезоне выходил на лед. Эти хоккеисты являлись своеобразным хребтом коллектива. Игроки, умудренные опытом, выпестовывали победы. Короленко, который был образцом личной дисциплины, не мог простить своим бывшим товарищам нарушения спортивного режима. Он понимал, что если сделает послабление этим игрокам, то на выступлении “Металлурга” можно сразу поставить крест. Нарушители спортивного режима были отчислены. “Металлург” проиграл финальную игру усть-каменогорскому “Торпедо” и стал серебряным призером.

    Команда приехала в Новокузнецк. До открытия чемпионата оставалось несколько дней. Замену ветеранам Олег Иванович нашел в молодежной команде. Но второй секретарь городского комитета КПСС был недоволен такой жесткой позицией новоиспеченного наставника. Он просил вернуть тех, кто провинился. Ведь на носу был чемпионат. Перед командой стояла серьезная задача после неудовлетворительного выступления “Металлурга” в прошедшем первенстве-1972/1973 первой лиги. Новокузнечане заняли одиннадцатое место из тринадцати команд. “Сталевары” едва удержались во второй по силе лиге чемпионата СССР. Поэтому и сменили главного тренера Германа Жарикова. Вместо него у руля встал Олег Короленко. И новому наставнику необходимо было вывести команду в середнячки.

    Но, несмотря на административное давление, Олег Иванович был тверд в своем решении. Главный тренер категорически отказал секретарю горкома, при этом заметил, что в этом сезоне уже точно не вернет хоккеистов, которые его подвели. И в конце их разговора твердо заявил: “Этого не будет, пока я стою у руля команды!”

    Обновленный “Металлург” стартовал неплохо. Были победы, были поражения. Но свою задачу “Металлург” выполнял. Новокузнечане шли в середине турнирной таблицы текущего первенства. А вот нажим на наставника продолжался. Теперь к просьбе вернуть игроков, нарушивших спортивный режим, подключился и партком Кузнецкого металлургического комбината. Вся эта околохоккейная нервотрепка, когда после проигрыша тебя тыкают носом за свою твердость, стала надоедать Олегу Ивановичу. И Короленко подал заявление на увольнение. Заступился за него только председатель профсоюзного комитета Николай Митрофанович Миловацкий. Он упрашивал главного тренера “Металлурга” не делать этого опрометчивого шага. Но Олег Иванович был тверд, как камень. Обратного шага не последовало.

    Короленко ушел залечивать душевную рану на производство. Стал работать оператором в обжимном цехе Кузнецкого металлургического комбината. Его место на тренерском мостике занял Анатолий Михайлович Окишев. И если Олег Иванович оставил своему бывшему товарищу по команде мастеров “Металлург” на девятом месте, то Анатолий Михайлович опустил команду на предпоследнее, двенадцатое место. В итоге новокузнечане вынуждены были перейти во вторую лигу чемпионата СССР, где задержались надолго…

    Ледовая игра, глубоко запавшая в сердце Олега Ивановича Короленко, не отпускала. Отдушину Короленко нашел в родном дворе, где на общественных началах стал тренировать мальчишек подросткового клуба “Мечта”. Занимался с ребятами после трудовой смены. Страсть к канадской игре с русским характером опять вспыхнула в нем, но уже с новой силой. После “Мечты” появился “Рассвет”. В этих детских хоккейных коллективах он реализовал свое тренерское самолюбие. “Мечта” в 1973 году завоевала серебряные медали, а “Рассвет” в 1976-м стал победителем Всесоюзных детских соревнований “Золотая шайба”.

    И если на тренерском поприще Олег Иванович Короленко как-то утолил свою спортивную жажду, то вот своей карьерой игрока остался недоволен.

    В общем-то, это очевидно. Как хоккеист он не реализовал себя по полной программе, что отпустила ему природа в этом виде спорта. Если бы не ложный патриотизм — быть ему в числе чемпионов мира!

    И все же втайне капитан “Металлурга” хотел, чтобы фамилия Короленко все-таки появилась на звездном небосклоне среди лучших хоккеистов мира. Он надеялся, что знаменитостью станет его сын Евгений. Хоккейную азбуку тот проходил под пристальным вниманием отца. Карьера Жени была стремительной и постоянно шла в гору. В составе команды “Рассвет” сын становился чемпионом страны в турнире “Золотая шайба”. Этот финал лучших дворовых коллективов Советского Союза проходил в Вильнюсе. И мало кто знает, что Женя Короленко был назван лучшим игроком первенства, оставив при этом не у дел будущую звезду Национальной хоккейной лиги Игоря Ларионова — трехкратного обладателя Кубка Стэнли, который в те годы выступал за мальчишек из города Воскресенска.

    После этого сын выступал за молодежную сборную СССР. В ее составе завоевал серебряную медаль на чемпионате Европы. Его взяли в команду мастеров московского “Динамо”. Но столица не стала родным домом. Получив серьезную травму, выступая за бело-голубых, Евгений ушел из большого хоккея.

    Вместо эпилога

    Казанский “Ак Барс”, который в то время тренировал Юрий Иванович Моисеев, прилетел в Новокузнецк на матч чемпионата России с “Металлургом”. Моисеев уж очень хотел увидеться со своим давним товарищем. До игры им поговорить не пришлось.

    И вот матч закончился. Победили хоккеисты из Татарстана. После пресс-конференции пошел на выход. И вдруг на улице у Дворца спорта встретился с Олегом Короленко. Он направлялся на встречу с Моисеевым. Я попросил составить ему компанию. Олег Иванович разрешил. И вот стою я среди великих игроков и слушаю их воспоминания далекой молодости.

    — Олег, а ты помнишь, — говорит Моисеев, — как после тренировки на спор выпивали по трехлитровой банке парного молока… А как пришли в цех получать зарплату… Для меня это было первое денежное довольствие в “Металлурге”. Очередь в кассу. Но рабочие безропотно пропустили нас вперед. Я получил деньги. Оборачиваюсь к тебе и спрашиваю: “Что так много?” А рабочий, стоявший рядом, говорит: “Бери, ты их заработал на льду. Самое главное, больше забивай!”

    Автобус с казанскими хоккеистами уже был готов к отъезду в аэропорт. Но все ждут главного тренера. Наступает прощальная минута. Они обнимаются. Моисеев подает руку и произносит: “Все, Олег, мне пора. Спасибо за встречу. Я всегда помню тебя, капитан. Тебе немного не повезло. Но ты был лучшим!”

    — А вы, — обратился ко мне Моисеев, — так и напишите: “Короленко — великий хоккеист!”

    Комментарии читателей:


    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП