Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь

С 1 января 2025 года в Кузбассе подорожают электрички

СоваВоЗлеОлимпа: "Теба - счастливое детство"

27 декабря И. Середюк встретится с бизнесом Новокузнецка

Кузпресс: новости, проблемы, перспективы. Новокузнецк, Кузбасс, Сибирь  
  • Экономика
  • Культура
  • Экология
  • Происшествия
  • Криминал
  • Общество
  • Политика
  • Выборы
  • Спорт
  • Разное
  • Городское хозяйство
  • Новации
  • Здоровье
  • Протесты
  • Погода, климат
  • Вооружённые конфликты
  • Подписка на рассылку:
    Архив:
    Пн Вт СрЧт Пт Сб Вс
                1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30 31
    Счетчики:
    Яндекс.Метрика
    КузПресс
     Главная   Новости   Официально   Рейтинг   Фото
    06.10.2018 | Карагемский прорыв просмотров: 3402 | комментариев: 25
    Карагемский прорыв
    "Историю освоения Карагемского прорыва почти по Википедии" рассказывает гость портала КузПресс Седьмой спутник

    Карагемский прорыв - это технический «непроход» на реке Аргут, несущей взвесь с ледников Чуйского и Катунского хребтов, из-за чего вода в реке напоминает минерализованную пульпу или, что вернее, жидкий цемент – удар брызги в физиономию вполне сравним с полновесной пощёчиной.
    Лично я знаком с Аргутом в его нижнем течении. Это случилось во время сплава по Катуни. На стрелке рек хорошее стояночное место и шуточный туристский музей (одни чудаки припёрли сюда даже унитаз). Приятный отдых после серьёзного испытания – порога «Ак-Кемский прорыв»…
     
    Попытки пройти «Карагем» на деревянных плотах и надувных судах типа плота «сажневского» (Сажнёв – известный в туристских кругах новосибирский водник), насколько знаю, даже и не предпринимались, катамараны и рафты «Карагема» избегали. Про каякеров нефик и говорить.
     
    Наконец, коллективный разум водников Кузбасса и Алтая изобрёл судно нового типа – «бублик». Это две надувных «баранки», соединённые между собой рамой. Не умеет переворачиваться, пошатается на валах и становится на киль. Гребцы сидят внутри «баранок» и управляют «бубликом».
     
    Насколько знаю, первый в истории водного туризма «бублик» пошил известный мастер оригинального туристского снаряжения, новокузнечанин Константин Эриксон, слава ему!
     
    После нескольких успешных прохождений сложнейших «шестёрок» судно нового типа было признано за годное. Хотя и получило долю скепсиса от сторонников традиционных плотов и катамаранов за «неспортивность». Мол, экий непотопляемый и непереворачиваемый «ванька-станька», в него хоть манекена посади – пройдёт что хошь.
    Авторам-изобретателям скепсис был пофик и они концом апреля 1990 года рванули на «Карагем», на который, фигурально выражаясь, облизывались много лет.
     
    9 мая 1990 «Бубль» с экипажем: Александр Проваторов (Барнаул) и Анатолий Шульжик (Ленинск-Кузнецкий) прошли прорыв. Вроде бы не полностью, но явно бОльшую шестикилометровую его часть.
    Есть видеосъёмка. Особенно впечатляет момент эвакуации экипажа с камня посреди потока рядом с порванным в клочья «бубликом».
    Правоторову и Шульжику не поверили.
    Это бывает. Федерация водников находится на Москве, а москвичи не верят, что сибиряки в состоянии их опередить.
     
    Тут же последовало несколько московских попыток.
    На верхнюю часть каскада не покушались, осваивали нижнюю его часть. Вот хроника:
    «Август 1990 г. Судно — 4-х местный катамаран. Команда под руководством Сергея Лагоды прошла нижнюю часть Карагемского прорыва.
    1995 г. Судна — четырехместный катамаран и плот. Московская группа под руководством чемпиона России, Дмитрия Марчука. Нижняя часть прорыва. Ближе к концу порыва был смыт с плота и погиб Андрей Волков.
    1998 г. Судно — 4-х местный катамаран. Московская группа под руководством Сергея Черника. Прошли нижнюю часть прорыва».
     
    Сибиряки вернулись на «Карагем» в 1999 году.  Не очень успешно. Суда — два "Бубля". Экипажи — Александр Проваторов - Юрий Скородумов прошли до первого водопада. Вячеслав Воронко - Александр Галяпин — на самом опасном участке прорыва "Бубль" разломился. Погиб Вячеслав Воронко.
     
    В 2002 году пришла московско-сибирская команда. Судно — плот "Тибет". Экипаж: Сергей Лагода, Александр Проваторов, Сергей Крюков, Александр Зорин. Попытка прохождения Карагемского прорыва. Не доходя до первого водопада, судно село на камни, экипаж переправился по веревкам на берег, а плот сдернули только УАЗом с дороги.
     
    Порог Карагемский прорыв был полностью пройден 24 августа 2003 г. на судне "Бубль". Экипаж: Александр Проваторов, Сергей Блошкин, Владислав Зырянов.
    Официально.
     
    Спустя 20 лет после первой, замечу, довольно успешной по сравнению с рядом последующих, попытки ветераны Анатолий Шульжик и Александр Правоторов с друзьями вновь приехали на «Карагем». Отметили свой юбилей и проассистировали водникам нового поколения, которые прямо на их глазах ЧИСТЕНЬКО покорили прорыв и теперь нет ни доли сомнения, что главная «закавыка» Горного Алтая покорена.
     
    Об этом фильм, который ниже.

    Автор: В.П.

     

    Комментарии читателей:


    Обсуждение материала зарегистрированными гостями портала возможно на актуальной версии сайта КузПресс.    Перейти    Зарегистрироваться    В Клуб КП

    Реклама: