Недавно мне позвонили из расчетного центра — автоответчик напомнил о долге моих родственников за услуги ЖКХ.
Дав "отбой" соединению, я подумала: а ведь в этом случае расчетный центр выступает практически как коллектор! И, между прочим, нарушает закон. Потому что номер, с которого поступил звонок, был скрыт. Не так давно власти ужесточили законодательство, касающееся деятельности коллекторов, еще туже затянув гайки "собирателям долгов", которые переходят черту в общении с должниками. Начиная с 21 июля за нарушения при работе с должниками работникам банков, микрофинансовых организаций и коллекторам грозит уголовная ответственность. А за насилие и угрозы в отношении задолжавших граждан недобросовестный коллектор может попасть на несколько лет за решетку. Только за прошлый год в Федеральную службу судебных приставов (ФССП) обратились более 39 тысяч человек с жалобами на нарушение коллекторами их прав, отмечает "Парламентская газета". За административные нарушения в работе в отношении коллекторов возбудили 5,6 тысячи дел, что на 40 процентов больше, чем годом ранее. Случалось, что ответственность за свои действия коллекторы несут и по Уголовному кодексу. В июне в Москве, например, они так старались напугать своего "клиента", что подожгли дверь квартиры — как оказалось, чужой. И стали фигурантами уголовного дела по статье "Хулиганство". Отныне в Уголовном кодексе РФ есть статья для коллекторов, злоупотребляющих своими полномочиями при взыскании долгов, — "Незаконное осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц". За угрозы или распространение ложных сведений, порочащих честь должника и его близких родственников, коллекторов накажут либо штрафом в размере от 300 до 500 тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до 5 лет без права занимать определенные должности на срок до трех лет. А за те же преступления, совершенные группой лиц по предварительному сговору или с применением не опасного для жизни и здоровья насилия, посадят за решетку на срок до 7 лет со штрафом до 1 миллиона рублей. Такое же наказание ждет за поврежденное при взыскании имущество должника. Ну а самое строгое наказание предусмотрено за угрозы, совершенные организованной группой, за опасное для жизни и здоровья насилие и за порчу имущества в особо крупном размере — лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом до пяти миллионов рублей. Что могут, а что не смеют делать коллекторы? Все их полномочия закреплены в Федеральном законе № 230 от 03.07.2016 года "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности?". Этими нормами коллекторам разрешается взаимодействовать с должником посредством личных встреч, телефонных переговоров, отправлять телеграфные, текстовые, голосовые сообщения, присылать письма по почте. Есть и другие способы взаимодействия, но они должны быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени. Причем должник вправе в любой момент отказаться от исполнения этого соглашения, разумеется, предупредив об этом кредитора. Встречаться с должником лично можно не более одного раза в неделю. Звонить ему по телефону можно не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми — в месяц. Отправлять сообщения, в том числе через Интернет и мобильный телефон, разрешено до двух раз в сутки, до четырех раз в неделю и не больше 16 раз в месяц. Время встреч и звонков также строго определено: с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и праздникам. При этом запрещается скрывать информацию о номере контактного телефона, с которого осуществляется звонок. Ночные звонки, визиты, шантаж и угрозы запрещены! Коллекторам также запрещается оказывать на должника психологическое давление, унижать его честь и достоинство. Беспокоить близких, родственников или соседей должника разрешается только при их предварительном письменном согласии. Зачем такие ограничения — понятно: власти хотят привести деятельность коллекторов в цивилизованную форму. Но при стольких запретах общение с должником скорее может напоминать легкий флирт без всяких перспектив на достижение желаемого результата — со стороны взыскателя, конечно. А теперь взаимодействие сторон предлагается проводить с помощью "автоматизированного интеллектуального агента".Речь идет о программном обеспечении для отправки голосовых сообщений, которое применяет системы генерации и распознавания речи и поддерживает определенные сценарии разговоров в зависимости от содержания диалога. Звонки от таких электронных помощников будут уравниваться с действиями человека, как и с существующими лимитами при контактах с должниками: частота общения автоматизированного интеллектуального агента не должна быть больше одного раза в сутки, более двух раз в течение календарной недели и более восьми раз в течение календарного месяца. Законопроект с поправками об интеллектуальном агенте прошел второе чтение, его дорабатывали более полугода — с учетом большого количества поступивших предложений от коллекторских агентств и представителей банковского сектора. Например, в новую редакцию вошло такое положение: если одно сообщение, направленное кредитором или представителем кредитора должнику, по причинам, не зависящим от кредитора или его представителя (в том числе в связи с техническими ограничениями, установленными на оборудовании должника), было доставлено должнику в виде нескольких сообщений (либо частей сообщения), при этом все сообщения (и части сообщения) объединены общим смыслом и представляют собой единый, связный текст, то такое сообщение признается единым (одним) сообщением. А если при обмене сообщениями с должником на первое или последующие сообщения был получен его ответ, то дальнейший обмен между кредитором или представителем кредитора и должником в течение одного дня до прекращения обмена сообщениями со стороны должника учитывается как непосредственное взаимодействие, "осуществляемое по инициативе должника". Иначе говоря, если должник сбрасывает звонок, то кредитор или коллектор может звонить, пока не донесет до гражданина всю информацию о взыскании, и это будет считаться одно сообщение — хоть весь день звони. Но стоит должнику ответить на сообщение "добрый день", то все дальнейшие переговоры будут считаться добровольным поддержанием беседы на приятную тему. Документом также предлагается включить в периметр государственного контроля не только профессиональные коллекторские агентства, но и коллекторские подразделения кредитных организаций и микрофинансовых институтов (привет банковским службам безопасности!). Согласно поправкам, представителем кредитора сможет быть не только коллектор, но и банк, действующий в качестве представителя кредитора, если он входит в одну группу лиц с этим банком, специализированное общество, ипотечный агент или Единый институт развития в жилищной сфере. При этом, по мнению авторов, кредитные и микрофинансовые организации, ведущие коллекторскую деятельность посредством личных встреч, телефонных и прочих переговоров, должны обладать соответствующими оборудованием и программным обеспечением, чтобы вести аудиозапись общения с должниками. Все текстовые, голосовые и прочие сообщения должны будут храниться в течение трех лет. Но если коллекторам (а с принятием поправок к закону — и "автоматизированному интеллектуальному агенту) запрещено оскорблять должника, унижать его достоинство или давить на него психологически, то должнику никто не мешает "сгенерировать" разговор с "агентом" на свой лад. Интересно было бы послушать такую беседу. Хотя долгов у меня нет. |
Комментарии читателей: