Новокузнечане мечтают пересадить чиновников в автобусы.
Недавно по телевизору показывали фильм "2 дня". Незатейливый сюжет, обнажающий реалии нашей российской действительности: федеральный чиновник приезжает на два дня в провинцию, в музей-усадьбу писателя, по его мнению, "третьего ряда", чтобы "прощупать почву". Власти хотят музей закрыть, а в усадьбе устроить что-то вроде "зоны экономического развития" на природе — с ресторанами, гольф-полями и прочими атрибутами этого "развития". Но в музее есть жизнь и сотрудники, получающие копеечную зарплату и вынужденные держать скотину и огороды, чтобы хоть как-то выжить. Им желание чиновников закрыть музей, перед которым они бессильны, — как ножом по горлу. Да что там говорить — интеллигентные, образованные люди, ученые, абсолютно лишены права голоса в этом вопросе. В результате закончилось все хорошо, романтично, как бывает в кино: чиновник оказался не таким уж "динозавром", понял чаяния музейщиков и даже влюбился. И, лишившись поста в министерстве, неожиданно стал губернатором. Только так бывает в кино. В жизни все по-другому. Но в одном важном моменте создатели фильма не ошиблись: чиновники и обычные люди видят ситуацию по-разному, потому что у них совершенно разные цели и задачи. Чиновнику, который подчиняется вышестоящему начальнику, начхать на мысли простых людей, а те ждут поддержки, участия или хотя бы понимания. Но не могут найти — по определению. За примером далеко ходить не надо — транспортная реформа в Новокузнецке, которая уже всем набила оскомину. Когда количество жалоб на неудобство новой схемы движения зашкалило, "двигатель" реформы, глава Новокузнецка Сергей Кузнецов сказал в прямом эфире, что, мол, больше не будет автобуса от подъезда! Этим он как будто сообщил согражданам, что им придется выходить из привычной "зоны комфорта". Открою Сергею Николаевичу страшную тайну: для человека это нормально — желать удобства! Хотеть жизни в комфортных условиях — естественно! И этот комфорт люди выстраивают годами. Но в один прекрасный день им говорят: автобуса, который довезет вас до работы, школы или поликлиники прямым путем за 20 минут, больше не будет. Выходите за час, предварительно изучив расписание, за точность которого мы пока не отвечаем, и добирайтесь до нужного места с пересадкой. Зачем? Ведь система прекрасно работала, а теперь человека в одночасье выбили из привычного ритма буквально насильственным путем. И вот тут начинается непонимание целей. У мэра есть забота — наполнение бюджета: как он сам говорил, перевозчики-частники не помогали решать эту проблему. Новые перевозчики (тоже, между прочим, частники) помогли? Горожане только потом узнали, сколько придется заплатить из городской казны, чтобы компенсировать затраты на исполнение контрактов. Крупнейшие подрядчики-перевозчики заключили с городом муниципальные контракты до декабря 2030 года. При этом в техническом задании указано, что автобусы должны быть не старше одного года. Интересно, каким будет износ транспорта в наших климатических условиях, если уже сейчас приходится отключать кондиционеры, чтобы автобус не встал на маршруте? Сколько автобусов выживет до конца срока действия контракта? Не придется ли подрядчику покупать новые, чтобы выполнить обязательства? Или снова пересядем на ПАЗики? Сначала власти клялись и божились, что не будет повышения стоимости проезда. Но потом все же повысили, по сути "аннулировав" еще один аргумент против частников. Сказали, что транспортная реформа на пользу льготникам, которые смогут ездить и пользоваться своими преимуществами не только в трамваях и троллейбусах, но и в автобусах. Но вскоре транспортники пожаловались, что льготники совершают слишком много поездок — гораздо больше, чем было рассчитано изначально с учетом компенсации из бюджета за их перевозку. И, наконец, неуловимый "летучий голландец" под номером "3.4.5", который возит без билетов, за наличный расчет и за те же 25 рублей. И ничего с ним поделать не могут! А ведь, судя по наблюдениям, эта маршрутка практически не ходит пустой. Значит, пассажирам она удобна? И это, пожалуй, единственное средство, которое позволяет реально, рублем, высказаться о том, что они думают о транспортной реформе, — не желая ждать синего автобуса с его кондиционерами и валидаторами, прыгают в "неудобный" и нелегальный ПАЗик. Забавно будет, если когда-нибудь власти города, рассказывая о достижениях в сфере городского транспорта, заявят, что номер "3.4.5" был оставлен на маршруте "по многочисленным просьбам жителей". Хотя обиду мэра понять можно, ведь граждане с ветерком провозят живые деньги мимо официального транспорта и, как понимаем, бюджета. Ждать от горожан ответной реакции на бюджетные проблемы, думаю, не стоит. В большинстве своем люди заняты своими делами, профессиональными или личными. Им бы добраться быстро до нужного места, не важно каким способом, а бюджет — дело чиновников, включая мэра. Собственно, он для этого и занимает свою должность, чтобы заботиться о бюджете, и нечего перекладывать заботы о наполнении казны на граждан, если они не хотят думать об этом. Это тоже их зона комфорта. А все разговоры о совместном управлении городскими делами, распоряжении средствами — это не более чем популизм. Кто допустит обычного человека, не финансиста, не экономиста, до реальных финансов? Хотя некоторым чиновникам даже калькулятор не помогает научиться правильно считать… Кстати, однажды в прямой эфир к главе города дозвонилась пенсионерка, которой очень хотелось добираться легко и быстро от своей остановки на проспекте Кузнецкстроевском до вокзала. Но с тех пор, как маршрут № 62 "почил в бозе", туда не ходит ничего, кроме маршрутов № 27 и № 80. Но ильинский автобус курсирует "в час по чайной ложке", и подгадать поездку не всегда возможно по времени. А 27-й объезжает половину города, прежде чем довезти до пункта назначения. Мэр обещал разобраться, посмотреть расписание… Прошел месяц. И тишина. "Все осталось по-старому, — сообщила в редакцию Галина Павловна, автор той просьбы. — Вот бы заставить наших чиновников хотя бы неделю поездить на общественном транспорте! Не просто пару остановок прокатиться с инспекцией, а по обычным делам — в поликлинику, в банк, на работу. Что бы они тогда сказали?"Киношным музейщикам, которые ждали помощи от заезжего чиновника, тоже до его планов о "зоне экономического развития" было как до Луны. Им надо было сохранить культурное наследие, пусть даже его оставил писатель третьего ряда, и продолжать работать над исследованием его творчества. Хотя их жизнь с возможностями, ограниченными скромным бюджетом, комфортной не является. Но ведь так у нас во всём! Назовите хоть одну сферу, где денег было бы достаточно и хватало на всё. Образование, медицина, спорт, социальная поддержка? Или та же культура? По большому счету мы в полноценной зоне комфорта и не были, чтобы из нее выходить. Но почему-то нас периодически заставляют это делать, даже не спрашивая, хотим ли мы этого. |
Комментарии читателей: